Источник: Эксперт-Online
Все упорнее разносятся слухи о том, что Министерство образования и науки разделят на два ведомства. Одно будет заниматься школами, другое — наукой. Идея курирования образования от яслей до докторантуры исчерпала себя и вызывает все больше нареканий
В нашей стране вопрос про разделение — объединение Министерства образования и науки возникает регулярно. Десять — пятнадцать лет назад у нас было три органа вместо нынешнего: Министерство общего образования, Государственный комитет по высшему образованию и самостоятельный орган по науке.
Что эффективнее? Почему раньше отказались от модели в несколько ведомств, а сейчас решили снова к ней вернуться? Конкретных исследований на этот счет не проводилось. Я думаю, что здесь главную роль играет политический фактор, какие-то управленческие вещи. Министерство образования имеет большое значение в государственном управлении, это огромное ведомство, регулирующее работу очень важных учреждений.
Хоть сейчас решение о разделении Минобра еще на уровне слухов и окончательного постановления нет, но, на мой взгляд, после президентских выборов 2012 года у нас будет два новых министерства. Как они будут разделены и за какие сферы будут отвечать, пока неясно. Наиболее вероятный сценарий: у нас будет одно ведомство по школьному образованию, другое — по науке. Непонятно пока, куда будут отнесены вузы.
Но по большому счету в школьной жизни разделение министерства мало что изменит. Основные полномочия по управлению и финансированию школьного образования лежат на субъектах Федерации и муниципалитетах. Финансирование науки у нас тоже идет по разным целевым программам и специальным госпрограммам. За министерствами останется принятие подзаконных нормативных актов и стандартов образования.