Вклад Ленинградской епархии в победу над фашизмом. По новым документальным источникам
М.В. Шкаровский, доктор исторических наук, профессор ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга
К началу Великой Отечественной войны отношения между государством и религиозными организациями в СССР были далеки от нормальных. Множество запретов опутывало Церковь со всех сторон, сотни священников томились в тюрьмах и лагерях. Так, в одной из крупнейших епархий страны — Ленинградской — к лету 1941 г . уцелел лишь 21 православный храм, отсутствовали монастыри, духовные учебные заведения и Т.п. На всей территории Российской Федерации (не учитывая Прибалтику, Украину. Белоруссию и Молдавию) к этому времени имелось лишь два правящих архиерея: возглавлявший Московскую Патриархию Патриарший Местоблюститель Сергий (Страгородский) и митрополит Ленинградский Алексий (Симанский).
Начавшаяся 22 июня 1941 г . война коренным образом изменила весь привычный уклад жизни в стране. Хорошо известно, что с первого дня войны Русская Православная Церковь заняла патриотическую позицию, начав сбор средств в фонд обороны, выпустив целый ряд воззваний с призывом к защите родины и Т.д. Это не могло не оказать влияние на советское руководство. В начале1942 г. было разрешено в пропагандистских целях возобновить издательскую деятельность Русской Церкви. 10 марта Л.П. Берия написал Сталину о том, что немцы пытаются использовать Церковь на оккупированной территории в своих целях, и НКВД считает целесообразным силами Московской Патриархии подготовить книгу-альбом, разоблачающую действия фашистов. Вскоре Политбюро приняло секретное решение о подготовке и публикации этого издания. Предисловие к книге «Правда о религии в России» написал Патриарший Местоблюститель, заметное место в ней занимали обращения и статьи митрополита Алексия. Подготовлена книга была в чрезвычайно короткие сроки и уже летом вышла из печати. Книга эта была издана тиражом 50 тыс. экземпляров, одновременно на нескольких языках и распространялась в США, Великобритании, Швеции, на Ближнем Востоке и за линией фронта. В 1943 г . была подготовлена и напечатана еще одна пропагандистская книга «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», посвященная патриотической деятельности Московской Патриархии. В издание вошли и послания Владыки Алексия и его телеграмма Сталину.
В Ленинграде изменения в отношении городских властей к Церкви стали происходить уже в начальный период войны. Помимо церковных взносов в фонд обороны одной из сфер сотрудничества стала маскировка храмов, которые могли стать ориентирами и целями при воздушных налетах на город. Первая пробная маскировка была проведена 6 августа 1941 г . в Никольском соборе: сделали покрытие золоченого креста одного из куполов с помощью ткани и покраску нижней части купола. Работы по маскировке собора были сложными и продолжались в 1942 г ., в том числе и в зимнее время. Подобные работы проводились и в отношении других храмов города, не только действующих, но и закрытых.
В подвальных помещениях ряда храмов (например, в Спасо-Преображенском соборе) были устроены бомбоубежища. Под Казанским собором в период блокады находился детский сад и одно время отдел штаба Ленинградского фронта. Многие храмы использовались для хранения культурных ценностей. Целый ряд церковных зданий выполнял функции, связанные с патриотическим воспитанием жителей города и бойцов Ленинградского фронта. Особенно большую роль при этом играла Александро-Невская Лавра. В конце 1941 г . в части лаврских зданий разместился приемно-распределительный госпиталь № 1. Присутствие на территории Лавры большого количества военнослужащих стало одной из причин устройства в храмах монастыря мест патриотического воспитания защитников города.
Обращение в ходе войны к русским патриотическим, в том числе православным церковным традициям играло чрезвычайно важную роль в обороне Ленинграда. Достаточно упомянуть тот факт, что с городом на Неве была тесно связана жизнь, деятельность или история захоронений знаменитых русских полководцев — А. Суворова, М. Кутузова, Ф. Ушакова, св. кн. Александра Невского, в честь которых учредили ордена в советских вооруженных силах. В Благовещенской церкви Лавры находилась могила генералиссимуса А.В. Суворова, и в 1942 г . было произведено ее художественное оформление. Сюда, к могиле непобедимого полководца приходили воины, отправлявшиеся на защиту родного города. Осенью 1942 г . было произведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 г . находилась рака с мощами св. Александра Невского, а в 1944 г . в соборе была устроена выставка, посвященная князю, которую посетило большое количество военнослужащих Ленинградского фронта и жителей города.
Значительную роль в патриотическом воспитании играли также Петропавловский (где был открыт доступ к могиле Петра 1) и Казанский соборы. На площади перед последним у памятников полководцам Отечественной войны 1812 г . Кутузову и Барклаю де Толли давали клятву уходившие на защиту Ленин града воины. Для этой цели памятники в виде исключения не были закрыты мешками с песком. Одновременно воины посещали и расположенную в соборе могилу фельдмаршала М.И. Кутузова. В архивах имеются фотографии, запечатлевшие эту церемонию. Уже в первые месяцы войны антицерковная экспозиция занимавшего храм Музея истории религии была закрыта, и к осени 1941 г . устроена выставка «Героическое прошлое русского народа». Полотна, рассказывавшие о военной истории России, и плакаты, призывавшие к борьбе с захватчиками, были размещены сначала напротив собора, а в октябре — на его колоннаде. С 1942 г , в Казанском соборе была развернута выставка «Отечественная война 1812 г .», которую активно посещали делегации с фронта.
Существенным шагом городских властей навстречу верующим стало выделение православным приходам минимально необходимого количества вина и муки для Причащения богомольцев, так как в блокированном городе эти продукты было невозможно купить. Своеобразное признание значительной роли религиозного фактора в обороне города со стороны властей произошло весной-летом 1942 г . Когда принималось решение оставить в городе лишь тех, кто необходим для удовлетворения потребностей фронта и «насущных нужд населения», приходское духовенство получило возможность продолжить свое служение. Были эвакуированы лишь два штатных священника: 27 марта — Сергий Бычков и 24 июля — Илия Попов. Впрочем, и в действующую армию священнослужители Ленинграда призывались редко, лишь в конце нюня 1941 г . — диакон Иоанн Долгинский и протоиерей Николай Алексеев, а в марте 1943 г . диакон Михаил Воронин. Следует упомянуть, что от голода в дни блокады умерли 20 из 50 священнослужителей.
Явной уступкой Церкви было последовавшее в апреле 1942 г . разрешение в ряде крупных городов совершать Пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажженными свечами. Произошло фактическое снятие некоторых ограничении на внебогослужебную деятельность, проведение массовых религиозных церемоний. О них даже стали сообщать в средствах массовой информации. Так, по указанию городского руководства фотографы В.г. Куликов и А.А. Шабанов снимали во время богослужения внутренний и внешний вид соборов и церквей Ленинграда на Пасху 1942 г . и Рождество 1943 г .
К лету 1942 г ., когда стала очевидной политическая значимость церковного вопроса, сложилась система сбора информации о деятельности религиозных организаций на оккупированной территории и в пределах СССР. Основным информатором правительственных и партийных органов стал Наркомат внутренних дел. От него же исходили инициативы по проведению различных акций в отношении религиозных организаций. В архивах сохранилось большое количество докладных записок заместителей наркома внутренних дел В.Н. Меркуловаи Б.З. Кобулова секретарю ЦК ВКП(б) А.С. Щербакову, в 1942-1943 гг. курировавшему религиозные вопросы по партийной линии, В этих записках запрашивались санкции на издание типографским способом и распространение патриотических воззваний священнослужителей, проведение соответствующих радиопередач, ограничение контактов православного духовенства с военнослужащими и т.д.
5 января 1943 г . Патриарший Местоблюститель предпринял важный шаг на пути к фактической легализации Церкви, использовав сборы на оборону страны. Он послал И. Сталину телеграмму, прося его разрешения на открытие Патриархией банковского счета, куда вносились бы все деньги, пожертвованные на нужды войны. 5 февраля председатель СНК дал свое письменное согласие. Получив разрешение открыть банковский счет. Патриархия приобрела урезанный статус юридического лица. 14 января 1943 г . и митрополит Алексий направил телеграмму Сталину о том, что Ленинградская епархия внесла в фонд обороны страны 3182 тыс. руб., а также пожертвования ценными вещами и на постройку колонны танков им. Димитрия Донского еще 500 тыс. руб. На эту телеграмму был получен ответ. Обе телеграммы опубликовали в газетах. О новых 1770 тыс. руб., собранных для армии епархией, Владыка в мае 1943 г . вновь известил телеграммой Сталина и 17 мая Верховным главнокомандующим была отправлена ответная телеграмма, опубликованная в газете «Правда». Сталин послал и персональную благодарственную телеграмму протодиакону Л. Егоровскому, внесшему в фонд обороны наибольшие из ленинградских священнослужителей пожертвования.
В рамках обращения в ходе войны к русским национальным патриотическим традициям в кинохронике начали показывать немыслимые еще недавно кадры: в освобожденных городах жители встречают советских солдат, и некоторые из бойцов, осеняя себя крестным знамением, прикладываются к иконам; освящается танковая колонна, построенная на пожертвования верующих и т.д. Зимой 1942/43 г. на студии Ленкинохроники был снят документальный фильм «Сбор ленинградскими верующими средств на танковую колонну имени Димитрия Донского и эскадрилью имени Александра Невского». Его автор, фронтовой кинодокументалист Н.А. Сотников, вспоминал: «Это был приказ, боевое задание и, как мне намекнули, задание правительственное. Фильм предназначался для показа за рубежом, цели имел пропагандистские, должен был способствовать открытию второго фронта. <…> С самого начала фильму были созданы максимально привилегированные условия — и не только по военным, блокадным меркам. <…> Любая моя просьба по этому фильму воспринималась как приказ. А консультантом мне было рекомендован опригласить самого митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия». Владыка принял съемочную бригаду утром в Никольском соборе, и в тот же день около полудня состоялась съемка сбора пожертвований в этом храме. По свидетельству Н. Сотникова, его удивило, сколько верующих пришли внести свою лепту в оборону родного города и страны.
В Ленинграде городское руководство с большей охотой шло навстречу просьбам верующих. Важной вехой во взаимоотношениях государства и Церкви в блокированном городе стало 1 мая 1943 г . В этот день была введена новая «Инструкция об отнесении населения к группам снабжения при выдаче продовольственных и промтоварных карточек». Служители культа были приравнены в ней к советским служащим, а ведь в 1918-1937 гг. они относились к так называемым «лишенцам». 3 мая 1943 г . приходской совет Никольского собора обратился в Ленгорисполком с ходатайствами: об установке в квартире митрополита Алексия при соборе телефонного аппарата и о выдаче пропусков «На право хождения по улицам во время воздушной тревоги для работы в храме» трем священнослужителям и председателю «двадцатки». Вскоре оба разрешения были получены. Летом комендант Князь- Владимирского собора Л. Парийский впервые исполнил ответственное поручение властей — с 5 июля по 26 августа он был командирован в южные районы Ленинградской области (частично освобожденных от оккупации) с целью получения представления о религиозной жизни в них. Позднее — в 1944 г . подобные задания священно- и церковнослужители выполняли неоднократно.
Глубокие изменения в жизни Русской Церкви начались после официального приема в Кремле 4 сентября 1943 г . И. Сталиным и В. Молотовым митрополитов Сергия, Алексия и Николая. 8 сентября в Москве состоялся Собор епископов, на котором 19 иерархов единогласно избрали Патриархом Московским и всея Руси митрополита Сергия. Собор также обратился к христианам всего мира с призывом объединиться для окончательной победы над фашизмом. Митрополит Алексий принял самое активное участие в предсоборной деятельности и выступил на Соборе с докладом «Долг христианина перед Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны». 12 сентября произошла интронизация Патриарха, а через неделю в он приветствовал прибывшую из Великобритании делегацию Англиканской Церкви. Все 10 дней пребывания делегации в СССР с ней был митрополит Алексий. Как постоянный член созданного при Патриархе Свящ. Синода Владыка являлся ближайшим помощником Первосвятителя и играл активную роль в установлении международных связей Русской Церкви, возобновлении в сентябре 1943 г . выпуска «Журнала Московской Патриархии». Митрополит Алексий не только был членом редакционной комиссии журнала, но и активно сотрудничал с ним как автор, опубликовав в первых же номерах две свои статьи.
Подавляющая часть населения Ленинграда положительно отнеслась к сближению правительства с Церковью. Но при этом многие объясняли этот факт давлением, которое оказывали на СССР союзники. Интеллигенция оценила политический смысл маневра Сталина как шаг, направленный на консолидацию общества в ходе войны, а также выбивающий один из козырей нацистской пропаганды. Молодежь же оказалась в основном дезориентирована, поскольку выросла в антирелигиозном государстве. В 1943 г . Ленинградское Управление НКГБ переслало в Москву специальную сводку «характерных высказываний населения Ленинграда в связи с приемом товарищем Сталиным митрополитов Алексия, Сергия и Николая». Духовенство северной столицы восприняло прием Сталиным митрополитов с большой надеждой, как изменение стратегического курса «всерьез и надолго». Это видно из другой секретной сводки Управления НКГБ, содержащей высказывания священнослужителей.
С осени 1943 г . представителей ленинградского духовенства стали привлекать к участию в общегородской общественной работе. Так, протоиерей П. Тарасов участвовал в деятельности городской специальной комиссии, а протоиерей Н. Ломакин — в городской и областной Комиссиях по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (в дальнейшем он выступил в качестве свидетеля обвинения на Нюрнбергском процессе). Митрополит Алексий вел переговоры о подготовке и издании книги о патриотической работе в Ленинградской епархии в годы войны (в итоге книга не вышла). А 11 октября 1943 г . впервые за все годы советской власти 12 ленинградским священнослужителям были вручены правительственные награды медали «3а оборону Ленинграда».
Позднее этой медалью наградили еще несколько клириков, но отнюдь не всех. Всего же правительственные награды получили 24 ленинградских священнослужителя, в том числе 12 — две медали: «3а оборону Ленинграда» и «3а доблестный труд в Великой Отечественной войне». Награждены были и несколько десятков церковнослужителей. Происходили и другие перемены. Военнослужащие Ленинградского фронта, в том числе офицеры, стали посещать богослужения в храмах города (известно, что на некоторых богослужениях в Никольском кафедральном соборе присутствовало командование фронта во главе с маршалом Говоровым) и даже порой прислуживать в церкви. 14 декабря 1943 г . созданный в этом году Совет по дела Русской православной церкви разрешил Ленинградскому митрополиту иметь технический аппарат, и 15 апреля 1944 г . в здании Никольского собора открылась епархиальная канцелярия.
Религиозный фактор сыграл существенную роль в обороне города. Действовавшие во время блокады 10 православных храмов активно способствовали мобилизации материальных средств и духовных сил ленинградцев. Проявления патриотической деятельности Русской Церкви были очень многообразны: морально-нравственное влияние (через послания, обращения, проповеди); сбор денежных средств (в Ленинградской епархии в общей сложности около 17,5 млн.), драгоценностей, медикаментов, одежды, продуктов в фонд обороны; служба церковнослужителей в рядах действующей армии и участие в партизанском движении; помощь раненым бойцам шефством над госпиталями и созданием санитарных пунктов; участие в сооружении оборонительных укреплений, организации противовоздушной обороны и т.д. Личным примером духовенство Патриархии призывало народ к мобилизации всех сил в помощь обороне и укреплению тыла. Это не могли не учитывать ленинградские власти, их церковная политика начала меняться еще до кардинального изменения общегосударственного курса. В то же время, «потепление политического климата» затронуло не все религиозные движения. Оппозиционные советской церковные группы продолжали выявляться и репрессироваться органами госбезопасности. В целом же к моменту освобождения Ленинграда от вражеской блокады взаимоотношения властей и православных общин города существенным образом изменились, начинался качественно новый этап церковной жизни и деятельности.
С первых дней оккупации западных районов Ленинградской области значительная часть православного духовенства стала активно участвовать в патриотической деятельности, так или иначе оказывая сопротивление нацистскому «новому порядку». Формы этого сопротивления были очень разнообразны. Целый ряд священнослужителей активно помогал партизанам. Используя свой сан и определенное доверие со стороны оккупантов, они собирали разведывательную информацию, участвовали в подготовке диверсий и т.п. Значительно больше священнослужителей предоставляли партизанам пищу, одежду, ночлег. Некоторые священники вели активную антифашистскую пропаганду и агитацию: произносили патриотические проповеди, распространяли в храмах послания митрополита Ленинградского Алексия и Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, советские газеты и листовки. Другие отказывались служить молебны в честь германской армии, призывали население сопротивляться насильственной эвакуации немцами. Многие священники собирали среди верующих или жертвовали личные средства в советский фонд обороны. Историк Б.Н. Ковалев в своей монографии указывает, что на оккупированной территории Ленинградской области таких было больше половины от общего числа служителей культа. Наконец, часть священников молилась о победе русского воинства над захватчиками. Конечно, невозможно разграничить все эти виды патриотической деятельности, некоторые батюшки осуществляли все или большинство из них, другие — часть, третьи — что-либо одно. Но в любом случае они подвергались смертельной опасности и порой отдавали за Родину свою жизнь. Более 10 священнослужителей северо-западных епархий были казнены оккупантами.
Начало участия в движении сопротивления некоторых священников было связано с тем, что они специально остались на оккупированной территории по заданию советской разведки. В целом документы свидетельствуют, что помощь партизанам на оккупированной территории Ленинградской области оказывали несколько десятков священнослужителей. Лишь в районе, где действовала 5-ая партизанская бригада, в основном через Церковь население добровольно сдало 1200 тыс. руб. на танковую колонну «Димитрий Донской!». Еще к 40-летию Победы 1985 г . среди священно- и церковнослужителей Ленинградской епархии было несколько человек, например, протоиерей Иоанн Ивановский, награжденных
медалью «Партизану Великой Отечественной войны!», а из них — староста Серафимовской кладбищенской церкви Н.К Раина, воевавший в рядах партизанской бригады им. Кирова и награжденный орденом Красного Знамени, даже написал небольшую книгу об участии духовенства в партизанском движении. В архивных документах сохранились сведения и об отношении советского командования к священникам-партизанам. Так, 16 февраля 1944 г . при взятии г. Луги советскими войсками генерал Лобанов вызвал в с. Заозерье ранее помогавшего партизанам протоиерея Михаила Образцова и предложил ему в присутствии населения окрестных деревень, работников штаба и красноармейцев отслужить благодарственный молебен за одержание победы. После молебна генерал публично поблагодарил священника за антифашистскую деятельность.
Примечание: При подготовке доклада были использованы неизвестные ранее документы Центрального государственного архива Санкт -Петербурга. Архивов Управлений Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт -Петербургу и Ленинградской области, Новгородской, Псковской областей Федерального архива в Берлине.