«Некоторые разделы библейской истории приходится пересматривать в связи с археологическими свидетельствами». «Христианские апокрифы -один из важнейших источников по истории ранней Церкви». Такие и не менее неожиданные утверждения звучали в докладах на секции «Библия и ее исторический контекст», которая проходила 27 ноября в гостинице «Даниловская» в рамках богословской конференции «Современная библеистика и предание Церкви».
Завкафедрой библеистики Санкт-Петербургского университета Анатолий Алексеев в докладе «Археология и библейский текст» рассказал, какие сомнения возникают у ученых по поводу Исхода евреев из Египта. Традиционно считается, что это событие произошло в XIII или XII веке до Рождества Христова. Но при раскопках библейского Иерихона в 1952–1958 англичанка Кэтлин Кеньон установила, что стены города пали в XV веке до Рождества Христова, а в XIII—XII вв. их не существовало. Согласно Библии, восстановлены они в VIII веке до Рождества Христова израильтянином Ахиилом (3 Царств, 16, 34).
«Затем в ходе других археологических раскопок стало ясно, что из почти двух десятков хананейских городов, которые, согласно книгам Иисуса Навина и Судей, израильтяне взяли штурмом, лишь два, Вефиль и Асор (в Библии — Гацор), хранят следы военных событий, имевших место в XIII–XII веках. Но даже и эти два города нельзя уверенно связать с действиями израильтян, а не кого-нибудь другого», — отметил Алексеев.
Так, по словам петербургского библеиста, возникли сомнения в том, что исход из Египта союза 12 семитских племен когда-либо имел место. В книге Исхода написано, что из Египта вышло шестьсот тысяч пеших мужчин. С ними, считает Анатолий Алексеев, должно было находиться два-три миллиона женщин и детей, огромное количество скота. Во Второзаконии и Числах говорится об их длительной остановке в Кадесе. Но археологические раскопки обнаружили там следы поселений только X—VII вв. до Рождества Христова, обитаний более раннего времени не выявлено. Высказываются взгляды, что Исход происходил позже, в VIII–VII или даже в VI веке до Рождества Христова.
«И всё же было бы крайним легкомыслием объявить выдумкой библейское повествование, — сказал Анатолий Алексеев. — Возможно, в Исходе участвовала лишь небольшая семитская группа, историческое предание которой разделили примкнувшие к ней родственные племена. Возможно, библейское повествование навеяно историей гиксосов, также семитов, изгнанных из Египта в XVI веке».
Не меньшей остротой отличались другие выступления. В перерыве один из участников конференции объяснил, что никакой «бомбы» в утверждениях профессора Алексеева и других докладчиков не было, они излагали факты, известные всем, кто интересуется библейской археологией. Православное осмысление этих фактов — задача современного богословия.
Подготовил Леонид Виноградов