Архиепископ Белгородский Иоанн: «Православное тоталитарное сознание возникает из-за невостребованности людей на приходе»
«Надо тебе истину знать и веровать в нее: где ты ее возьмешь помимо Церкви, которая есть… столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15)? Надо тебе благодать приять: где ты обретешь ее, кроме Церкви, хранительницы таинств, без которых не подается благодать? Надо тебе руководство верное иметь, и в деле ведения, и в деле жизни; где ты его встретишь, помимо Церкви, в коей единой есть богоучрежденное и Богом поставляемое пастырство? Надо тебе с Господом Иисусом Христом сочетаться: где ты его сподобишься, если не в Церкви, коей Глава есть Христос Господь?» писал святитель Феофан Затворник, а священномученик Игнатий Богоносец говорил: «Кто последует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божия».
Церковная история знает немало раскольников, а в последнее время все чаще звучат слова о православном тоталитарном сознании: во многих храмах можно сегодня встретить людей, осуждающих священноначалие и призывающих к непослушанию пастырям. «Нас старец такой-то благословил» — а дальше варьируется — сжечь новый паспорт, не взять ИНН, уйти с работы, переселиться в деревню, чтобы было проще спасаться. Говорить с такими людьми сложно: на каждый аргумент у них заготовлен ответ, а чуть разговор заходит глубже и дальше, собеседник возвращается к шаблонным фразам: «Старцы не благословили». Начинаясь с локальных приходских проблем, эти проблемы вырастают в ситуации Пензенского сидения.
В чем причина возникновения такого тоталитарного мировосприятия у людей? Болен ли человек, попадает ли он под чью-то сильную харизму, проявляются ли в таком поведении фобии, — с этим вопросам мы обратились к духовенству Русской Православной Церкви. В ближайшие дни мы опубликуем несколько материалов на эту тему, и будем рады и читательским комментариям. Сегодня на наш вопрос отвечает архиепископ Иоанн Белгородский, руководитель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, автор книг «Любовь долготерпит» и «Корабль спасения«, хорошо знакомых нашим читателям.
— Я думаю, что самая главная причина возникновения подобных брожений – невостребованность прихожан. Вот батюшка отслужил службу и расстался с прихожанами до следующего воскресенья. А в это же время какой-нибудь внимательный, но может быть не очень здравый лжепроповедник соберет людей, каждую бабульку погладит по головочке, расскажет, какая она хорошая. Поскольку проблема одиночества в этом мире – одна из актуальнейших, то естественно, что такой лжепророк без труда создаст мощную, отлично организованную общину, направленностью которой он объявит защиту людей.
Нетрудно тогда понять, откуда такая агрессивность в подобных общинах: ведь они всегда не «за», а «против», идеология таких групп формируется только на «контра». Отсюда и агрессивность, и совершенно фанатичная жертвенность. Если бы эту энергию вовремя заметили и использовали по назначению – на ту же миссионерскую или социальную деятельность, тогда можно было бы уже говорить о миссионерском приходе, задача которого в том, чтобы внутреннюю энергию мирянина направить в мирное созидательное русло, найти выход для нее. Мы все чего-то боимся, боимся и таких миссионерских начинаний, а чем больше боимся, тем больше таких явлений: экзорцист-миссионер, даже ночными клубами не брезгующий, «проповедуя» там, или, наоборот – под землю, в пещеру, но тоже, заметьте, во тьму! Туда, где потемнее, даже физически потемнее…
Почему мы постоянно сталкиваемся с успешной деятельностью сект? Потому что они работают с человеком, изучают его и, увидев какие-то проблемы, оперативно направляют все свои силы на их решение.
Я хотел бы привести хороший пример – приход Всех святых, в земле Российской просиявших в Новосибирске, отца Бориса Пивоварова. Во время моей учебы в аспирантуре, в новосибирском Академгородке, я хорошо изучил эту среду изнутри, и до сих пор диву даюсь: из Академгородка не вышло ни одной ереси. Так получилось во многом благодаря деятельности этого прихода. Вы представляете, что такое оттренированные мозги научных работников? Если бы не деятельность прихода – там секта Виссариона бы и рядом не стояла, столько было бы там ересей. Но приход сохранил единство и веру во многом благодаря наличию эшелонированности, если можно так выразиться, — когда каждый имеет свое послушание, чувствуя, что он при деле — не просто подмести, убраться один раз в год к престольному празднику, хотя и это дело нужное, когда каждый может свое творчество проявить в Доме Божием.