В преддверии первой годовщины Патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла архиепископ Волоколамский Иларион дал интервью порталу «Правмир».
— Высокопреосвященнейший Владыка, какие достижения первого года Патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла Вы считаете наиболее существенными?
Главным достижением первого года патриаршества можно назвать совершившийся разворот общественного сознания в сторону Церкви и проявление более внимательного отношения к ее многовековому опыту в частной и общественной сферах.
Важными достижениями я также считаю встречи и события церковной жизни, результатом которых стало прояснение для общества позиции Церкви по всем жизненно важным вопросам. Это проблемы человеческих отношений, устройства межцерковных и межрелигиозных отношений, а также осуществление миссии Церкви в мире. Христианский потенциал еще далеко не исчерпан в решении многих проблем, волнующих современную цивилизацию и влияющих на политическое и экономическое устройство нашего мира.
Прошедший год с его событиями, в том числе и трагическими, принесшими страдания и гибель множеству людей, еще раз напоминает нам христианам, что на место противостояния и разобщенности мы должны привнести согласие и соработничество. В особенности это касается сфер нравственности, церковно-государственных отношений, образования и воспитания молодежи, укрепления института семьи и брака, миротворчества и культурного наследия, которые по праву являются прерогативой Церкви. За год патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла в этих направлениях было положено начало многим проектам и начинаниям, имеющим большую перспективу развития в будущем.
— Такие события, как визит на Украину, в Беларусь, встречи с молодежью, телеэфиры были в центре общественного внимания. А что из важных совершений не было, возможно, замечено широкой общественностью?
Возможно, не таким заметным для широкой общественности является серьезное повышение церковного интереса к растущим и постоянно обновляющимся возможностям для проповеди через электронные СМИ. С созданием Информационного отдела и реформированием издательской деятельности можно говорить об организованном присутствии Церкви в информационном и интеллектуальном пространстве современного общества. Это исключительно важно, потому что приходит время особой ответственности тех, кто высказывается и предоставляет слово другим желающим высказаться в «прямом эфире» интернета. Кроме гражданской или уголовной здесь, конечно, должна быть и нравственная ответственность. Именно Церковь своим присутствием может активно свидетельствовать об образе нравственно осмысленного общения в свободной информационной среде. Коллегия Информационного отдела начала работу по подготовке информационной стратегии Русской Православной Церкви. Результатом этого должен стать серьезный и глубоко проработанный документ, который на многие годы определит не только формы присутствия Церкви в информационном пространстве, но и ее позицию по отношению к «виртуальному общению», которое уже существует в нашем обществе, и к тому, как оно будет развиваться дальше.
—В любой организации со сменой руководства обычно происходит и смена людей на ключевых постах. За первый год практически не случилось кардинальных перемен, даже там, где они были более чем ожидаемыми. Как такое отношение к подчиненным, вверенным Патриаршей власти, характеризует Патриарха?
Патриарх очень внимательно относится ко всем своим сотрудникам и предоставляет возможность наиболее полной реализации способностей каждого из них. Важно только, чтобы эти способности послужили для общей цели. Патриарха отличает системное мышление, он выстраивает взаимоотношения в коллективе с учетом особенностей каждого, дает почувствовать творческую свободу и максимально эффективно выполнить свою часть общего дела.
Быстрые перемены и назначения с приходом нового начальника не всегда приносят пользу даже в светских организациях. Святейший Патриарх Кирилл особенно глубоко понимает и чувствует это, а потому он следует правилу, которое воспринял от своего наставника митрополита Никодима (Ротова), чтобы при переводе на новое место служения никого не менять в течение восьми месяцев. Дело в том, что вокруг руководителя того или иного церковного подразделения, потрудившегося много лет, образовалась целая система взаимоотношений, в которой участвует много людей. Должно пройти определенное время, чтобы эта система адаптировалась к новому Предстоятелю Церкви или произошла ее реорганизация в соответствии с новыми задачами. Если кроме того говорить о Церкви, то здесь появляется много таких факторов, которые часто не принимаются во внимание руководителями компаний, стремящихся к улучшению своего бизнеса. Соображения этического и духовного характера должны учитываться Церковью в приоритетном порядке. Например, нельзя просто уволить человека, который много лет верой и правдой служил и трудился на благо Церкви, а по достижении возраста стал менее способен, чем кто-то другой, более молодой, которого можно было бы взять на его место.
— Что в действиях Патриарха сегодня критикуется в обществе, и что можно ответить на эту критику?
Святейший Патриарх всегда на виду, очень много выступает, пишет и откликается на огромное количество проблем современности. У него есть точное видение проблемы, и он не уклоняется от ее решения в самых сложных ситуациях. Иногда любое принятое решение кого-нибудь обязательно не устроит, но может устраивать сама личность человека, который призван решать поставленные задачи. Иные люди ищут любой повод, чтобы показать себя недовольными и покритиковать. Невозможно угодить всем.
В поступках Патриарха некоторые критикуют якобы постоянно присутствующий политический акцент и стремление угодить государственным властям. На это хотел бы заметить, что как внутрицерковная деятельность, так и внешние церковные связи строятся на понимании особенностей жизни не только Церкви, но и общества – той среды, где Церковь осуществляет свою миссию. Политика всегда сопровождает жизнь человеческого сообщества, и без знания ее законов и принятия их во внимание, Церковь не сможет осуществлять проповедь. Свои отношения с властью Церковь строит строго на принципе «автономии от государства», что ни в коей мере не препятствует их сотрудничеству во многих областях, о которых упоминалось выше. При решении проблем, одинаково волнующих Церковь и общество, согласное церковно-государственное действие может принести и уже приносит добрые плоды. Однако это не означает слияния Церкви с государством или полной подчиненности ему, но подчеркивает их симфонию, которую, как мы знаем из истории, трудно осуществлять на практике.
— Насколько сильно, на Ваш взгляд, в современной России мнение Патриарха по тем или иным нравственным вопросам может влиять на общественное мнение? Зависит ли мера такого влияния от личных качеств Патриарха Кирилла? К примеру, то, что он блестящий оратор, добавляет ли «очков» Церкви?
Не только в современной России, но и далеко за ее пределами всем хорошо известны личность Патриарха Кирилла, а также его нравственный и духовный облик. Даже если принять во внимание, что общественное мнение у нас формируется на основании мнений авторитетных и заслуженных людей России, то мнение Патриарха по вопросам нравственности является наиболее весомым и влиятельным не только благодаря его личности и тому, что он «блестящий оратор». Очень важно понимать, что в вопросах вероучения и нравственности он не выступает только от себя. Как Предстоятель Церкви Святейший Патриарх с величайшей ответственностью говорит или действует так, чтобы донести истину, хранимую всей полнотой Церкви. Таким образом, мнение Церкви, высказанное Патриархом, уже само по себе имеет не частное, а общественное значение. При этом согласие с ним достигается духовным путем и закрепляется верой в Бога. Это, в первую очередь, и определяет влияние Предстоятеля, который неотделим от своей Церкви, и его высказываний относительно жизни всего общества. Бог во всякое время посылает Церкви такого Предстоятеля, который смог бы «добавлять ей очки», а наша задача узнать того, кого нам посылает Господь, и принять его. Сегодня мы убеждаемся, что правильно узнали своего Предстоятеля на Поместном соборе в прошлом году.
— Еще будучи митрополитом, Его Святейшество стал известен как яркий миссионер. Какие перемены в миссионерской политике Церкви, произошедшие за время его патриаршества, Вы бы отметили особо?
Деятельность Церкви строится таким образом, чтобы ее миссия никогда не прерывалась. Нельзя допустить, чтобы в какой-то период времени Церковь встретилась с обществом, совершенно невосприимчивым к ее проповеди. В этом смысле мы должны заранее предвидеть будущее и планировать свои миссионерские усилия, направляя их на подрастающее поколение. После долгих лет атеистической пропаганды и запретов на религиозное образование мы теперь столкнулись с ситуацией, в которой Церкви не так просто «достучаться до сердца» современного молодого человека или девушки. Именно это и побуждает Церковь прежде всего обратить внимание на молодежь. Его Святейшество делает ударение в своем служении на миссию, обращенную к подрастающему поколению. Куда бы он ни направлялся, предметом его особого попечения становятся неформальные встречи и диалог с молодежью. Кроме введения специальных предметов в систему образования нужно быть открытыми и готовыми ответить на многие вопросы тем, кто еще только начинает свою жизнь, потому что от вовремя полученных ответов на эти вопросы будет зависеть их духовное благополучие.
Вопросы задавали А. Данилова и Е.Киктенко