29 октября 2009 г. главой Евангелической Церкви Германии была впервые избрана женщина — 51-летняя епископ Ганновера Маргот Кесманн. Маргот Кесманн сменила берлинского епископа Вольфганга Хубера (Wolfgang Huber), который был вынужден покинуть пост главы ЕЦГ в связи с преклонным возрастом. В ходе следующих шести лет Кесманн будет представлять интересы 25 миллионов протестантов Германии.
Председатель отдела внешних церковных сношений Русской Православной церкви архиепископ Иларион (Алфеев) отметил, что произойдет смена формата взаимоотношений между церквами: «Можно продолжать диалог, но возникает много простых протокольных вопросов. Как Патриарх будет к ней обращаться или с ней встречаться?»», — отметил владыка Иларион.
«Нас действительно беспокоят те либеральные процессы, которые происходят в западных церквях, и избрание госпожи Кессманн главой церкви — для нас вызов» — заявил заместитель председателя ОВЦС МП иеромонах Филипп (Рябых). Однако, по его словам, «РПЦ не собирается уходить в изоляцию из-за богословских разногласий». «Мы продолжим диалог и будем отстаивать наши взгляды на происходящие либеральные всплески в западных церквах, но для этого нам надо произвести перезагрузку в наших отношениях»,— сообщил он.
Марго Кессман направила Предстоятелю РПЦ Святейшему Патриарху Кириллу, письмо, в котором выразила недоумение произошедшим и попросила внести в сложившуюся ситуацию ясность. «Такое письмо с просьбой дать объяснения, какой дальнейший курс будет проводить Русская Православная Церковь в отношении Евангелической церкви в Германии, действительно было получено. Оно не останется без ответа», — цитирует РИА Новости иеромонаха Филиппа.
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион направил председателю Совета Евангелической Церкви в Германии доктору Маргот Кессманн и руководителю Отдела по экуменизму и работе за границей Евангелической Церкви в Германии доктору Мартину Шиндехютте письмо, посвященное перспективам диалога между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии.
11 декабря 2009 г. от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла глава ОВЦС выразил сожаление, что торжества по случаю 50-летия богословского диалога между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии были отменены немецкой стороной. Как заявили в Евангелической Церкви в Германии, одним из оснований для этого решения стали высказывания архиепископа Илариона, выразившего разочарование в связи с избранием женщины главой Совета ЕЦГ.
Владыка напомнил сформулированную в 1976 году принципиальную позицию Священного Синода по вопросу женского пасторства: «Мы не видим оснований для возражений против любого решения этого вопроса в конфессиях, где священство не признается таинством и где, следовательно, с точки зрения Православия, сакраментального священства, как такового, вообще нет».
«Несмотря на то, что мы и ранее не признавали наличие священства в протестантских общинах, а, следовательно, не признавали их «церквами» в нашем понимании этого слова, мы вели диалог с некоторыми из них в формате «церковь — церковь», — пишет владыка Иларион. — Однако ныне ситуация изменилась, и женщина стала главой Евангелической Церкви в Германии. А это уже ставит принципиальный вопрос о возможности продолжения диалога в указанном формате. Ибо такое избрание свидетельствует о том, что, несмотря на пятидесятилетний диалог с Православием, другая сторона идет по пути, драматически усугубляющему различия между нашими традициями».
«Мы не можем к тому же не учитывать мнение наших верующих, а для них встречи и собеседования с церковью, главой которой избрана женщина, являются абсолютно неприемлемыми», — подчеркнул глава ОВЦС.
Как говорится в письме владыки Илариона, главной причиной прекращения диалога между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии «являются не те или иные высказывания, сделанные в последние дни, а процессы, которые происходили в недрах западного протестантизма на протяжении нескольких десятилетий». По словам иерарха, «в Русской Православной Церкви весьма обеспокоены все возрастающим влиянием мирских подходов на развитие богословия и церковной жизни в протестантских общинах. Либерализация нравственных норм и отступление от апостольских правил организации церковной жизни побуждает нас в духе христианской любви свидетельствовать нашим братьям и сестрам об аутентичной христианской традиции».
«Сегодня все более глубокой становится пропасть, разделяющая традиционные христианские Церкви и те общины западных христиан, которые встали на путь либерализации вероучения, церковного устройства и нравственных норм в угоду современным секулярным стандартам, — говорится в письме руководству Евангелической Церкви в Германии. — Это происходит не по вине православных, которые за годы диалога ни на шаг не отступили назад от своих протестантских братьев и сестер, но, напротив, оставались верными взятым на себя обязательствам».
Однако, как считает архиепископ Волоколамский Иларион, по прошествии некоторого времени можно было бы в спокойной обстановке обсудить сложившуюся ситуацию, для чего владыка готов посетить Германию весной 2010 года.
В протестантской и англиканской Европе нет единого мнения о возможности женского епископства: Англиканская Церковь предлагает создать особые епархии, в которых могли бы объединиться противники женского священства. Традиционный географический принцип при этом не будет приниматься во внимание. Таким образом Церковь Англии надеется сохранить единство англиканской общины, где не утихает гнев консервативных верующих, недовольных тем, что среди священников и епископов появились представительницы прекрасного пола, сообщает сегодня британская «The Times». Консервативно настроенные прихожане англиканского собора города Блекбёрн получили возможность причащаться облатками, которых не коснулась рука женщины-священника. Если воскресную службу совершает женщина, в собор прибывает контейнер с облатками, освященными ранее священником-мужчиной, поясняет Times.
Подготовлено по материала открытых источников: Патриархия.ру, Православие.ру, РИА Новости и др.
Читайте также:
Священник Андрей Постернак: Вопрос о «женском священстве»
Протоиерей Максим Козлов: К вопросу о женском свяществе
Протодиакон Андрей Кураев: Церковь в мире людей. Женщина в Церкви
Юлия Данилова: Почему? О женщине в Церкви