Главы христианских конфессий Иерусалима, западного берега реки Иордан и Газы выступают за создание независимого государства Палестина со столицей в Восточном Иерусалиме. Напомним, что этот вопрос сейчас рассматривается в ООН.

В Палестине проживает 57 000 христиан. Архиепископ Севастийский Феодосий сказал в комментарии каналу Евроньюс, что народ Палестины заслуживает своего государства, признанного ООН: «Мы — часть этого народа и мы поддерживаем это. Мы работаем бок о бок со всеми жителями Палестины — мусульманами и христианами — во имя свободы, независимости и признания независимого государства Палестина».

Напомним, что ранее к Президенту США Бараку Обаме с открытым письмом, требующим признать независимость Палестины, обратились главы христианских конфессий США.

Публикуем эксклюзивное  интервью «Интифады» с  Его Преосвященством Феодосием Аталла Ханна архиепископом севастийиским греческого православного патриархата Иерусалима

«Тем, кто использует Библию для поддержки Израиля, следует понимать разницу между обетованием Божиим и обещанием Бальфура, потому что оккупация является результатом обещания, данного израильтянам лордом Бальфуром, а не Богом» Архиепископ Феодосий

-Нобелевский лауреат Эли Визель, переживший Холокост утверждал в некоторых публикациях что евреи, христиане и мусульмане могут строить свои дома где угодно в Иерусалиме, и что только в суверенном Израиле в городе обеспечивается свобода вероисповедания для всех религий. Что бы вы ответили на это? 

Архиепископ Феодосий: Факты, лежащие на поверхности, говорят об обратном, все больше христиан и мусульман испытывают большие сложности с въездом в город.  Мы видим, что тысячам отказано во въезде в самый святой для них город.  Израильские власти даже препятствуют иерусалимским арабам входить в Храм Гроба Господня и  мечеть Ал-Акса вовремя главных религиозных праздников. Совершенно очевидно, что израильтянам нужен  Иерусалим для себя, и они не хотят делить его другими. Очень жаль, что город мира, который доложен символизировать братство и любовь, превратился в символ ненависти разделения из-за действий Израиля.

— Как израильская оккупация повлияла на право палестинцев, живущих на западном берегу, молиться и посещать святые места в Иерусалиме? В чем заключается важность Иерусалима для палестинцев? Возможно ли палестинское государство без Иерусалима в качестве столицы? Как проекты по развитию Израиля изменили облик святой земли?

Архиепископ Феодосий: Скажу определенно, без Израиля в качестве столицы не будет Палестины. Нелепо себе даже представить Палестину без Иерусалима. Потому что он бьется в сердце каждого палестинца.  Вдобавок, Израиль пытается изменить облик Иерусалима своими проектам развития, такими как надземное метро, аллеи или парки.  Они пытаются сделать палестинцев чужими в своем городе. Согласно международному законодательству, Иерусалим все еще является оккупированным городом, поэтому он не имеет права что-либо у себя менять. Каким бы ни было окончательное соглашение между Израилем и Палестиной, палестинцы должны иметь полное право въезда в их город без ограничений, и также они должны иметь право жить в нем, строит там свои дома и проживать в нем без чьего-либо вмешательства. Палестинцы в Иерусалиме находятся в своем городе и в своей стране, не в чужой. Обращение с палестинцами как с чужаками уже само по себе является расистским поведением.

— Многие люди вокруг не осведомлены о сокращении христианского населения Святой Земли.  Насколько критичной является эта ситуация, и каким станет будущее христианства на Святой Земле?

Христианки Палестины на рождественском празднике

Христианки Палестины на рождественском празднике

Архиепископ Феодосий: Прежде всего, я бы подчеркнул тот факт, что палестинцы-христиане были здесь со времен Иисуса, ведь в книге Деяний в Библии упоминалось, что среди слушающих апостолов в Иерусалиме были арабы.  Арабы христиане оказывали и все еще оказывают большое влияние на развитие арабских обществ на Среднем Востоке.  Мы не гости и не чужаки в Палестине. Наша история глубоко укоренена в этом уголке мира. С другой стороны, наше число сокращается из-за оккупации и наступившей в ее результате горькой реальности.  Но мы не боимся, что христиане исчезнут из Палестины, потому что в Палестине всегда будут христиане для того, чтобы продолжать благовестие Иисуса Христа.

— Основные евангельские христиане в США и западных странах верят, что возникновение государства Израиль обещано Богом. Они поддерживают Израиль финансово. Какова позиция Православной Церкви по этому вопросу.

Архиепископ Феодосий: Православная Церковь, как и все церкви на Святой Земле отказывается давать библейское оправдание несправедливому обращению с палестинским народом.

Мне очень грустно слышать о некоторых религиозных группах в США, которые одобряют израильскую оккупацию палестинских территорий. Такая поддержка не может быть оправдана с христианской точки зрения, потому что христианство против любой оккупации и несправедливости во всех своих проявлениях и при всех разумных объяснениях.

Этим группам стоит перечитывать  свою Библию, потому что Библия призывает нас быть с маргиналами и угнетенными, а не с угнетателями.

Тем, кто использует Библию для поддержки Израиля, следует понимать разницу между обетованием Божиим и обещанием Бальфора (Декларация Бальфора), потому что оккупация  — это результат обещания, данного израильтянам лордом Бальфором, а не Богом.

Бог невиновен в несправедливых действиях израильской оккупации нашей земли с 1948 и по настоящее время.

—  Израиль построил разделительный барьер и утверждает, что это в целях безопасности, что бы вы на это ответили? И еще, как разделительный барьер повлиял на повседневную жизнь палестинцев? Израиль создал  множество обстоятельств на оккупированных территориях, верите ли вы, что двустороннее решение палестино-израильского конфликта все еще возможно?

Архиепископ Феодосий: прежде всего, я хотел бы подчеркнуть тот факт, что барьер до сих пор незаконен, и даже высочайшая судебная система в мире подтвердила, что он незаконен, таким образом, наш долг как людей, имеющих обязательство по отношению к своим братьям – демонтировать эту расистскую стену. Назначением этой стены было попросту отрезать палестинцев от своих соседей, семьи и земли.  Доказательство тому – бесчеловечные контрольные пункты, где человеку, который хочет навестить своих родственников в Израиле, не разрешают въезд, а если каким-то чудом он получает разрешение, ему нужно пройти эти ужасные контрольные пункты, где с ним обращаются крайне унизительным образом.  Я не думаю, что соображения безопасности здесь играют какую-то роль, особенно с тех пор как было построено 62% стены.  Это просто предлог для того, чтобы незаконно отобрать больше земли и отделить палестинцев друг от друга.

—  Израиль и западная пресса требуют, чтобы Хамас отпустил Гилада Шалита, но едва ли кто-то из них упоминает о тысячах палестинских политических заключенных.  Вы можете вкратце описать ситуацию с палестинскими политическими заключенными?

Архиепископ Феодосий: В тюрьмах Израиля находится около 11 тысяч политических заключенных, около четверти всего палестинского народа в тот или иной момент побывало в тюрьме с 1967 года.  Это большое количество. Печально, что международные СМИ не освещают этот вопрос.  Это люди, боровшиеся за правое и справедливое дело, и в то же время с ними обращаются самым бесчеловечным способом, который только можно себе представить. Долг любого свободного человека в мире, верящего в права человека, и верящего, что все люди рождены равными — постоять за них.

Христиане Палестины а храме

Христиане Палестины а храме

И это не говоря о том, что самой большой тюрьме в мире является сектор Газа. В Газе проживает полтора миллиона человек.  Мы молимся и просим каждого свободного человека в мире  способствовать освобождению людей в Газе.

— 31 мая израильские коммандос атаковали «Марш освобождения Газы», убив 9 гуманитарных активистов, ранив более 50, а 17 активистов все еще числятся пропавшими без вести.  Вы могли бы поделиться своими мыслями оп поводу недавних атак? 

Это очень печальный инцидент, который мы никогда не забудем. Жестокость израильских военных предсказуема. Как только люди пытаются показать темную сторону израильской оккупации и ситуации в Газе, они пытаются заглушить их голоса. Наши соболезнования и благодарность турецкому правительству и людям, которые храбро стали на защиту наших людей.

В составе флотилии было несколько человек разных национальностей и религиозной принадлежности, и это доказывает, что все еще существуют люди, верящие в ценности мира и справедливости.

— Последние 62 года изгнанные из Палестины палестинцы проживали в лагерях беженцев в Газе, на западном берегу Иордана, в Ливане и Сирии, ожидая права возвращения на Родину. Какую весть надежды вы могли бы послать этим беженцам?

Архиепископ Феодосий: Я говорю всем палестинским беженцам, что они все равно не должны отказываться от своего права на возвращение. Это право, которое нельзя отменить временем. Это право человека, потому что каждый палестинский беженец должен вернуться к себе домой.

Не теряйте надежды, потому что наше дело правое, и человек, которому так или иначе был причинен вред, не должен отчаиваться, но мы должны все равно утверждать наши права, по которым однажды  — и это будет скоро — “Иншалла” – <араб.> (даст Бог), каждый палестинец сможет вернуться к себе домой.

Спасибо, Саидна – <араб.> Владыка

=========================

Биография Архиепископа Феодосия (Аталлах) ханна, Архиепископа Севастийского

Родившись в 1965 году в деревне Галилеи Аль Рамех, Феодосий (Аталла) Ханна учился в местной начальной и средней школе, после чего поступил  в Clerical Patriarchate School в Иерусалиме.

  • В 1983 он был принят в Университет Фессалоник в Греции на богословский факультет. Окончив его с отличием, он получил степень магистра, затем доктора.
  • В 1991 он был рукоположен в диаконы и священники в ХрамеГроба Господня в Иерусалиме. Покойный патриарх Диодор возвел его в чин архимандрита, после чего его назначили главой арабского отделения Православного патриархата в Иерусалиме, и на этой должности он выступал как спикер православной Церкви в Иерусалиме и Святой Земле. Вдобавок к этим обязанностям и поручениям, он также проповедовал в храмах патриархата.
  • Будучи впечатленным его успехами на этих должностях, покойный патриарх Диодор назначил его генеральным секретарем совместного Светского и Духовного Совета Греческого Православного Патриархата в Иерусалиме.
  • Далее он был назначен профессором Истории Церкви и арабской цивилизации в Арабском Педагогическом Колледже в Хайфе, где он делал многое для создания и развития факультета на протяжении 7 лет.
  • Как основатель православного молодежного движения в Иерусалиме и Святой Земле, он считается «крестным отцом» многих христианских молодежных групп в Палестине.
  • Как член Объединенной Комиссии, он поднимал вопрос христианского образования в арабских школах в Израиле и принимал участие в создании и разработке учебной программы для палестинских школ.
  • Он также курировал православный радиоканал, известный как Голос Палестинского Радио.
  • Феодосий является известным автором, а его статьи периодически публикуются в различных газетах, также как и в местных и международных журналах.
  • Он является действующим и активным членом международного экуменического движения, как на местном, так и на региональном уровне, который усовершенствовал диалог по сближению Церквей ради объединения христиан. Вдобавок, он активно участвовал в христиано-мусульманском диалоге для поощрения духа сотрудничества и единства в Палестине.
  • Он участвовал в работе христиано-исламской группы Средневосточного Совета; в этом качестве он представлял Иерусалимский патриархат в комитете по наследию этого совета.
  • Когда Иерусалимский Комитет собрался в Марокко под эгидой своего президента, короля Мохаммеда VI, Феодосий сказал важную речь от лица христианских Церквей Святой Земли.
  • Как представитель женевского отделения Всемирного Совета Церквей, принимал участие в конференции, проводимой комиссией ООН по правам человека в Женеве, на которой он представил детальный отчет о страданиях и нарушениях прав человека, причиняемых народу Палестины.
  • Как участник исламского саммита, который проводился в столице Катара Дохе, выступая перед собранием арабских королей, князей и президентов, сказал яркую историческую речь от лица Церквей Святой земли. Эта речь до сих пор считается одним из наиболее памятных событий конференции.
  • Был главным участником христиано-исламской встречи в Объединенных Арабских Эмиратах по благополучию Иерусалима, равно как и многих других региональных и международных встречах по этому вопросу. Он выступал как пламенный оратор и неутомимый защитник палестинцев, за сохранение их прав в Иерусалиме.
  • Вовремя своих нескольких визитов в США рассказывал для христианских ассоциаций и организаций по правам человека о страданиях народа Палестины, на этих встречах он защищал права палестинцев на свободу и самоопределение. С той же вестью он выступал в нескольких американских университетах.
  • Как представитель Православной Церкви он посетил арабский саммит в Аммане, Иордания, а также участвовал во встрече исламских организаций  и встреч иностранных министерств, которые проводились в Катаре. Благодаря его страстной преданности и чувству миссии он стал признанным авторитетом  и уважаемой фигурой для Арабской Лиги в Каире.
  • Как член Арабского Национального Единства, представлял Палестину на конференциях, которые проводились в Бейруте и Бахрейне.
  • Во время визитов в арабские и исламские страны он многократно и неустанно представлял дело Палестины как региональный вопрос основополагающей и экстренной важности.
  • В знак признания его постоянных и неутомимых усилий и первопроходческой деятельности, которую он вел многие годы, содействуя национальному единству, он был награжден Премией Палестины.
  • Он также получил многие награды и отличия многих арабских и исламских стран, а также города Барселоны, где он принимал участие в юбилейных торжествах.
  • Был членом-основателем Генерального Секретариата Иерусалима в Бейруте, который руководит деятельностью Палестинского Комитета по Благосостоянию Иерусалима.
  • Во всей Святой Земле он считается одним из самых выдающихся религиозных и духовных лидеров, и внушает уважение, как практической христианской добродетелью, так и своими преданностью и сочувствием служению человечеству.
  • Служил главным помощником покойного патриарха Диодора во время его официальных визитов.
  • Посредством подлинно национальных и культурных традиций христианства наставляя как приезжих, так и местных жителей, он неуклонно осуществлял свою миссию по сохранению христианского наследия Палестины.
  • Будучи членом Национального Комитета Палестины, он способствовал установлению лучшего понимания статуса Палестины согласно международному праву.
  • 22 августа 2002 года, он был задержан полицией Израиля и доставлен в тюрьму Аль-Маскобийя для пространного допроса. С тех пор в течении трех лет  ему было запрещено путешествовать и он обрел свободу передвижения только в 2006 году.
  • Будучи членом Совета секретарей в Иерусалиме, он продвигал идею развития языковых институтов в мультикультурной среде Святой Земли.
  • 1 декабря 2005 года он был единодушно избран Священным Синодом Греческого Православного Патриахата Иерусалима архиепископом Севастийским. 24декабря 2005 года его возведение в сан было торжественно отмечено в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.

Перевод с английского Юлии Зубковой

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.