Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе (Константинопольский Патриархат) будет и далее подчиняться митрополиту Галльскому Эммануилу, временно исполняющему обязанности главы Архиепископии после ухода на покой архиепископа Команского Гавриила. Об этом сообщает официальный сайт Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе.
8-го марта 2013 г. епархиальное управление Архиепископии опубликовало сообщение по итогам заседания Совета Архиепископии, состоявшегося 6 марта под председательством местоблюстителя — митрополита Галльского Эммануила.
По сообщению епархиального управления, Константинопольский патриарх Варфоломей не утвердил список кандидатов, составленный 13 февраля Советом Архиепископии под председательством митрополита Эмманула и переданный на утверждение Священному Синоду Константинопольского патриархата. Патриарх посчитал, что «на данный момент обстановка не достаточно спокойная для того, чтобы приступить к выборам нового архиепископа». В письме от 4 марта, Патриарх направил следующее предложение Чрезвычайному общему собранию Архиепископии, которое состоится 29-ого и 30 марта:
— Местоблюститель продолжит временно исполнять свои обязанности в качестве «патриаршего экзарха».
— Общее собрание сможет выдвинуть кандидата для избрания на пост викарного епископа «для окормления религиозных и литургических нужд верующих ваших приходов с соблюдением их родного языка и родных традиций».
— Предложение будет исполняться в согласии с Уставом, на котором строится существование и порядок деятельности Архиепископии в тесной связи с Вселенским патриархом и Священным Синодом.
Совет Архиепископии постановил передать патриаршее предложение на рассмотрение Общего собрания и изменить в соответствие с этим установленный порядок дня данного собрания.
Вследствие ухода на покой по состоянию здоровья архиепископа Гавриила кафедра Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе была объявлена вакантной. Местоблюстителем кафедры был назначен митрополит Галльский Эмманул. По Уставу, он должен провести выборы нового архиепископа в течение не более 4 месяцев.
На собрании Совета Архиепископии 6 марта было сообщено, что предложенный Советом список из трех кандидатов для избрания нового архиепископа Западноевропейского экзархата русских приходов не был утвержден Вселенским Патриархом Варфоломеем I. Вместо нового архиепископа Патриарх предложил Генеральной ассамблее Архиепископии выбрать викария митрополиту Галльскому Эммануилу, отвечающего за религиозные и литургические нужды верующих.
Комментируют эксперты.
Константинопольский Патриарх покончил с самостоятельным существованием Экзархата
Священник Димитрий Агеев, автор исследования по истории взаимоотношений Экзархата и Русской Церкви — «Экзархат православных русских приходов в Западной Европе. Хроника взаимоотношений с Русской Православной Церковью» (Церковно-исторический вестник No.12–13, 2007 г.):
Говорить о том, что вследствие этого решения прерывается некая связь Архиепископии с Русской Церковью, не правильно. Дело в том, что Экзархат православных приходов русской традиции (таково официальное название этой структуры) никакой связи с Русской Православной Церковью не имел с 1931 года. Поэтому нынешнее изменение статуса Экзархата его отпадением от Русской Церкви никак назвать нельзя.
Экзархат является частью Константинопольского патриархата. И то, что произошло — это внутреннее дело другой Поместной Православной Церкви. Говорить о правильности или ошибочности того или иного решения, касающегося внутренних вопросов другой Поместной Церкви, некорректно. Поэтому я могу лишь высказать свое мнение с точки зрения истории этого Экзархата.
Что произошло? Согласно Устава Экзархата, общее собрание Архиепископии выдвигает кандидата на пост экзарха. Предложенного кандидата должен утвердить либо отвергнуть Константинопольский Патриарх, которому напрямую подчиняется Экзархат. Во все предыдущие разы так и бывало: собрание выдвигало кандидата, Вселенский Патриарх утверждал этот выбор и назначал избранного — экзархом.
В этот раз на общем собрании было выдвинуто, насколько я знаю, три кандидата. Ни одного из них Вселенский Патриарх не утвердил в качестве главы Экзархата, а постановил, что митрополит Галльский Эммануил — глава епархии Константинопольского Патриархата во Франции, который после ухода на покой прежнего главы — архиепископа Гавриила, временно управлял Экзархатом русских приходов, должен продолжить свое управление в качестве главы этой структуры.
Общему собранию Экзархата было предложено вновь собраться и выдвинуть какого-нибудь «адекватного» кандидата на должность викария митрополиту Эммануилу, который и будет, как сказано в письме Вселенского Патриарха, «иметь попечение о религиозных и литургических потребностях приходов в соответствии с их языком и традициями».
На мой взгляд, произошло то, что должно было произойти рано или поздно. Константинопольский Патриарх покончил с самостоятельным существованием этой структуры, поскольку, видимо, ему надоела вся эта вольница и демократия, которая там была на протяжении многих лет — выборность епископа, самостоятельное управление, особый устав. Он терпел эти вольности и подыгрывал всему этому до той поры, пока существовала хотя бы потенциальная опасность того, что некоторые люди — священники и миряне — решат воссоединиться с Русской Православной Церковью, от которой некогда они отделились, и восстановить прерванное законное каноническое общение. Как только такая опасность исчезла — исчезла и необходимость игры в демократию. Приходам русской традиции было предложено влиться в греческую епархию.
Свое существование Экзархат русских приходов в Западной Европе ведет с 1931 года, когда митрополит Евлогий — русский иерарх, управлявший в то время русскими приходами в Западной Европе, увел эти приходы в раскол, разорвав каноническую связь с Русской Церковью и подчинив их напрямую Вселенскому Патриарху. В Томосе Вселенского Патриарха 1931 года, который учреждал Экзархат православных русских приходов в Западной Европе в юрисдикции Константинопольского Патриархата, говорилось о том, что существование Экзархата — шаг временный, до той поры, пока в Русской Церкви не будет восстановлена нормальная жизнь.
В Русской Церкви давным-давно восстановлена нормальная жизнь, никаких причин для существования этого Экзархата давно уже нет. Это понятно всем. Поэтому само название Экзархата было признанием некоей неканоничности данной структуры. Сегодня можно совершенно точно сказать, что все те приходы, священники и миряне, кто хотел воссоединиться с Матерью-Церковью, давным-давно уже с ней воссоединились. Никакой «опасности» для Константинополя, что кто-то из членов Экзархата покинет юрисдикцию Константинопольского Патриархата для восстановления канонической связи Москвой, уже нет. Поэтому Вселенский Патриарх и начал постепенный процесс растворения Экзархата, сделав из него что-то наподобие викариатства, которое будет подчиняться Греческой епархии во Франции.
Конечно же, это грустно отчасти, потому что все мы помним славную историю Экзархата, долгое время бывшего хранителем русской православной литургической, богословской и культурной традиции в Западной Европе. Представители Экзархата свидетельствовали миру о богатстве этой традиции. Именно этот Экзархат дал христианскому миру представителей так называемой Парижской богословской школы.
В 1965 году тогдашний Вселенский Патриарх Афинагор прекратил в одностороннем порядке юрисдикционную связь с Экзархатом, предложив его членам вернуться в лоно Русской Православной Церкви. Это был канонически правильный шаг Вселенского Патриархата. Тогда, к сожалению, руководство Экзархата выбрало путь раскола и отправилось в «самостоятельное плавание», в котором пребывало шесть лет, внося очередной раскол в дело единства Церкви. В 1971 году Патриарх Афинагор вновь принял в свою юрисдикцию эту Русскую Архиепископию, но теперь уже в качестве уже одной из епархий Греческой митрополии во Франции.
Ситуация повторяется. Происходит как бы «дежа вю». Что послужило тогда причиной столь быстрой перемены решения Константинополя? Быть может, там испугались случившегося в тот год дарования Московским Патриархатом автокефалии Православной Церкви в Америке. И, дабы предотвратить возможное повторение событий, поспешили вернуть в свою юрисдикцию русские приходы? Сегодня, когда произошло восстановление каноническоего единства с Русской Зарубежной Церковью, быть может, на Фанаре решили на всякий случай лишить Экзархат самостоятельности в управлении.
В 2009 году нынешний Патриарх Константинопольский Варфоломей вновь восстановил прежний статус Архиепископии, выведя ее из состава греческой епархии и придав ей статус Экзархата. Но в новых документах уже не было никаких слов о временности этой структуры.
Я думаю, что, при всей внешне кажущейся соборности и демократии управления Экзархатом, большинство его членов не имеет никакой реальной власти в принятии решений. Вся власть там была сосредоточена в руках небольшой группы мирян во главе с господином Н. Струве. Эти люди ненавидят Русскую Церковь, и для них абсолютно все равно, какое будущее будет уготовано Экзархату — лишь бы не вместе с Русской Церковью. Поэтому они примут любое решение Вселенского Патриарха и не будут его оспаривать.
Я не думаю, что изменение в управлении этой части приходов Вселенского Патриархата вызовет какое-то обострение отношений между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом. Еще раз повторю, что это внутреннее дело Стамбула. Другое дело, что Русская Православная Церковь всегда держалась мнения и говорила о том, что большинство приходов Экзархата должны вернуться в ее лоно и восстановить с ней каноническую связь. Русская Церковь никогда не признавала каноническую законность и правильность этой структуры, не прерывая, однако, по соображениям икономии, общения с ней и ожидая возвращения заблудшего сына.
В апреле 2003 года покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился с посланием к архипастырям, окормляющим русское рассеяние, а также ко всем православным приходам русской традиции вернуться в лоно Матери-Церкви и войти в состав митрополичьего округа в Западной Европе, наделенного широкими правами самоуправления. Тогда личные интересы и страхи отдельных влиятельных лиц в руководстве Экзархата не позволили, к сожалению, этому случиться.
Конечно же, у нас, слава Богу, есть евхаристическое общение, и наши контакты никогда не прерывались. Но это всегда была некая рана на теле Русской Православной Церкви — русские приходы, отторгнутые от Нее в тот момент, когда она была слаба. И эта боль не из-за того, что мы потеряли недвижимость или влияние, как это пытаются лживо представить некоторые. Вовсе нет. А боль от того, что наша история, наше наследие, традиция, созданная людьми — чадами Русской Церкви, постепенно, но последовательно стирается из памяти и жизни. Это грустно.
Будущее Архиепископии неясно
Священник Сергий Модель, клирик Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ, преподаватель Парижской семинарии:
— Архиепископ Гавриил ушел на покой в январе по состоянию здоровья. В конце марта должны были пройти выборы нового архиепископа. Для этого, согласно процедуре, в Париже был составлен список трех кандидатов, который был передан в Константинопольский Патриархат для рассмотрения. В случае согласия со списком Константинополь должен был разрешить на месте в Париже избрать одного из кандидатов.
Константинопольский Патриархат не утвердил этот список. Поскольку с тех пор, как владыка Гавриил ушел на покой, местоблюстителем был назначен митрополит Эммануил, пока его полномочия продолжены.
Выборы нового архиепископа отменены. На собрании, которое должно состояться в Париже 29–30 марта, Константинополь предложил возможность избрать только викарного епископа, который мог бы под руководством митрополита Эммануила осуществлять богослужения на церковнославянском языке.
Это положение временное. Нигде пока не указано, что это окончательная норма. Не указано и то, что выборов архиепископа в будущем вообще не будет. Выборы могут быть тогда, когда решит Константинопольский Патриархат. Тем не менее, это очень серьезный урон для Парижской Архиепископии. По сути дела, Константинополь прибирает ее к рукам.
Это тоже можно понять, поскольку за последние годы в Парижской Архиепископии было очень много серьезных проблем, включая скандалы и судебные процессы. Предыдущий период был не лучшим для Архиепископии, которая показала себя не в лучшем ключе, а Константинополь, очевидно, понял, что пришло время навести порядок.
Повторюсь, это не значит, что нынешнее положение является окончательным. Пока что по Уставу Архиепископия остается самостоятельной епархией в рамках Константинопольского Патриархата, только под временным управлением митрополита Эммануила. Сколько времени будет длиться такое положение — никто пока не знает.
Ответы на многие вопросы даст собрание — Генеральная Ассамблея Архиепископии, назначенная на 29–30 марта. Но уже очевидно, что в Париже очень многие деятели Парижской Архиепископии находятся в шоке от этого решения Константинопольского Патриарха и не могут с ним согласиться.
Проблема в том, у Константинопольского Патриархата в Западной Европе существуют две параллельные епархии одной и той же Церкви. То, что есть параллельные епархии разных Церквей — Русской, Греческой Румынской, уже как-то странно, а Парижская Архиепископия — двойник Греческой епархии, в рамках того же Константинопольского Патриархата, на той же территории.
Во времена существования советского режима можно было оправдывать существование Парижской Архиепископии тем, что русские церкви здесь не хотели зависеть от Московской Патриархии, которая подчинена советской власти. С тех пор, как советской власти нет, нет и оправдания существования отдельной русской епархии Константинопольского Патриархата.
Если же речь идет о создании местной православной Церкви Западной Европы, о чем говорят некоторые из деятелей Парижской Архиепископии, тогда почему она должна быть отделена от действующих епархий, например — Греческой епархии, того же Константинопольского Патриархата?
Расценивать сложившуюся ситуацию можно по-разному. .С одной стороны — это еще большее удаление Архиепископии от Русской Церкви. Но с другой стороны, в самой Архиепископии далеко не все хотели возвратиться в лоно Русской Церкви и воссоединиться с ней. Многие события последнего времени связаны с тем, что часть Архиепископии хотела в Русскую Церковь, а другая половина категорически этого не желала.
Для приходов, тяготеющих к Русской Церкви, соединение с ней возможно через упразднение Парижской Архиепископии как самостоятельного церковного организма. По такому сценарию, те приходы, которые хотят остаться в рамках Константинопольской Церкви, отойдут Греческой Епархии, а те приходы, которые чувствуют себя русскими, вернутся в Русскую Церковь.
По сути дела, сегодня идет речь о самом существовании этой церковной организации, имеющей славную историю. Это и епархия митрополита Евлогия, и Свято-Сергиевский богословский институт…. У Архиепископии богатое прошлое. Но будущее ее не совсем ясно.
Читайте также:
«Секретная операция» в Архиепископии
Эмигрантские споры вокруг русских храмов
Блеск и нищета русского Парижа