Если в обычном приходском храме ждут приезда архиерея, для рядового прихожанина это значит, прежде всего, что служба будет длиннее, народу приедет больше, а хор будет петь громче, чем обычно. У многих знания об архиерейском богослужении этим и ограничиваются. Между тем служба эта полна красоты и символического смысла. Поэтому, когда в храм святого благоверного царевича Димитрия приехал митрополит Волоколамский Иларион, мы решили воспользоваться случаем и зафиксировать некоторые моменты архиерейской литургии с тем, чтобы их «расшифровать».
Апостолы приняли все духовные полномочия в Церкви от Самого Господа Иисуса Христа. В свою очередь они передали эти полномочия избранным преемникам, получившим название епископов, что в переводе с греческого означает «надзирающие». Епископы должны были заботиться об удовлетворении духовных потребностей христиан в учении, нравственном руководстве и священнодействии. В отличие от апостолов, которые проповедовали, путешествуя, епископы постоянно присутствовали в своем городе или провинции. В прощальной речи к предстоятелям Ефесской Церкви апостол Павел так говорит о епископском служении: «Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога» (Деяния 20:28)
По мере расширения Церкви стали образовываться приходы, и потребовалось большее количество епископов. Все дела вверенных им областей епископы решали с помощью совета пресвитеров, то есть священников. Таким образом, высшая власть в Церкви поручена епископам самими апостолами. Другие же чины иерархии — дьяконы, священники — поставлены уже епископами для помощи в церковном управлении и служении.
1. Облачение. После того, как архиерея встретили в притворе, его с особой торжественностью облачают в центре храма. На каждый предмет облачения возглашают стихи.
Важнейший элемент архиерейского облачения — саккос (от греч. saccos — шерстяная материя), верхняя богослужебная одежда, заменяющая собою иерейскую фелонь и имеющая одинаковое с ней духовное значение. По покрою саккос представляет собой туникообразное одеяние, обычно не сшитое по бокам, с короткими широкими рукавами и вырезом для головы. В Русской Православной Церкви саккос известен с начала XV в., когда киевский митрополит Фотий привез его с собою из Греции. В XVIII в. он сделался общей одеждой всех епископов Саккос — символ смирения, при богослужении означает одеяние Спасителя, он напоминает о той червленой ризе, в которую облечен был Христос (Иоан. XIX , 2, 5). Архиерей, облачаясь в саккос, должен вспоминать унижение и смирение Иисуса Христа.
Архиерея облачают его помощники — иподьяконы. Раньше круг обязаностей иподьяконов был шире: они не только приготовляли и держали в порядке священные сосуды, облачали архиереев и помогали на службе, но и стояли во время богослужения у церковных врат и наблюдали, чтобы не вошел кто-либо из недостойных. А при возгласе «Оглашенные, изыдите!» в обязанности иподьякона входило вывести из храма всех оглашенных (т. е. готовящихся принять таинство крещения).
2. Орлецы. Непременный атрибут архиерейской службы — орлецы на полу храма. Они появились в Византии в Х III столетии. Эта почетная награда Константинопольскому Патриарху от императора имела определенный духовный смысл: изображение города и парящего над ним орла указывает на высшее небесное происхождение и достоинство епископского сана. Становясь повсюду на орлец, архиерей как бы все время покоится на орле. Орел — символ высшей горней твари, ангельских чинов.
3. Дикирий и трикирий. В конце облачения епископ берет дикирий (подсвечник с двумя свечами) и трикирий (подсвечник с тремя свечами) и благословляет (осеняет) духовенство и народ на четыре стороны свечами. Две свечи дикирия символизируют Свет Господа Иисуса Христа, познаваемого в двух естествах — божественном и человеческом. Три свечи трикирия означают несозданный Свет Пресвятой Троицы. Благословение народа дикирием и трикирием совершается на литургии неоднократно. Оно сообщает верующим особую благодать и свидетельствует о Божественном Свете, приходящем к людям для их просвещения, очищения и освящения.
4. Омовение рук. Во время мирной ектиньи архиерей умывает руки. Этот чин известен еще с V века. Но тогда умывали руки все вместе: и пресвитеры, и епископы. Делалось это после того, как дьяконы приносили из отдельного здания приготовленные для евхаристии хлеб и вино (в современной литургии это перенесение отображено в Великом входе). Омовение рук перед тем, как начнется преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни, носило очистительный и гигиенический характер. Сегодня обычай торжественно, публично умывать руки сохранился только в архиерейском богослужении. Чин этот перенесся на начало службы и на время пения Херувимской.
5. Кафедра. Во время пения антифонов и совершения проскомидии в алтаре епископ сидит на кафедре. Это специально организованное место в центре храма, которое называется «архиерейский амвон». На нем устанавливается кресло для архиерея.
Раньше в России сооружение возвышений в центре храма (до метра высотой) было обычным явлением, не связанным исключительно с архиерейским богослужением. С него читалось Священное Писание, пелись важнейшие песнопения, произносились ектении. Сейчас кафедру устанавливают только при архиерейском богослужении. Стационарный архиерейский амвон есть только в тех храмах, где архиерей служит постоянно. На нем он стоит, когда находится не в алтаре, а в храме, с него читается Евангелие.
6. Рипиды. Когда с архиерейского амвона диакон читает Евангелие, иподьяконы держат над Евангелием рипиды (греч. — «опахало»). Сначала рипиды употреблялись в алтаре при совершении таинства Евхаристии. В литургических указаниях Постановлений апостольских говорится, что два дьякона должны держать с обеих сторон Престола рипиды из тонкой кожи, павлиньих перьев или из тонкого полотна и тихо отгонять летающих насекомых. Есть предположение, что в ветхозаветное время такие веера использовались, чтобы отгонять мух от жертвенника, на котором закалывалось жертвенное животное. К VII веку рипиды уже символизировали херувимов и серафимов, незримо участвующих в таинствах Церкви.
7. Символ веры. По возгласе: «Двери, двери…» архиерей становится перед престолом, преклонив главу, а все священники берут воздух и веют им над священными сосудами. Архиерей или указанный им священнослужитель читает Символ Веры. Всю литургию, за исключением малого и великого входов и времени причащения, у Царских врат стоит посошник с архиерейским жезлом. Жезл — древний символ священнической власти. История его появления восходит к ветхозаветной истории о процветшем жезле Ааронове (Числ. 17: 1-13). Особенность русских архиерейских жезлов — сулок (два платка, вложенные один в другой и привязанные к посоху у верха). Сулок появился в России из-за суровых морозов. Нижний платок предохраняет руку от холодного жезла, верхний — от морозного воздуха.
8. Омофор. Это неотъемлемый атрибут архиерейского богослужения. Омофор в переводе с греческого означает «наплечник». Он бывает двух видов. Великий омофор — длинная широкая лента с изображениями крестов. Огибая шею,она одним концом спускается на грудь, а другим — на спину.
Малый омофор — широкая лента, которая спускается на грудь обоими концами, спереди она сшита или закреплена пуговицами.
Архиерейский омофор символически обозначает благодатные дарования архиерея как священнослужителя, поэтому без него архиерей служить не может. Кроме того, омофор напоминает о том, что архипастырь, подобно евангельскому Доброму Пастырю, несущему на плечах потерянную овцу, должен заботиться о каждом заблудшем человеке.
9. Полнота служения. Святое миро, которым помазывают при совершении таинства миропомазания в Крещении, освятить может только архиерей, глава поместной Церкви. Антиминс, необходимая принадлежность для совершения Евхаристии, освящается по особому чину только архиереем. Священство, одно из семи таинств Церкви, имеют право совершать только архиереи во время Литургии. Это право они приняли из рук самих апостолов. Таким образом, архиерей, имея возможность совершать все Таинства, представляет собой полноту Церкви. Как сказал святой Симеон Солунский: «Без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни св. мира, ни Крещения, ни, следовательно, христиан» (О священном помазании. Гл. 45).
Ирина СЕЧИНА, Ирина РЕДЬКО
Фото Екатерины СТЕПАНОВОЙ