Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в зеркале российской прессы
Завершившийся 29 июня Архиерейский собор Русской Православной Церкви был широко освещен в российских средствах массовой информации: печатных, аудиовизуальных и сетевых. Журналистская работа снискала и высокую похвалу и строгую критику.
В заключительном слове на заседании Собора 27 июня Святейший Патриарх Алексий поблагодарил журналистов, освещавших работу собора. Днем раньше архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн критически отозвался о предсказательной деятельности ряда журналистов, пытающихся предвосхитить соборные решения и информирующие о своих догадках читателей.
Действительно, писали о соборе много и едва ли также важное событие в жизни как Церкви, так и общества прошло незамеченным для тех, кто имеет доступ к СМИ. И справедливо, что писали различные издания по-разному: одни высокопрофессионально освещали работу Собора, другие же материалы без большой натяжки можно назвать не освещающими, а затемняющими жизнь Церкви.
Общий взгляд на тексты светских СМИ заставляет сделать неутешительный вывод о том, что действия временные, преходящие, пусть и раздутые в скандал и создающие трафик, значительно уступают по подробности освещения стратегическим вопросам церковной жизни. Темы, поднятые в докладах архипастырей, касались самых разных аспектов бытия Церкви и человека в Церкви, многие заявления носят почти сенсационный характер. Говорили на Соборе о проблеме воинской службы; анализируя опыт Запада, призывали священников больше времени уделять общению с паствой; рассказывалось о процессе канонизации святых, о котором в другое время идут бурные дискуссии в СМИ.
На Соборе была принята православная концепция прав человека «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» — эпохальный философский культурологическо-аксиологический документ, которые представляет собой ответ Русской Церкви на вызов западного секуляризма и насаждения принципов вседозволенности. По сути — это новое слово в развитии отечественной философии и правосознания.
Однако по интенсивности освещения эта тема была приравнена к ситуации вокруг епископа Диомида, в подаче некоторых изданий же и вовсе отошла на второй план. Причины этого понятны, извержение из сана, недействительные справки, громкие призывы Чукотского епископа напоминают детективный сериал, смотреть который куда проще, чем осмыслять высокие философские категории. Именно поэтому те издания, которые стремились повысить продажи и увеличить трафик, концентрировались на теме извержения епископа Диомида из сана, а те СМИ, которые хотели дать адекватную картину происходящему, придерживались одинаково подробного раскрытия всех главных тем Собора.
Детально, вдумчиво и грамотно освещали работу Собора, в первую очередь, два ведущих информационных агентства: РИА «Новости» и «Интерфакс-Религии».
РИА «Новости» подготовили к собору несколько инфографик (иллюстрированных таблиц, визуализирующих иерархическую структуру церковного управления и историю и принцип функционирования архиерейских соборов). Еще до начала работы Собора в агентстве вышло немало новостей и несколько подробных справок, которые, как и регулярные новости о работе Собора, стали ценным справочным материалом для многих печатных изданий. РИА «Новости» подготовили несколько подробных видеорепортажей о соборе, став, наверное, единственным светским интернет-журналом, активно освещающим собор не только на вербальном уровне, но и на аудиовизуальном.
Отметим и аналитические публикации агентства. В обобщении «РПЦ утверждает ценности свободы и прав человека» Андрей Золотов, главный редактор журнала «Russia Profile», осмысляет принятый на Соборе документ о православном понимании прав человека. Напоминая о проходящем одновременно с Собором саммите Россия — ЕС, автор подчеркивает, что «если в отношениях России и Евросоюза именно диалог в области «общих ценностей» был в последние годы самым провальным — и вина за это возлагалась главным образом на Россию, не желающую в массе своей воспринимать «европейские ценности» целиком и полностью, …, то сегодня самый консервативный общественный институт нашей страны — РПЦ — на самом высоком своем уровне заявил городу и миру: достоинство личности, свобода и права человека — это и наши, православные христианские — а стало быть, по культурной принадлежности, и русские ценности».
Автор акцентирует, что во время всеобщей уверенности в незыблемости прав и свобод, упускается из виду то, что тезис об абсолютной ценности прав человека неприемлем ни для верующего христианина, ни для верующего мусульманина, ни для какого другого религиозного человека (каких сегодня в мире большинство), кроме верующего в Человека как в бога» и убежденного в абсолютной ценности всех, в том числе и порочных, проявлений человеческой природы.
По окончании собора агентство опубликовало интервью с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Иларионом, посвященное итогам Собора и возможной перспективе выхода Русской Православной Церкви из Всемирного Совета Церквей. Владыка Иларион выражает свою радость по поводу долгожданной возможности общения и совместного обсуждения важных проблем бытия Церкви и призывает не стесняться открытого исповедания веры: «То, что наша Церковь ничего не меняет, что она продолжает апостольское, святоотеческое учение и все церковные традиции, — именно это привлекает людей на Западе из протестантства и католичества. Они видят, что Церковь не меняет свое учение или свою практику в зависимости от современных течений, а все как было положено Спасителем и апостолами, продолжается в Православии. Православие сейчас растет в мире».
Экспертный опрос «Какие самые важные задачи социального партнерства предстоит решить Церкви и государству?» представил мнения церковных публицистов и главных редакторов нескольких церковных программ протоиерея Алексия Уминского, Сергея Чапнина и Александра Щипкова, в котором в частности говорится, что «двадцать лет назад был снят гнет государственного атеизма, но восстановление полноценной церковной жизни все еще не закончено» и намечаются наиболее актуальные тенденции развития церковно-общественных отношений.
Если не считать уже обсуждавшейся неточности, допущенной журналистами «Интерфакс-Религия» в передаче части доклада Святейшего Патриарха, посвященного незарегистрированным бракам (напомним, пересказывая слова Патриарха о греховности жизни в незарегистрированном сожительстве, «Интерфакс» употребил термин «гражданский брак», не пояснив, что речь идет о широком и современном толковании данного понятия, и что в Церкви гражданским браком справедливо называют наличие росписи в ЗАГСе. Эта недальновидность повлекла за собой некорректные комментарии ряда других журналистов и изданий), агентство также подробно освещало работу Собора, хотя и исключительно в новостном формате. Одной из интересных публикаций стал комментарий декана социологического факультета МГУ В.И. Добренькова о необходимости поддержать богословское образование в России как организационно, так и финансово на государственном уровне.
Ежедневно следили за работой Собора читатели «Известий»: религиозный обозреватель газеты Борис Клин, чьи тексты известны своей продуманностью и профессионализмом, поступательно освещал работу Собора, каждой статье отводилось доминантное место на полосе, все материалы сопровождались качественными большими фотографиями. В понедельник 23 июня накануне открытия Собора вышло подробное интервью с митрополитом Калужским и Боровским Климентом, управляющим делами Московской Патриархии, в котором делаются предварительные прогнозы и рассказывается о возможном ходе работы Собора, готовящемся положении о церковном суде, межрелигиозном диалоге и молодежной работе.
Владыка Климент дал оценку и тем группам журналистов, которые, прикрываясь церковной и околоцерковной лексикой, обрушиваются с критикой на Церковь: «В последнее время много людей, которые после 1990 года крестились, стали считать себя верующими. Но для того чтобы стать верующим, надо изменить свое сознание, надо начать жизнь со Христом, научиться любить ближнего. …А в публикациях этих групп ничего доброго нет. Любви нет. Это все деятельность групп, отдельных газет и сайтов, назвать которые правильнее не внутрицерковными, а околоцерковными».
В последующих репортажах «Известий» рассказывается о докладе Патриарха в первый день работы собора, о проблеме межрелигиозного диалога, общецерковной канонизации святителя Иоанна Шанхайского и официальном признании возможности православным молиться у святынь в инославных храмах и храмах других религий.
В статье «Церковь растолковала человеку его права» разбираются основные пункты расхождения принятого на Соборе церковного документа и современного понимания прав человека правозащитниками. Среди таких разногласий автор статьи выделяет понимание государства как источника угнетения человека или как соработника обществу, смертную казнь и свободу совести.
Завершает цикл публикация «Церковь избавляется от раскольников», в которой в ходе рассказа об итогах Собора точно подмечается, что Церковь дала на недозволенные действия епископа Диомида не только административный (как это было интерпретировано рядом изданий), но и содержательный ответ, признав, в частности, возможность поклониться святыням в храмах других конфессий и религий. Автор статьи справедливо связал околодиомидовский скандал с проблемой бесконтрольного распространения по храмам псевдоправославной литературы. Пресечь эту проблему на Соборе призывали не раз.
Газета «Коммерсантъ» преимущественно сконцентировала внимание на проблеме епископа Диомида, конфликте его сторонников с «Нашими». Этим темам уделяются две развернутые статьи, а также справка «За что РПЦ лишала священников сана», однако по сути материалы представляют собой развернутый пересказ новостей и рассказа о причинах, по которым епископ Диомид был лишен сана, а также содержат краткие комментарии епископа Егорьевского Марка, священника Владимир Вигилянского и одного из организаторов пикета в поддержку епископа Диомида Игоря Артемова.
Особо хочется прокомментировать материал «Коммерсанта» «Православнозащитное движение», вызывающий искреннее недоумение. Складывается впечатление, что текст написан не профессиональными религиозными обозревателями, а советскими чиновниками, впервые слышащими о Церкви и пытающимися отразить темы собора оборотами советской детской литературы и периодики.
Обороты «отказаться от плохих прав и пользоваться только хорошими», «нормы морали», «остальные права должны подчиняться этому постулату», не только затемняют пафос текста и примитивизируют основную мысль, но и содержат логические ошибки. Так, права и свободу должны подчиняться не постулату о первостепенности христианской морали, а самой морали.
«Коммерсантъ—Власть» в связи с передачей Президентом России части кремлевских святынь Церкви публикует развернутую статью о святынях, хранящихся в Кремле. Автор выдерживает статью в ровном тоне, приводя интересные исторические факты, и только в последнем абзаце сбивается на сопоставление современных правителей с самодержцами, иронизируя по поводу молебна после инаугурации.
«Независимая газета» также почти всецело сосредоточилась на проблеме епископа Диомида; Станислав Минич, автор статьи «Звезда Диомида», написанной еще до вынесения вердикта о дальнейшей судьбе епископа, называет его «ключевой фигурой Собора». Оценить данную публикацию непросто. Автор заканчивает материал справедливым указанием на то, что продиомидовские и подобные им ультраалармистские группы будут отныне восприниматься только как маргинальная группа, существующая в любом сообществе. Однако большее воздействие на аудиторию оказывает заголовок и подзаголовок статьи, поэтому слова о ключевом характере фигуры Диомида в работе Собора, вынесенные в подзаголовок, приводят, скорее, к противоположному восприятию материала.
Венчают «диомидовскую» серию «Независимой» интервью с епископом Диомидом, в котором он предстает смиренным, кротким и незлобивым пастырем и храмостроителем, не вмешивающимся ни в какие общецерковные проблемы и предпочитающим молитву любой полемике. Если читателю не известен контекст обличительных речей епископа Диомида, содержащую клевету на священноначалие, то владыка Диомид должен выглядеть кротким агнцем, несправедливо преследуемым Патриархией. Эта интенция полностью реализуется в том, как было озаглавлено интервью со священником Владимиром Вигилянским — «Суд ждет мятежника»; подобное название романтизирует и героизирует образ епископа.
Продуманно и подготовлено к освещению Собора подошла обозреватель «Российской газеты» Елена Яковлева. В преддверии собора было опубликовано содержательное интервью с Марком, архиепископом Берлинским, рассказавшем об опыте организации церковной жизни в Русской Зарубежной Церкви: «Основная черта церковной жизни за рубежом — мы находимся в меньшинстве. И это задает определенные параметры нашей жизни. Наши приходы и епархии гораздо меньше по объему, чем в России. Когда я был в гостях у владыки Феофана, то поражался, как много вокруг церковного народа, и объемом дел. Но у нас за рубежом больше возможностей для общения с людьми».
Ежедневно в «РГ» выходили максимально корректные и глубокие материалы, правильно определяющие суть обсуждаемых вопросов. Так, автор замечает, что следование призывам епископа Диомида означает необходимость немедленно уйти в пензенский овраг, что позиции изоляционизма разделяют немногие, и что Церковь, напротив, готовит ответ на многие вызовы современности и вопросы бытия православного человека в современном мире. Комментирует ряд материалов и вопросов богослов диакон Андрей Кураев.
Так же подробно, как и «Российская газета», хотя основываясь в большей степени на готовых текстах новостей, освещал работу Собора журналист «Времени новостей» Михаил Мошкин.
Ряд изданий, чьи публикации нередко носят антицерковный характер, поддерживает группу епископа Диомида и называет Собор расправой над мятежным архиереем. Эти журналисты и общественные деятели не собираются сжигать паспорта или отказываться от ИНН, а вот активной позиции Церкви они на самом деле опасаются — поэтому и спешат поддержать еще одного человека, призывающего Церковь снизить свою общественную значимость.
Таковы публикации в «Новой газете», поместившей единственный материал о событии А. Солдатова, известного своей принадлежность к раскольникам, одного из вдохновителей антицерковной журналистики, в рубрике «Люди/Скандалы», и в «Новых известиях», где автор рисует архиереев далекими от общества людьми на лимузинах (которых в дни работы Собора в окрестностях храма Христа Спасителя не наблюдалось), и утверждает, что к «диомидовцам» относятся тысячи верующих.
Остро чувствуется отсутствие в газете «Труд» материалов талантливого журналиста Валерия Коновалова: про Собор в газете размещен всего лишь один материал Максима Агаркова, традиционно пишущего в «Труде» на темы, связанные с чиновничьим аппаратом, Госдумой и работой государственных учреждений. Это не могло не сказаться на стиле материала: работа Собора в интерпретации автора едва ли отличается от заседания в конторе: «коллеги», «недостаточное чинопочитание», «Чукотского владыку отправили в отставку». Автор полагает, что возможный раскол будет достаточно ощутимым и приводит цитаты из изречений епископа Диомида.
Отдельной темой для комментария представляются заголовки, ставшие квинтэссенцией фамильярности и поиска скандала. Пожалуй, они говорят сами за себя:
«Епископ, на выход!», «У Церкви есть “преемник” и “несогласные”», «Отцы, отзовитесь!», «Покаяния не будет», «Суд ждет мятежника», «Владыка “динамит”».
Этот список можно продолжать и далее.
Завершая обзор, хотелось бы присоединиться к Патриаршей благодарности и выразить уважение и восхищение тем авторам, кто не поленился поработать над своими материалами и представить на суд читателей качественные материалы, а также пожелать главным редакторам и редколлегиям других изданий отступать от линии чрезмерной тенденциозности в освещении церковной жизни и приглашать для комментирования и освещения событий настоящих экспертов и авторитетных лиц.