Agionoros.ru публикует продолжение беседы с игуменом монастыря Каракал, учеником старца Ефрема Филофейского архимандритом Филофеем.
Что касается моего старца (отца Ефрема Филофейского) то я должен вам сказать следующее: Бог удостоил нас на собственном опыте почувствовать великую Благодать, которую он стяжал. Господь вознаградил отца Ефрема за совершенное послушание, которое он оказывал старцу Иосифу, и удостоил возможности собрать вокруг себя преданное братство. После кончины Иосифа Исихаста он остался жить в Новом Скиту, а некоторое время спустя в Провата[1] в исихастирионе Святого Артемия. Там (по милости Божией) наше братство и возросло.
Мы жили исихастской жизнью. В соответствии с этим был сформирован и наш распорядок дня. Богослужение начиналось с заходом солнца и заканчивалось с рассветом. То есть продолжались приблизительно восемь часов. Мы совершали службы по-исихастски – молились по чёткам. Такой устав наш старец – отец Ефрем заимствовал из жизни отшельников, из повседневной аскетической практики Иосифа Исихаста и его братства. Этому исихастскому распорядку следовал не только наш старец отец Ефрем, но и старец Иосиф Ватопедский, старец Харлампий Дионисиатский и их синодии[2].
— Какие службы вы совершали по чёткам?
Вечерню, Повечерие и Утреню.
— Геронда, то есть вы не пели тропари, не читали Псалтирь и другие молитвы?
Да. Определённое число молитв «Господи Иисусе Христе помилуй мя» может заменить любую службу. Так обычно и молятся исихасты-отшельники.
— Сколько раз вы молились по чёткам во время ваших ночных богослужений?
От 25 до 30 чёток-трёхсоток[3]. Божественная Литургия – единственная служба, которую нельзя заменить чтением Иисусовой молитвы. Это невозможно. Любые другие богослужения поддаются замене.
Литургию мы служили ровно в полночь, предварительно совершив другие службы через чтение Иисусовой молитвы.
Итак, в полночь, мы собирались в храме святого Артемия. Начинали с молебна, потом читали Часы, а затем Божественную Литургию. Если это были дни когда мы причащались (вторник, четверг, суббота) читали и молитвы перед Святым Причащением. Служил сам отец Ефрем. Это были незабываемые службы!
— Сколько вас тогда было?
Двадцать пять.
— Вернёмся к вашему распорядку дня. Что вы делали по окончании Божественной Литургии?
За Литургией следовал отдых – от двух до двух с половиной часов. После подъёма все отправлялись на послушания. Работы были самые разнообразные: писали иконы, готовили пищу, пекли хлеб, делали коливо, шили, столярничали. В то время у нас было много маслин, фундуков, плодовых деревьев. Как следствие многие из братии были заняты на работах в огороде. Другие занимались ремонтом скитских построек. Переносили песок, камни и другие строительные материалы. После послушаний следовала трапеза, а за ней дневной отдых, который был необходим, чтобы монахи выдержали всенощное бдение.
— Когда вы добавляли масло в еду?
Если не было поста – по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям.
— Сколько времени вы провели в исихастирионе Святого Артемия?
Два с половиной года. Потом нашего старца пригласили в монастырь Филофей и мы переселились в эту обитель.
— Геронда, насколько тяжело для монаха жить строгой подвижнической жизнью, придерживаясь исихастского устава?
Это такая радость для души! Подвижническая жизнь дарит монаху благодать и радость.
Основа исихастской жизни – благословенная добродетель послушания…
***
Я очень благодарен Богу за то что сподобил меня жить рядом со старцем Ефремом… То что я читал и читаю в Житиях Святых, «Отечнике» и святоотеческих творениях я воочию видел и переживал рядом со своим духовником! Благодатный старец, отрада Афона и всего православного мира… Нам повезло жить рядом с ним. Мы на деле, благодаря его примеру учились добродетелям отца Ефрема: любви, смиренномудрию, рассуждению. Старец стяжал Божественное просвещение.
Он обладает даром духовного руководства и украшен множеством добродетелей. Кроме некоторых монастырей Святой Горы Афон, которым он оказывает духовную поддержку, отец Ефрем основал на американском континенте несколько мужских и женских обителей. Это великое дело.
— Преподобный старец Иосиф Исихаст был наставником Иисусовой молитвы. А ваш старец (который был его учеником) чему вас учил?
Его заботой было укоренить в наших сердцах творение молитвы Иисусовой. Следуя духовному завету своего наставника, который он оставил своим послушникам, отец Ефрем распространил практику творения Иисусовой молитвы на Афоне а затем и в Америке.
— Отец Филофей, в наше время есть такие подвижники как Иосиф Исихаст, Ефрем Катунакский, Паисий Святогорец?
Преподобный Исаак Сирин говорит, что таких подвижников немного в каждом поколении.
— То есть и сейчас они есть?
Вне всякого сомнения. Хотя, повторюсь, их и немного.
***
Для нас, святогорцев, радостно видеть, что есть люди, которые поворачиваются лицом к Церкви и начинают вести подвижническую духовную жизнь. В этом и заключается наша радость, этому же посвящены и наши молитвы. Мы просим Господа поддержать Свой народ, даровать людям сил и Свою Благодать.
Сегодня из-за распространившегося повсеместно греха люди начинают тосковать о потерянном Рае и возвращаться в Церковь (которая его символизирует). Мы не должны ни на секунду забывать боговдохновенные слова апостола Павла «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать»[4].
Архимандрит Филофей,
игумен монастыря Каракал на Святой Горе Афон
[1] Провата – монашеское поселение неподалёку от афонского монастыря Каракал, состоящий из нескольких калив.
[2] Синодия – свита (греч.).
[3] Чёток, состоящих из трёх сотен узелков.
[4] Рим.5:20