17 июня 2011 года, в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке, Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Романа (Лукина) во епископа Якутского и Ленского.
При наречении архимандрит Роман обратился к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом.
Ваше Святейшество, Святейший Владыка, милостивый Первосвятитель и отец!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!
С трепетом и волнением в этот священный для меня день предстою перед Вами, чтобы дать отчет о своем уповании, подобающий ответ на призвание ко служению епископскому.
Страшна эта минута. Перед мысленным взором проходят сонмы святых угодников Божиих, уклонявшихся от святительского служения. Обращаясь к памяти угодников Христовых, остро ощущаешь пропасть, отделяющую их святость от собственной немощи.
Взирая на образ святого апостола Андрея Первозванного, я задавал себе вопрос: а сумел бы я, будучи распят на кресте, с этого креста, подобно апостолу, проповедовать слово Христовой истины? И боялся, что дам неискренний ответ. А именно с этим образом распятого и проповедующего апостола всегда был связан для меня подвиг епископского служения.
Кто я, дерзающий преклонить свою выю под омофор Христов, и главу — под Ваши святительские руки? Невольно вспоминаются строки, начертанные святителем Игнатием Брянчаниновым: «Быть епископом своего сердца и приносить в жертву Христу помышления и чувствования, освященные Духом: вот высота, к которой привлекались мои взоры».
Всякому христианину свобода во Христе открывается на пути добровольного крестоношения вслед за своим Божественным Учителем. Призванному же к высокому архиерейскому служению эта свобода бывает явлена в добровольном сораспятии Предвечному Архиерею.
По силам ли такое смертному человеку? — спрашивал я. И Священное Предание Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви отвечало: воззри на сонмы святителей, прославивших Христа и Им прославленных. Воззри на архипастырей, водивших свою паству на пажити Христовы в твоей стране и в твой век. Воззри на Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который подвижнически восстанавливает полноценную духовную и церковную жизнь после столь длительных и изощренных гонений, учиненных врагами всякой веры. И делать это в условиях, когда Церкви дарована юридическая свобода и в то же время под лозунгами политкорректности и защиты прав человека не менее свободно провозглашается полнейшая нравственная амбивалентность.
И я сказал в сердце своем: если такое призвание состоится, значит, и от меня возможна хоть малая польза. Я не домогался и тем паче не вправе отрицаться сего жребия, ибо в наше судьбоносное время каждый церковный человек особенно должен и обязан свидетельствовать о Евангельской истине, хранимой Церковью.
На Кавказе и в Сибири, в центральных регионах России и на Дальнем Востоке много различий — экономических, социальных, культурных. И эти различия, конечно же, придают свою специфику церковной жизни в этих регионах. Но везде, где довелось побывать, вижу множество людей, желающих прийти ко Христу, испытывающих духовный голод. Старые и молодые, зажиточные и социально незащищенные, представители разных народов — все они нуждаются в заботе и руководстве.
В благословенной Якутии, в этом суровом краю, где живут замечательные люди, семена веры были посеяны твердой рукой великого миссионера — святителя Иннокентия. С особыми чувствами перечитываю сегодня наставление святителя: «Оставить родину и идти в места отдаленные, лишенные многих удобств жизни, — для того чтобы просвещать светом Евангелия еще не видевших сего спасительного света, — есть дело поистине святое и равноапостольное. Блажен, кого изберет и поставит Господь на такое служение; но сугубо блажен тот, кто со всею ревностью, искренностью и любовью подвизается в деле обращения и просвещения, перенося труды и скорби, встречаемые на поприще своего служения, ибо мзда его многа на небеси!»
И, слава Богу, Якутия имела много таких миссионеров и в веке девятнадцатом, и в двадцатом, и в двадцать первом. Таким был и приснопоминаемый Владыка Зосима.
Смиренно склоняю выю под благое иго Христово. Искренне веря, что Сам Господь управляет Своей Церковью, обещаю, что краеугольным камнем в моем будущем служении будет послушание Богу и Его Церкви через неукоснительное исполнение Ее священных канонов и правил. Не самочинное подвижничество, а именно послушание, по примеру Пастыреначальника Христа, который был послушен Небесному Отцу «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 9), почитаю залогом спасения.
В сей великий для меня час молюсь о тех, кто назидал меня своими наставлениями и примером, молюсь о тех, среди которых почти 20 лет проходило мое церковное служение.
Глубокая благодарность и сугубое моление о моей маме, возрастившей в душе сына веру во Христа и своей теплой молитвой оградившей от соблазнов мира сего.
Благодарю Бога, что мое епископское служение начинается в период Патриаршества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Ваше Святейшество! Ваше Первосвятительское служение является зримым исполнением слов Господних: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим» (Ин. 14, 21). Вы самоотверженно и мудро водительствуете кораблем Церкви Русской Православной, ведя его сквозь бури и грозы современного мира к благой и спасительной цели.
Прошу Вас, Святейший Владыка, и Вас, богомудрые архипастыри, вознести обо мне недостойном молитву, дабы огонь деятельной любви ко Христу возгревал, сохранял и преумножал в моем сердце благодать, даруемую мне ныне для сугубого служения Церкви Христовой во славу Божию и во спасение собственной души.