Архимандрит Савва (Тутунов): Время публичных доносов прошло
«Церковный суд работает, дела рассматривались, решения принимались (в основном это были апелляции клириков, в большинстве случаев удовлетворенные, на прещения, наложенные в епархиях). Церковный суд рассматривает дела на основании заявлений, написанных на имя архиерея (в епархиях) или патриарха (на общецерковном уровне)», — написал архимандрит Савва на своей странице в «Фейсбуке» .
«То, что сейчас происходит, напоминает мне рассказы о травле в советских газетах: «Он такой-сякой, предатель, педофил, вор, контрреволюционщик». И самый справедливый советский суд не мог игнорировать обличительный глас трудящихся. Простите, но время публичных доносов, как мне казалось, прошло. А уж в Церкви его и подавно не было», — написал по этому поводу архимандрит Савва.
По его словам, есть «нормальные церковно-правовые структуры».
«И да, увы, церковно-правовое рассмотрение дел требует доказательств, формальные требования к которым определены, в частности, правилами святых апостолов 74 и 75. И даже если мы очень-очень уверены в чьей-то вине, надо ее доказать. Мы, простите, не в Чрезвычайной комиссии работаем», — добавил он.
В интервью корреспонденту «Интерфакс-Религия» архимандрит Савва пояснил, что правило 75 «относится, если угодно, к «процессуальному кодексу» церковно-судебной системы». Оно определяет, что обвинение на епископа может быть принято к рассмотрению церковным судом лишь в том случае, если свидетелями выступают как минимум два или три свидетеля. Правило отсылает к Евангелию, в котором сказано: «На устах двоих или трех свидетелей твердо станет всякое слово». Авторитетнейший для Православной Церкви комментатор древнего канонического права епископ Никодим (Милаш) по поводу этого правила уточняет, что эти два или три свидетеля должны делать «одинаковое заявление», напомнил отец Савва.
Напомним, в конце 2013 года протодиакон Андрей Кураев, автор популярного блога, был уволен из Московской духовной академии за эпатажные высказывания в блоге и СМИ. Недавно в своем интернет-журнале он развернул дискуссию на тему «голубого лобби» в Русской церкви, приводя анонимные свидетельства о ряде гомосексуалистов-епископов.
Одна из записей отца протодиакона посвящена теме церковного суда, который, по мнению автора, не способен защитить мирян, в том числе в случаях сексуальных домогательств со стороны духовенства.