Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Иоанн Кронштадский открыл Дом милосердия, а не боролся с властью за собес»
2 января Русская православная церковь отметит 100-летие со дня кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского. Еще при жизни он стал известен благотворительностью, исцелениями безнадежных больных, причем не только православных. Это не помешало советской пропаганде приклеить ему ярлык черносотенца. О личности отца Иоанна, его подлинном образе, о том, насколько его опыт стал примером нынешним пастырям, размышляет в беседе с обозревателем «Известий» наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов).
Главное — свидетельство о жизни вечной
вопрос : Отца Иоанна уже при жизни почитали настолько, что ему пришлось бороться с сектой собственных поклонников — «иоаннитов». Хорошо ли, когда священник еще при жизни становится столь популярным?
ответ : Если к священнику идет и получает духовную пользу большое количество людей, это прекрасно. Но надо помнить — священник должен привести людей к Вечной Жизни и к Богу, а не к самому себе. Это аксиома пастырского служения. Что касается «иоаннитов», отец Иоанн этих неразумных почитателей вначале пытался вразумить, затем обличал и, наконец, прекращал всякое с ними общение. Знаете, рядом со многими священниками, даже далеко не такого масштаба, как отец Иоанн, то и дело появляются какие-то странные люди, которые из священника делают для себя идола. Патриарх Алексий II, Священный Синод не раз говорили и разъясняли пагубность ложного старчества, ложного духовничества. И, мне кажется, люди сейчас стали трезвее. Но все же во все времена кто-то пытается переложить на священника решение своих чисто житейских проблем. К Спасителю однажды подошел человек и сказал: «Помоги мне разделить имение с моим братом по наследству». Спаситель ответил: «Кто меня поставил делить между вами?» Жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
ответ : Сейчас, во время экономического кризиса, об этом особенно полезно вспомнить. Евангелие рассказывает и о другом человеке, собравшем огромный урожай. Это, между прочим, единственный совершенно счастливый человек в Евангелии. Он самозабвенно размышляет: «Какое богатство я скопил! Как впереди все надежно и прекрасно! Скажу я душе своей: «Душа покойся, ешь, пей, веселись». Но Господь, с печалью взирая на этого человека, говорит: «Безумный! В эту же ночь душу твою отнимут от тебя». Как это похоже на нашу нынешнюю ситуацию. Как охотно мы поверили, что застрахованы от любых превратностей судьбы. Но мгновение — и все это исчезает. Это еще один древний, но для каждого поколения невыученный урок.
вопрос : Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов частенько сетует: к священникам приходят за житейскими советами, но редко спрашивают: как победить свои страсти, зависть, злость?
о : Все же замечу, что наши прихожане с годами меняются к лучшему. Алексей Ильич ведь просто не исповедует людей. А сегодня на исповеди многие каются именно в страстях и злых навыках — тех же зависти, злобе. И исправляются. И это уже настоящие христиане. Люди все больше понимают: зло внутри них несовместимо с Вечной Жизнью, которая открывается их сердцу и уму. Ну а люди нецерковные, ничего пока не понимающие в духовной жизни, конечно, они приходят только с массой житейских проблем. Но знаете, и это не беда: одно то, что они пришли в церковь, — огромное благо для их души. Они уже поняли или начали понимать, что единственная надежда — на Бога. Все обманет и изменит — верен в этом мире только Бог. И Господь поможет этим людям.
в : Почему отец Иоанн Кронштадтский пользовался такой любовью?
о : Он и сейчас любим народом. Его пастырский опыт так важен для Церкви, потому что главным и в его священнической, и просто человеческой жизни было свидетельство о все той же Вечной Жизни. Он знал, что это такое, он был к ней причастен. И он мог этим опытом Вечной Жизни, жизни с Богом, поделиться. Даже самая известная книга его так и называется — «Моя жизнь во Христе». Отец Иоанн мог дать именно это — то, чего не мог никто другой — ни врач, ни философ, ни мудрец, ни благодетель. Хотя он и исцелял молитвами, и давал добрые и мудрые советы, и благотворительствовал. Но не это было главное. Главное, что можно было от него получить, — это раскрытие в себе и участие в Вечной Жизни уже здесь, на земле. Именно ради этого к нему и шли толпы и толпы людей.
«Вот есть «грех» такой — иномарка»
в : Давайте поговорим о благотворительной деятельности отца Иоанна. Он ведь начинал с того, что отдавал своим прихожанам из кронштадтских трущоб собственные сапоги, босым возвращался домой. Почему сейчас священники не благотворительствуют, а лишь собирают пожертвования на храм, на содержание прихода? Где сегодня можно увидеть священника, проповедующего в Москве и отдающего свои ботинки бедным?
о : Ботинки, может, и не снимают. Но о церковной благотворительности просто не принято рассказывать — это заповедь Христа. На самом деле все храмы без исключения и все монастыри — не побоюсь этого слова «все» — помогают людям. Нет человека, который бы пришел с настоящей бедой и остался бы без помощи. Но повторюсь — с настоящей. Здесь, к сожалению, есть и другая сторона медали. За 15 лет существования нашего монастыря каждый день к нам приходят несколько человек, говорят: обокрали, помогите доехать до дома. И мы каждый раз отвечаем: сейчас с вами поедет сотрудник монастыря или послушник, купит билеты, проводит вас, а билеты отдаст проводнику. За пятнадцать лет согласились только четверо. Остальные все говорят: нет, не надо, или дайте нам просто деньги, или в последний момент убегают.
в : А отца Иоанна тоже обманывали?
о : Отца Иоанна, наверное, тоже обманывали. Но давайте все же вспомним о другом: что сейчас исполняется из заветов отца Иоанна? Он создал Дом милосердия, где были сироты, инвалиды. Сейчас сотни детских домов и интернатов опекаются церковью. Я не знаю вообще монастырей в России (не маленьких, где 2-3 человека, а более-менее крупных, таких большинство), которые бы не содержали детского дома. У каждого храма есть по крайней мере несколько десятков человек, которым постоянно помогают.
в : А как вы их отбираете?
о : Иногда это наши прихожане, иногда это люди, которых приводят к нам прихожане, иногда это те, кто пишут нам, и мы убеждаемся, что надо помочь.
в : Тогда откуда в обществе возникает ощущение, что в сфере материальной Церковь только берет и ничего не дает? Что нет больше таких священников, как отец Иоанн? Зато батюшки катаются на «Мерседесах».
о : Один из известных певцов недавно заявил на ТВ: «Я увидел священника на машине, он получает за свое служение деньги, и это меня отвратило от Церкви и от Бога». Философия сильная — если священник получает зарплату, значит Бога нет.
Рядовой московский священник получает примерно 20 тысяч рублей. Диаконы — 6-8 тысяч. Я уж не говорю о священниках в русской глубинке. Там все еще более скромно. Мне довелось побывать на наших заграничных приходах. Я посмотрел, как живут там наши священники. Зарплата 400-600 долларов. А прожиточный минимум там 800-1000 на одного человека. Нам, монахам, проще, а вот женатым священникам, у которых супруга не работает, воспитывает 5-6-7 детей, приходится нелегко. Но они не жалуются. Кто-то подрабатывает программистом, кто-то пишет научные труды.
Теперь про машины. Я вот тоже грешник. У меня иномарка, «Ауди», хотя она принадлежит монастырю, а не мне, но я ею пользуюсь. Я мог бы и на «Жигулях» ездить, но я эту машину купил, когда в 2001 году в Рязанской области мы взяли разрушенное большое хозяйство — в несколько тысяч гектаров и восстановили его. Приходилось ездить туда иногда по три раза в неделю. Я очень хорошо знаю, что такое «Жигули», и знаю, что такое «Нива», долго ездил на них. Но когда, особенно в первое время, надо было ездить 250 километров в одну сторону и 250 километров в другую, 3-4 раза в неделю, и зимой и летом, то выбор между «Жигулями» и «Ауди» был предрешен.
В начале девяностых Церкви были переданы десятки тысяч храмов и монастырей в руинах. Каждый знает, сколько нужно на ремонт домика, комнатки или квартиры. А тут — тысячи квадратных метров в развалинах. Восстанавливаются они не для священников, которых то и дело переводят с восстановленного «объекта» на новые руины, а для Церкви и для всей страны.
в : А как, если не секрет, ваш монастырь зарабатывает средства и на что тратит?
о : Часть материальных забот берут на себя наши прихожане. Но все же большую часть мы зарабатываем сами. У нас огромное для Церкви издательство, в котором выпускается духовная, историческая, художественная и научная литература. Как я уже сказал, у нас есть большой и пока эффективный сельскохозяйственный комплекс. А тратим — на содержание, ремонты и стройки монастыря, интернат для детей на 100 человек, высшее учебное заведение, где учатся и содержатся 150 воспитанников, издательство, где выпускается до 400 книг в год, интернет-сайт «Православие.ру». Да и еще немало другого.
«Отец Иоанн никогда не проповедовал ненависти»
в : Мы подошли к общественной роли отца Иоанна, к его общественно-политической деятельности. Он был черносотенцем?
о : Он был пророком. Отец Иоанн умер в 1908 году. Страна тогда была благополучнейшая. Бурно развивалась. А отец Иоанн предсказывал ужасающую революцию и атеизм в России. И в этом смысле он, конечно, участвовал в политической жизни. Он призывал к противодействию революционной беде. Он безусловно поддерживал созидательные и творческие силы России. Предупреждал: если не остановить разрушительные революционные процессы — все выльется в безумные потоки крови. В «Союзе русского народа», в котором состоял отец Иоанн Кронштадтский, участвовали многие деятели культуры, политики, ученые. Можно перечислять: от Менделеева и Нестерова до святого патриарха Тихона и Васнецова.
Отец Иоанн никогда не проповедовал ненависть. Он просто не мог ненавидеть людей и тем более призывать к ненависти. Любая ненависть для него была отвратительна. Возьмите его воззвание по поводу кишиневского погрома. Он писал: «Русский народ, братья наши! Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами, громилами и разбойниками людей, живущих в одном с вами Отечестве, под сенью и властью одного русского царя и поставленных от него правителей? Зачем допустили пагубное самоуправство и кровавую разбойническую расправу с подобными вам людьми? Вы забыли свое христианское звание и слова Христовы: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29)».
в : Должны ли сегодня священники высказываться на политические темы? Какова может быть их роль в общественной жизни?
о : На общественно значимые вопросы Церковь не может не отвечать. Но зачастую люди хотят сделать из Церкви и министерство соцзащиты, и министерство здравоохранения, и даже орган по контролю за силовиками. Это наш общий инфантилизм. Не задача Церкви выстраивать общественные институты.
в : Разве отец Иоанн не этим занимался?
о : Он делал свое священническое дело. Он молился, и люди исцелялись. Он создал Общество трезвости, и множество людей, отвечая на его слово, сказанное с силой, бросали эту самую смертоносную для русского человека привычку. Отец Иоанн не боролся против тогдашнего МВД, не занимался реформами российского здравоохранения. Наконец, он не клеймил тогдашнюю социальную политику, хотя мог бы это сделать. Он просто создал Дом милосердия и множество приютов для сирот. Жизнь во Христе, священническое служение Богу были его главной и самой действенной помощью Российскому государству и народу. И именно за это великое служение отца Иоанна как священника Божия мы благодарны ему и сегодня.
«Всероссийский батюшка»
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев) родился 19(31) октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. В 1855 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, в которой обучался за казенный счет. Стал священником Андреевского собора в Кронштадте. В 1882 году построил Дом трудолюбия — городок на несколько тысяч человек, где люди обеспечивались жильем, нормальной работой и медицинской помощью, а для подростков были открыты школы. Основал женскую монашескую общину, преобразованную в 1900 году в Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь, где и был похоронен.