Не успело общество обсудить программный атеизм партии «Правое дело», как один из членов партии, как заявила газета «Известия», дал новую тему для недоумений, заявив, что национальная тема должна стать важной частью предвыборной программы. Как прокомментировали «Известиям» эксперты логику развития программы: «Суть не в том, чтобы выгонять других, а в том, чтобы они ассимилировались. Не режьте баранов на улицах, учите Пушкина, креститесь, называйте детей русскими именами». И хотя лидер партии поспешил заявить в своем блоге, что отношение партии к национальной идее другое и национализм не станет частью политической программы, редакция портала «Правмир» предлагает обсудить эту достаточно популярную тему. Надо ли для успешной ассимиляции россиянам крестить детей и называть и русскими именами, и как воспринимать такие намерения со стороны любой политической партии?
Протоиерей Димитрий Смирнов,
член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
Идея ассимиляции мигрантов так же утопична, как коммунистическая
Во-первых, реально партия «Правое дело» существует только в Московской области, где действительно есть активный человек, и действительно есть партийная деятельность.
По существу же идея ассимиляции мигрантов так же утопична, как, например, коммунистическая. Советской власти не удалось перевоспитать Среднюю Азию за 70 лет. Весь уклад жизни там, каким был, таким и остался. Поэтому пытаться изменить его – дело бесполезное.
Если же рассматривать эту идею с точки зрения политтехнологии, то она правильная. Это удачный пиар-политический ход, который свидетельствует о том, что там собрались неглупые люди. Однако для того, чтобы отобрать у кого бы то ни было электорат, на мой взгляд обывателя, не занимающегося политикой, нужны значительные политические силы, которых у этого нового проекта пока нет.
Юрий Крупнов,
председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития; председатель «Движения развития»; действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.
Задеть национальные чувства народа — еще один способ эффективно его эксплуатировать
Возможная ставка «Правого дела» на национальный вопрос – явление очень закономерное и объективное. Так называемый «русский национализм» и либерализм более чем совместимы.
Этот процесс ожидается уже давно, и в частности, я лично писал о том, что это произойдет. Национализм и правый либерализм будут максимально сливаться, преследуя очень понятную задачу — использовать национальные чувства для более эффективной эксплуатации населения Российской Федерации.
Возникновение этой идеи именно в «Правом деле» достаточно закономерно, учитывая другие заявления ее лидера Прохорова, который говорит о введении 60-часовой рабочей недели, о том, что все плохо работают, что надо вкалывать и не обращать внимания на всякие социальные гарантии.
С другой стороны, она созвучна намерениям русских националистов, которые хотят окончательно отъединиться от всех от кого можно, превратив тем самым Россию в резервуар для мигрантов, которых можно эксплуатировать еще больше, чем собственное население. Поэтому ставка на этнические характеристики тесно увязана с идеей эксплуатации, идеей силы, идеей разделения на своих и чужих.
Не исключено, что в обоснование национального вопроса будет также эксплуатироваться довольно мощная теория о том, что Россия якобы не прошла этап национально-буржуазного государства, который западные государства прошли в XVI-XVIII веках. И якобы для того, чтобы России стать нормальной страной, этот этап надо пройти.
Ну и наконец, все прекрасно понимают, что те, кто организуют выборы, крайне заинтересованы в том, чтобы у ЛДПР и КПРФ максимально отбирались голоса спойлерами (от англ. spoil – портить; партии, которые отбирают голоса для кого-то другого). Поэтому крикам Жириновского «Мы за русских! Мы за бедных!» может быть противопоставлена серьезная конкуренция, способная отобрать у него некоторые голоса.
Сама по себе суть «Правого дела» в политическом раскладе выборов заключается в привязке всех неолибералистских идей к «Правому делу», чтобы на этом фоне партия «Единая Россия» могла бы рассматриваться как некая центристская между КПРФ и «Правым делом». Это техническая конструкция.
На самом деле, конечно, это не так, поскольку, к сожалению, исходя из 90% всех решений, принятых «Единой Россией», она является крайне правой партией.** В этом смысле, национализм вкупе с крайне правыми неолиберальными лозунгами нужен для того, чтобы превратить партию «Единая Россия» в якобы центристскую, белую и пушистую.
Алексей Вайц,
член мотоклуба «Ночные волки», президент культурно-просветительского Русского фонда, политолог.
Не стирать идентичность народностей, а помогать им ее сохранять
Пока еще нет достаточной информации, чтобы понять, какую позицию по данному вопросу занимает «Правое дело». Это новообразованная структура, и не исключено, что она будет себя искать. Поэтому многое сейчас зависит от журналистской интерпретации, тем боле, что на этой теме сосредоточено в настоящее время внимание многочисленных СМИ.
Если же говорить о том варианте ассимиляции, который уже прозвучал в прессе, то такая идея не кажется мне характерной для русского народа с его православными корнями. Православные очень долгое время существовали в многонациональном, многорелигиозном обществе. В отличие от католиков, мы не вели насильственных, по крайней мере явных «крестовых походов» духовного плана.
Поэтому мне представляется, что «русский проект» может состоять в том, чтобы сохранить и приумножить как собственную идентичность, так и помочь сохранить идентичность тех многообразных народностей, которые собрались вокруг титульной нации.
Человек верующий всегда поймет верующего человека, человек культурный всегда поймет культурного человека, человек образованный всегда поймет образованного человека. Русская национальная идея – это единство в многообразии, в том многообразии, в котором нас создал Господь.
Если такую тактику применит «Правое дело», вопреки мрачной картине, которую нарисовали средства массовой информации, если партия возьмет концепцию многонационального государства, направленную на развитие всех идентичностей, то такую позицию я бы считал верной.Если взять пример Кавказа, то в советское время там выходило 58 изданий на национальных языках. На сегодняшний день идентичность народов Кавказа полностью изменена не без вмешательства политтехнологий, конечно. Однако, если ввести программы обмена культурным опытом, ввести программы ежегодных фестивалей, как это было раньше (и что, кстати, гораздо дешевле и эффективнее нынешних потуг), и сделать это грамотно, то через 20 лет вы не узнаете Кавказ. Развитие программы управления национальной идентичностью народов и народностей может превратить Кавказ в культурную сокровищницу мира вообще и русского мира в частности. Потому что, как я уже говорил, человек воспитанный всегда может договориться с человеком воспитанным, верующий всегда может уважать религию другого человека, а человек образованный будет всегда искать в других многообразие культурных проявлений.
Если же все обстоит так, как написали журналисты, то это большое заблуждение, которое приведет к внутреннему конфликту. Меняя внешнее, невозможно изменить внутреннее. Дух творит себе формы. Внутреннее нужно сохранить в первозданной форме, приумножить и определить ему место в нашем многонациональном сообществе.
Александр Морозов,
публицист, директор центра медиаисследований УНИК, главный редактор «Русского журнала»
«Правое дело» могла бы быть партией атеистов
Ситуация такова, что на сегодняшний день ни Прохоров ни другие официальные представители «Правого дела» еще не высказали своей позиции по вопросу мигрантов или по вопросу мультикультурализма. Поэтому приписывать им какие-либо идеи мы не вправе.
На мой взгляд, более актуальным и обсуждаемым вопросом, связанным с этой партией, являются атеистические высказывания некоторых ее представителей. К ним, в частности, относится выступление Иноземцева о том, что «Правое дело» могла бы быть партией атеистов, если бы взяла себе на вооружение последовательную атеистическую позицию.
Подобные заявления, конечно, являются всего лишь предвыборной стратегией, нацеленной на определенный сегмент электората, за который «Правое дело» намерено бороться.
В любом обществе, в том числе и российском, как показывает статистика, существует примерно 13% атеистов. Насколько я помню, такие же данные характерны и для Соединенных Штатов.
Можно только заметить, что для православных – это « не наше дело». Хочет Прохоров мобилизовывать «атеистический электорат», ну и пусть это делает.
Кстати, сам Прохоров заявил примерно следующее: хотя он и не против Русской Православной Церкви, но как многие либералы он считает, что Московская Патриархия слишком глубоко зашла в государственно-церковных отношениях. У него пока очень примитивное представление о том, где граница мирского и церковного, светского и религиозного.
Недавно в газете «Ведомости» вышла хорошая статья Сергея Чапнина, где он дает развернутый ответ на вопрос о том, почему «Правое дело» прибегает к атеистической риторике. Так же как и автор статьи, я считаю, что после окончания выборов тематика атеизма будет для этой партии не существенной.
Отвечая на вопрос о том, что делать на предстоящих выборах верующим, болеющим за судьбу своего отечества, я думаю, что стоит подождать, пока на политическом горизонте появится партия, которая будет ближе сердцу православного человека, чем те, которые сейчас имеются.