Ассоциация преподобного Силуана Афонского

Ассоциация преподобного Силуана Афонского была создана в июле 1993 г. по благословению схиархимандрита Софрония (Сахарова). Она объединяет людей из более чем десяти стран. Секретариат Ассоциации находится в Швейцарии.

Преподобный Силуан Афонский (*1866—1938) родился в России в крестьянской семье. В 1892 г. пришел на Афон. Строгий и пламенный подвижник, он не только сподобился благодати лицезреть Христа, но стал тем, кто в наше время получил слово, ведущее ко спасению: Держи ум твой во аде и не отчаивайся. Имея совершенное смирение, он молился и плакал о всем мире как о самом себе. Человек “образа Божия”, он говорил, что высшая степень любви к ближнему — это любовь к врагам. Святого Силуана называют монахом, наиболее соответствующим XX веку. Он был канонизирован Константинопольским Патриархатом в 1988 г.

Схиархимандрит Софроний (*1896—1993), ученик преп. Силуана, родился в России, прибыл на Афон в 1925 г. Принял постриг, много лет жил монахом-отшельником, потом был духовником нескольких монастырей. В 1947 г. он поселяется во Франции и публикует книгу “Старец Силуан, монах Святой Горы”, ставшую классикой православной литературы. Обстоятельства не позволяли о. Софронию вернуться на Афон, и в 1959 г. он уехал в Англию, где основал монастырь Иоанна Предтечи. Вскоре он опубликовал книгу “Видеть Бога как Он есть”.

Мир узнал о духовном подвиге старца Силуана из книги его ученика схиархимандрита Софрония (Сахарова). Два этих имени неотделимы друг от друга. Подлинные речения преп. Силуана, которые приводит в книге о. Софроний, называют Добротолюбием XX века. Языком, доступным нашим современникам, старец говорит о глубинах христианского опыта, о тайне подвига, — говорит так, как об этом говорили отцы Добротолюбия.

Господь дал о. Софронию при жизни увидеть прославление его старца. Именно в Иоанно-Предтеченском монастыре в 1988 г. был построен первый храм во имя преподобного Силуана, разработана иконография и составлены тексты службы Преподобному. За монастырской трапезой читаются поучения преп. Силуана; в обители не умолкает молитва к нему.

“Единый святой — есть явление чрезвычайно драгоценное для всего человечества. Святые фактом своего бытия, хотя бы и неизвестного миру, но известного Богу, низводят на землю, на все человечество, великое благословение Божие”. Это — слова из книги “Преподобный Силуан Афонский”. Перед смертью о. Софроний говорил: “Я хочу, чтобы слово святого Силуана стало известно всему миру”. А за день до своей кончины в июле 1993 г. старец благословил своего сподвижника схиархимандрита Симеона и еще несколько человек на создание Ассоциации преподобного Силуана Афонского.

Каждой эпохе Бог дает тех святых, в которых она нуждается. О. Софроний считал, что именно преподобному Силуану есть что сказать человеку конца XX столетия. Сейчас как никогда Церковь и мир нуждаются в опыте познания Бога, основанном не на книжной эрудиции, а на непосредственном проявлении действия Святого Духа. Опыт преподобного Силуана, десятилетиями плакавшего “до великих слез” о том, чтобы мир “познал Бога Духом Святым”, особенно важен[1].

Цель Ассоциации — осмысление свидетельства преп. Силуана Афонского и схиархим. Софрония. Членом Ассоциации может быть любой христианин, которому дорого это свидетельство. Объединяющая людей из разных стран, Ассоциация имеет единый духовный центр. Это Иоанно-Предтеченский монастырь в Англии, в графстве Эссекс. Секретариат Ассоциации находится в Швейцарии. Пока существуют две формы деятельности: организация ежегодных встреч (одна из них прошла в октябре 1994 г. в Швейцарии) и публикация бюллетеня Ассоциации. В задачи Ассоциации входит также распространение, публикации, переводы работ о. Софрония. Мы приводим заметку об о. Софронии, опубликованную в Бюллетене № 1 за 1994 г.[2].

СМЕХ СТАРЦА[3]

11 июля 1993 г. от нас ушел человек, который был одной из наиболее значительных фигур в духовной жизни современной Православной Церкви. В возрасте 96 лет отошел в вечность архимандрит Софроний, ученик святого Силуана и духовник монастыря Св. Иоанна Предтечи в Молдоне (Великобритания). Этому событию уделили внимание различные средства массовой информации, включая “Таймс”. “Франс Кюльтюр” за 31 октября  и 1 ноября  поместила  заметки  о. Симеона,  игумена  монастыря  св. Силуана, в которых обрисован духовный путь о. Софрония и воспроизведены в очень живой и трогательной манере некоторые черты его личности. Отрывки из этих заметок мы предлагаем читателю.

Известны слова Христа, обращенные к старцу Силуану: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”. В них мы имеем итог духовного опыта аскета, каковым был старец Силуан; таким был и о. Софроний, — такими же надлежит стремиться быть и нам. В этом суть сознания нашего греха, нашей немощи, нашей удаленности от Бога перед лицом Его бесконечной любви. Этот опыт должен приобрести каждый христианин, каков бы ни был его духовный уровень. Мы и не можем, и не должны копировать жизнь святых аскетов, но наш личный опыт всегда аналогичен тому аскетическому опыту, одним из лучших свидетелей которого был о. Софроний, в той мере, в какой мы истинно взыскуем Бога. <…>[4]

Когда опыт познания Бога на путях нашей земной жизни столь насыщен, как у старца Силуана или о. Софрония, этот опыт обретает вечную ценность, неважно, какими словами он описывается — обычными словами или словами ученых и богословов. <…>

Прекрасно говорить о том, что есть духовная жизнь, но еще лучше — молиться за весь мир. <…>

Монах, отшельник в пустыне не отделен от мира. По глубоком размышлении мы понимаем, что онтологически мы связаны в грехе со всем человечеством. Когда святой, такой, как старец Силуан или о. Софроний, получает опыт познания океана своей греховности перед лицом милосердия Божьего, ему ничего другого не остается, как обратиться к Богу, — но вкупе со всем миром, потому что он связан с этим миром. <…>

Если свидетельство о. Софрония важно, то потому, что свидетельство это — прежде всего свидетельство опытное, которое уходит за пределы интеллектуального и богословского размышления. Самой своей жизнью он сообщает нам этот опыт. Здесь мы сталкиваемся с одной из замечательных черт о. Софрония: он никогда не стремился хранить свой личный опыт для себя одного. Он хотел, чтобы его братья (прежде всего монахи и монахини его монастыря, но и все другие, кто приходил к нему) смогли получить что-то из этого опыта. Но, конечно же, это никогда не делалось им из тщеславия. <…>

Я знал о. Софрония приблизительно пятнадцать лет. Я хорошо помню нашу первую встречу. Сразу же, с его первых слов, по его лицу и словам, я почувствовал, что передо мной человек Божий. <…>

Меня поразило, до какой степени прямым человеком был о. Софроний. На каждый вопрос, который перед ним ставился, ему удавалось отвечать перед лицом Божиим, с необычайной любовью, но и с очень большой честностью. <…>

Жизнь о. Софрония всегда была окрашена юмором. Слово юмор (франц. humour — прим. пер.) мне всегда, по моей любви к игре слов, казалось связанным с двумя словами: смирением и любовью (франц. соответственно humilitй и amour — прим. пер.). Мне кажется, что у о. Софрония чувство юмора было свидетельством смирения и любви, живущих в сердце. Когда он смеялся — это были взрывы смеха. Ни одной моей встречи с ним не прошло без того, чтобы он не разражался этим необыкновенным смехом, в котором проявлялась сердечная радость. И в то же время он был постоянно серьезен.

В последнюю нашу с ним встречу перед тем, как я принял решение основать монастырь св. Силуана, я сказал ему: “Отче, Вы в самом деле считаете, что я должен заняться этим монастырем?” Я трепетал немного, потому что это казалось невероятной авантюрой. В качестве ободрения он сказал мне страшные слова: “Это невозможное дело, но вы делайте его. Знайте, что это не получится иначе как слезами и кровью”. А потом добавил: “Да и вообще, что вам еще остается? Вы же не можете повернуть назад. Перед вами пропасть? Ну прыгайте, прыгайте!” И тут он разразился громким смехом: “Я-то уже прыгнул, теперь — ваша очередь!” <…>

И вот еще слова, которые я люблю вспоминать при разных обстоятельствах. Монастырь уже был основан, и я порой обращался к о. Софронию со стенаниями, рассказывая  о превратностях, несчастьях и трудностях начального периода. Он выслушивал меня, как всегда, с большой любовью и добротой. Наконец, однажды он произнес: “Послушайте, у меня ведь все то же самое! Однако я не могу препираться с Богом, потому что Он дал мне — конечно, довольно скупо, — способность не препираться с Ним. Так что делайте как я!” <…>

У о. Софрония была особенная личная близость к Богу. Последний раз я видел его живым, когда получал в его присутствии мона-шескую мантию. Он вошел в маленькую комнату, где я готовился вступить в храм, и сказал: “Вот, я пришел по важному делу”. И, изобразив двумя пальцами крест, он прибавил: “Теперь, до конца вашей жизни, — крест, крест, крест!” Видя, что я еще больше испугался, он продолжал: “Но не беспокойтесь! Посмотрите на меня! Бог совершил со мной то, что мог; может быть, удалось и неплохо, ничего не знаю, об этом Ему судить. Но вы же знаете, что Бог наш действует иногда “безрассудно”!

***

В России было несколько изданий книг о. Софрония, вышедших без благословения автора, к которому никто и не обращался. И книга “Старец Силуан”, напечатанная в Минске, и московское издание этой книги, и книга “О молитве”, изданная в Петербурге — пиратские издания. Непонятно, почему издания “Старца Силуана” сделаны с раннего варианта книги, вышедшей до прославления святого, а не с книги “Преподобный Силуан Афонский” 1990 г., где приложены документы о его канонизации.

Автор этих строк — представитель Ассоциации преп. Силуана Афонского в Москве. С любыми вопросами и предложениями о сотрудничестве можно обращаться к Лидии Чаковской через редакцию журнала. С секретарем Ассоциации Максимом Эггером можно связаться по адресу: Maxime Egger, Av. C.-F. Ramuz 79 CH-1009 Pully Suisse.

Л. Чаковская

 


[1]См.: Преподобный Силуан Афонский. 1990, Эссекс, Англия.

[2]Asociation Saint Silouan l’Athonite. Bulletin. ¹ 1/1994, pp. 8—9.

[3]Пер. Я. Г. Тестельца.

[4]Здесь и далее сокращения оригинала. — Ред.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.