Рассказ о книгах из семейной библиотеки продолжает Анастасия Отрощенко, Милосердие.ру, специально для Православие и мир.
Продолжая разговор о творчестве великой Астрид Линдгрен, не могу не упомянуть книги, в которых главные герои — подростки, и предназначены они, соответственно, также для детей, переживающих переходный возраст, и их родителей.
«Бритт Мари изливает душу»
Бритт Мари 15 лет, мама отдает ей старую печатную машинку (речь в книге, разумеется, идет о докомпьютерной эпохе, но это ничего не меняет), на которой она начинает писать письма незнакомой ровеснице из другого города, делясь с ней всем, что волнует молодую девушку этого возраста.
«Я самая обыкновенная, — пишет Бритт Мари в первом письме подруге. — У меня обычные голубые глаза, обычные светлые волосы и маленький вздернутый нос. Во мне, насколько я могу судить, ничего необыкновенного нет». Это «обычное» автор делает основным принципом, вокруг которого строится повествование.
Бритт Мари рассказывает о своей семье и родителях. В свое время мне очень помогла эта книга (читала ее не вслух детям, как часто делаю, а именно самостоятельно) в понимании того, как мы, родители, выглядим в глазах наших подросших детей. Папа героини — директор школы для мальчиков, спокойный, добрый и очень рассеянный, мама — переводчица со шведского, любящая свою работу и порой забывающая, что у нее есть пятеро детей. Как относятся к этому дети? С любовью и пониманием: «Милая ненормальная мамочка только и делает, что смеется и стучит на машинке».
Бритт Мари подчеркивает в письмах обычность своих интересов — «люблю книги, ненавижу ложиться спать, презираю завитые волосы, люблю природу, теплое лето и кататься на лыжах…» При этом жизнь этой хорошей девочки отравляет младший братец Сванте, который бесконечно подкалывает и подсмеивается над ней, но, дерясь друг с другом, эти двое осознают, что они — лучшие друзья. Вот еще одно утешение для родителей, дети которых постоянно выясняют отношения. Главное — не эта внешняя потасовка, а умение держаться вместе, когда угрожает какая-то опасность.
Есть еще и младшие — брату Йеркеру семь лет и он недавно пошел в школу, а сестре Монике всего три. Когда она была маленькая, то так орала, что Сванте счел, что пора вешать объявление на двери к сведению аиста: «Все места братьев и сестер в семье укомплектованы». Младшие, как это обычно и бывает, «сказочно избалованы».
Линдгрен так описывает жизнь этой в чем-то очень обычной, а в чем-то — совершенно исключительной большой семьи, что поневоле понимаешь, что так происходит у всех, кто любит детей, хочет дать им все возможное, с одной стороны, но, с другой — не погрязает в бытовых проблемах. Бритт Мари любовно называет свою семью «зверинцем», и это совсем не обидно.
Каждое письмо девушки описывает какой-то случай. Иногда это история из повседневной семейной жизни — вот они все вместе поехали за брусникой, взяв в аренду на день шарабан, запряженный лошадьми. Но чаще (и это очень ценно) она описывает какие-то школьные ситуации. Например, одноклассница Марианна Удден задает в классе тон, «она та, кому ежедневно нужно приносить жертвы в благодарность за то, что имеешь счастье принадлежать к узкому кругу ее друзей». Но также есть другая девочка, Бритта Свенссон, одна из тех, «ну ты знаешь, таких, которых никогда никуда не приглашают, ни на какие посиделки, и которых никогда не посвящают ни в какие тайны. В каждом классе найдется парочка таких несчастных!» О том, как героиня повести помогает девочке найти себя, изменить атмосферу в классе и помочь Марианне (которой нужна, на самом деле, помощь), можно прочитать в этой повести.
Еще одна интрига книги, очень важная для 15-летних (и их родителей, подчеркну еще раз), это — первая влюбленность. Есть коварный соблазнитель Стиг, который сначала нравится девушке, но молодой человек оказывается подлецом: «Не будь такой спесивой, Бритт Мари. Тебе никогда не завоевать любовь парня, если ты не станешь чуть помягче и не пойдешь ему навстречу…» Не получив желаемого, мерзавец Стиг наговаривает на Бритт Мари другим молодым людям, но юноша Бертиль не верит в эту ложь. Удастся ли молодым людям выстроить отношения, также рассказывается в книге.
«Черстин и я»
Еще одна повесть Линдгрен для той же возрастной категории — «Черстин и я». Она рассказывает о двух 16-летнихсестрах-близнецах Барбаре и Черстин, которые переезжают вместе с родителями из города в деревню, в родовое поместье отца.
«Ни Черстин, ни я Лильхамру никогда не видели, но пока росли, часто слышали папины рассказы о детстве. Тогда он становился просто поэтом, а мы зеленели от зависти, когда начинались его восторженные повествования о Рождестве в поместье, семейных праздниках, танцах в день летнего солнцестояния, поездках на озеро, историях с привидениями, рассказанных у камина, и многом другом. На этом фоне наше собственное детство в городе казалось таким бесцветным и нудным».
«Поместье», да еще и «родовое», — звучит очень заманчиво, но на самом деле, это — старый обветшалый дом, запущенное хозяйство, которое нашим героям предстоит восстановить собственными руками (не привыкшими, надо сказать, к сельскому труду).
Но повесть не об этом. Вернее, это — лишь внешняя канва. На самом деле, как и в книге, о которой мы говорили выше, на первое место в повествовании выступают человеческие взаимоотношения. Как девочки — очень разные по характеру, несмотря на одинаковую внешность — общаются друг с другом, какие отношения у их родителей, как они взаимодействуют все вместе.
Вот бы нам всем научиться вести себя так, как описывает Линдгрен. Девочки просят маму оторваться от общения с папой и пожарить им немного кровяного пудинга.
«— Постыдитесь, хлопушки, — вступился папа, — разве может ее королевское высочество стоять у плиты. Когда у нее в дочерях две взрослые девицы.
Пришлось хлопушкам, нам, то есть, отправиться на кухню и заняться стряпней…»
Здесь профессии героев и их характеры совсем другие, чем в книге про Бритт Мари. Папа — военный, мама — настоящая ухоженная городская красавица, отнюдь не отдающая всю себя детям и мужу. Так кажется сначала. Монолог отца семейства, в котором он сказал, что хочет снова жить в деревне и заниматься сельским хозяйством, она выслушала, опрыскиваясь французскими духами. А на его вопрос, что она думает по этому поводу, просто ответила: «Да, милый Нильс!»
Книги Линдгрен всегда рассказывают о том, что человеческие взаимоотношения гораздо шире каких-то рамок, в которые мы все, так или иначе, готовы загнать героев (да и окружающих людей). В первой книге у мамы пять детей, но она занимается не домом и детьми, а книгами и работой, но получает от этого удовольствие, у нее всегда хорошее настроение, а в ее семье — весело; во второй — городская неженка, которой, так могло показаться поверхностному наблюдателю, больше всего на свете было важно то, «как она выглядит и одета ли в соответствии с последним номером журнала мод», радостно едет в деревню за любимым мужем и, не раздумывая, разделяет его трудности.
Одна из тем, которую храбро затрагивает Астрид Линдгрен в книге «Черстин и я» — денежные трудности семьи: «Поразительно, каким дорогостоящим было земледелие и сколь многое требовалось купить, хотя хозяйство в Лильхамре было совсем небольшое… Однажды вечером мы бесстрашно вторглись к нему (к отцу — А.О.) и без всяких там предисловий заявили, что как раз сейчас — наилучшее время для покупки двух комбинезонов из бархатного вельвета с нагрудником по приемлемой цене 28 крон за штуку. Оторопев, папа безмолвно смотрел на нас. Затем, как Гамлет в финальной сцене, он драматически возвел глаза к небу и протянул нам счет за искусственные удобрения. Счет был на большую сумму и мог послать в нокаут кого угодно. Мы оскорбленно удалились».
О том, что такое экономия, как и на что расходуется семейный бюджет, Лингрен доступно рассказывает юным читателям книги. Действительно дети в этом возрасте часто не хотят знать о финансовых затруднениях родителей, считая, что им ни в чем не должны отказывать. Но мама героинь говорит им: «Вы должны понять, невозможно иметь все и так будет всю жизнь. Надо научиться отказывать себе и делать выбор. Нужно жертвовать менее необходимым, чтобы получить более необходимое…»
Когда цитируешь эту повесть Линдгрен, то фразы, вырванные из контекста, получаются каким-то напыщенными и неживыми, но на самом деле эту книгу, как и большинство произведений Линдгрен, отличает именно живость и максимальная приближенность к реальности. Стоит ли говорить, что девочки получили комбинезоны, потому что ведь и в жизни, собираясь на чем-то экономить, мы никогда не делаем этого на желаниях детей.
Серьезная тема, которая также затрагивается в этой повести — отношения девушек с молодыми людьми. В этой истории они менее драматичны, чем в предыдущей, но более серьезны и глубоки. Не буду пересказывать все любовные перипетии молодых людей, скажу лишь, что, как всегда у Астрид Линдгрен, все заканчивается хорошо.
Думаю, что эта повесть, как и книга про Бритт Мари, обязательна к прочтению всем, кого волнуют вопросы взросления детей, и самим подросткам. Почему, несмотря на то, что Линдгрен не называют «христианской писательницей», я считаю ее книги одними из важнейших в домашней библиотеке верующей семьи? Вся жизнь, которая так или иначе выстраивается в ее произведениях, подчинена христианским заповедям. Она не часто говорит об этом прямо и вслух, но опосредованно все они — об этом.
В книге «Черстин и я» есть прекрасное место, когда молодая девушка переживает из-за разрыва с юношей, и мама говорит ей: «Если ты сознаешь, что плохо поступила с кем то, можно воспользоваться очень хорошим способом выправить дело — попросить прощения. Если же и это не помогает, попытайся жить дальше, относясь к своим ближним так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе. Люби их, если хочешь, чтобы они любили тебя! Это вообще один из лучших способов быть счастливой — любить ближних».
Анастасия Отрощенко