Рассказ о книгах из семейной библиотеки продолжает Анастасия Отрощенко, Милосердие.ру, специально для Православие и мир. Сегодня это произведение «На острове Сальткрока» любимейшей многими шведской писательницы Астрид Линдгрен.
Маленький остров в море
14 ноября 1907 года родилась величайшая писательница ХХ века — Астрид Линдгрен. Она была вторым ребенком в семье шведского фермера. Писательница всегда говорила в интервью, что ее детство было невероятно счастливым — любящие родители, старший брат, две младшие сестры. Все книги, так или иначе, рассказывают об этой поре, многие из них в той или иной степени автобиографичны. Те места, где жила Астрид, навсегда останутся в памяти ее почитателей. Судите сами, Виммербю, городок, где прошло детство писательницы, описан в автобиографической повести «Мы все из Бюллербю», а также «Снова о детях в Бюллербю» и «Весело живется в Бюллербю»; шведская провинция Смоланд, где расположен этот самый городок, становится почти родной после прочтения книг об Эмиле из Леннеберги.
Семья Астрид вела жизнь самую простую — сезонная работа на хуторе, езда на лошадях по окрестным фермам, уход за животными, наблюдение за природой. Прекрасная книга «Черстин и я», к сожалению, мало известная российским читателям, рассказывает именно о такой простой жизни в сельской местности, которую открывают для себя две сестры-подростка, переехавшие вместе с родителями на доставшийся в наследство хутор. Надеюсь, что об этой книге и о тех повестях, которые предназначены для тинейджеров, как-нибудь расскажу отдельно.
Та книга, на которой мне бы хотелось остановиться сегодня, называется «На острове Сальткрока». Ее еще иногда переводят «Мы на острове Сальткрока». Так назывался сериал известного шведского режиссера, к которому Линдгрен писала сценарий (режиссер Улле Хелльбум снял в общей сложности 17 фильмов по книгам Астрид). Отдельной книгой эта повесть вышла уже после фильма.
Сальткрока — маленький остров в Балтийском море, где постоянно проживает от силы человек 20, но летом туда приезжают из Стокгольма дачники. Семья Мелькерсон — папа-вдовец, 19-летняя дочь Малин и трое сыновей — оказываются на острове почти случайно. Мелькер Мелькерсон — писатель, который все время переживает, что не может после смерти жены дать детям все, что им необходимо, как-то раз вдруг решает, что им нужен свежий воздух, море, шхеры, сад и деревенский дом, и снимает на острове дачу.
Жизнь, полная приключений
Июньским утром начинается жизнь, полная приключений. Летние каникулы, когда тебе 12–14 лет, ежедневно сулят что-то необыкновенное. При этом событием становится не только поездка на лодке на соседний остров с двумя сестрами-ровесницами, когда внезапно начинается шторм, а страшный голод можно утолить только самостоятельно выловленной и поджаренной на углях рыбой.
Приключением становится желание папы провести от колодца желоб для воды прямо в кухню, или борьба с осами, или приготовление ужина в новой печке. Семейство Мелькерсон обладает удивительной способностью оказываться в передрягах и попадать в нелепые истории. Но это неумение вписаться общепринятые «правильные» рамки располагает к ним абсолютно всех — и соседей по острову, и читателей всех возрастов: «люди понимали, что беспомощный Мелькер, чудаковатый и по-детски восторженный, особенно нуждается в душевной теплоте и заботе. Уж как это ему удавалось, трудно сказать, но все любили его».
Все глубокие и умные книги для детей никогда не бывают просто веселыми или увлекательными. Герои настоящих книг всегда подвергаются каким-то испытаниям не просто внешним, но внутренним. Вот маленький Пелле мечтает о зверушке, и случайно у него появляется кролик. Но однажды кролик погибает, Пелле придется пережить эту трагедию. Зато потом у него появится свой собственный пес. Другая история также касается животного — соседка семейства Мелькерсон девочка Червен, разгуливающая по всему острову в компании огромного сенбернара, получает в подарок маленького тюлененка. Не буду рассказывать, в чем именно состоит интрига, но в ней есть место и предательству, и прощению.
Малин и ее кавалеры
Книга построена композиционно очень интересно — рассказ о жизни на острове перемежается записями Малин в дневнике. Говоря о семье Мелькерсон, нельзя не остановиться хоть чуть-чуть на образе этой героини: «Малин была опорой семьи. С того самого дня, когда умерла при родах Пелле их мать, Малин заменила ее всем Мелькерсонам, включая и самого Мелькера. Неокрепшая, тоненькая девочка-мама сперва была беспомощна и несчастна, но мало-помалу научилась вытирать носы, стирать, бранить и печь булочки — таковы были ее заботы по дому, как она писала в своем дневнике.
— Ты никогда не бранишься зазря, — уверял ее Пелле. — Вообще-то ты добрая, нежная и ласковая как крольчиха.
С образом Малин в повести связана тема, волнующая всех девушек в 19 лет, — тема выбора достойного кавалера. Малин очень красива, поэтому около нее всегда оказывается какой-нибудь стройный голубоглазый блондин. Задача трех младших братьев — очередного блондина отогнать. Почему? Все просто. Они боятся, что если Малин увлечется, выйдет замуж, родит ребеночка и уедет в свой дом, то никто не будет заниматься ими. Поэтому всеми возможными — законными и незаконными — способами братья пытаются отвадить молодых людей от старшей сестры. «Папа, — просит самый младший брат Пелле, которому всего семь, — прибей на воротах усадьбы объявление „Бросать якоря строго воспрещается“, чтобы эти наглецы не приходили к нам».
На этом прекрасном и веселом взаимодействии разновозрастных братьев и сестры, а также многочисленных друзей, соседей и просто людей, так или иначе вовлеченных в круговорот жизни семьи Мелькерсон, строится удивительное свойство этой книги — быть интересной абсолютно всем. Действительно редко попадается книга, которую готов перечитывать с удовольствием по многу раз, которую берешь в отпуск, отправляясь куда-то всей семьей, чтобы, собравшись вместе тихим вечером, почитать ее вслух.
На мой взгляд, в этой повести Линдгрен предстает перед нами не просто как гениальный детский писатель, но как подлинный поэт. Ее описание суровой северной природы, покосившихся сараев, увитых дикими розами, цветов и трав, лесных тропинок, по которым идешь с бидончиком на пастбище за парным молоком, это не просто лирические отступления в приключенческой детской книге, это настоящая поэзия, которая переносит тебя в другой мир, и, читая, ты слышишь шум моря и леса, вдыхаешь летние запахи и почти что ощущаешь на лице мельчайшие соленые капельки, долетающие с причала.
«Малин, Малин, где ты пропадала? Остров всегда поджидал тебя — он тихо и спокойно лежал на взморье со своими трогательными сараями, ветхими причалами, рыбачьими лодками и единственной старой улицей — во всей своей трогательной красоте. А ты даже не подозревала о его существовании, разве это не ужасно? Интересно, что думал Бог, создавая этот остров? „Пусть все перемешается здесь, — верно, подумал он. — Пусть будет пустынно и громоздятся серые щербатые скалы, а рядом пусть растут зеленые дубы, березки, цветы на лугу, густой кустарник, да, да, потому что я хочу, чтобы остров утопал в алых розах шиповника и белых гирляндах жасмина, когда через тысячи миллионов лет сюда в июньский день приедет Малин Мелькерсон“.
Да, дорогие мои Юхан и Никлас, я знаю, что вы думаете, когда тайком читаете мой дневник, ну и пусть, думайте: „Вот так фантазерка, ничего себе!“ Нет, я вовсе не фантазерка. Я просто рада, понимаете ли вы, что Бог догадался сделать Сальткроку именно такой, а не иной, и что он догадался бросить эту жемчужину на самое взморье, где она пребывала в покое и оставалась в своем первозданном виде, дожидаясь моего приезда», — так пишет в своем дневнике самая поэтичная героиня повести.
«На острове Сальткрока» — книга «на все времена». Она подходит для детей любого возраста и их родителей, ее можно читать летом и зимой, когда грустно и когда хочется поделиться друг с другом чем-то радостным. Она такая, какой должна быть книга. И финал ее тоже замечательный.
Мелькер Мелькерсон, писатель, который никогда не был особенно удачливым в финансовом отношении, вдруг получает крупную сумму денег. Он решает купить Столярову усадьбу на Сальткроке, которую до этого его семья лишь арендовала. Но Линдгрен верна себе, сюжет в последней главе закручивается так, что она стоит целой книги. Конечно же, у семьи Мелькерсон находятся злые конкуренты. Они не дорожат усадьбой, им просто понравилось это место, они купят землю, и все вокруг снесут — и дом, и сараи, и старый колодец — чтобы построить новый современный коттедж с видом на море. Кто придет первым и подпишет договор на покупку? Как мы помним, не очень предприимчивому Мелькеру в таких делах обычно не везет…
Не буду рассказывать сюжет тем, кто еще не читал этой книги, чтобы не портить неумелым пересказом впечатление от великой Астрид. Уверена лишь в том, что эта повесть доставит вам огромное удовольствие.