Ася Штейн: Запретить группы в соцсетях — самое опасное, что можно сделать
Крайне опасно создавать ситуацию истерии вокруг групп в социальных сетях. Я опросила достаточно большое количество подростков, которые с изумлением узнали от меня про эти группы. Насколько это в действительно массовое явление? Детские сетевые сообщества устроены совершенно не так как взрослые. Многие вещи, которые нам кажутся реальными могут быть просто игровой ситуацией! Далеко не всё, что дети обсуждают сети, они в действительности собираются сделать.
Иногда дети проигрывают сценарий, который не собираются реализовать. Запретив группы, мы отправим детям сигнал «даже думать об этом не смей! Не смей делиться ни с кем своими страхами и фантазиями». Это самое опасное, что можно сделать. Тот, кто имеет хоть какое-то представление о детской сетевой культуре прекрасно понимает, что, как только мы запретим эти сообщества, появятся другие. Любой восьмиклассник прекрасно умеет обходить сетевые фильтры. Появятся другие теневые сообщества, которые будет сложнее проконтролировать.
Мы еще не поняли, что там происходит на самом деле. Нужна серьезная профессиональная экспертиза с привлечением психологов из детских кризисных центров, которые прекрасно знают о существовании подобных групп, умеют с ними работать. Сообщества появились не вчера. Подростковая культура суицида существовала всегда, А. Б. Мариенгоф писал о ней сто лет назад. Говорить о том, что сейчас эпидемия суицида — это глупость. Показатели подростковых суицидов стабильны и мало меняются с годами.
Профилактика подростковых суицидов невозможна без доверия между детьми и родителями. Даже этот способ срабатывает далеко не всегда. Есть много историй, когда дети из теплых дружных семей, где все друг другу доверяли, совершали непоправимое. Эта опасность всегда сохраняется, но она многократно возрастает, если доверия нет. Установить тотальный контроль и требовать, чтобы ребенок отчитался, где он был в интернете и, что он там делал, — верный способ подорвать это доверие.
Именно так мы нарушаем границы личного пространства подростка. Ребенку гораздо важнее знать, что он вам интересен. Не его оценки или поведение в школе, а он сам, как личность. Ребенок должен видеть, что его жизнь ценна, вам интересно с ним разговаривать, вы уважаете его выбор, его друзей. Он должен знать, что его не будут ругать, если он попал в беду. Нельзя ставить человека в ситуацию тотального контроля. Эта «оруэлловская» модель мне не близка.