Несколько раз в год, по особо торжественным случаям, Святейший Патриарх Кирилл приезжает в храм Христа Спасителя на автомобиле “Чайка”, принадлежавшем митрополиту Никодиму (Ротову).
Будучи секретарем митрополита Никодима, будущий Патриарх часто ездил в этом автомобиле. Как рассказал РИА Новости заместитель руководителя пресс-службы Патриарха диакон Александр Волков, “использование этой машины в качестве автомобиля для передвижения патриарха Кирилла является для него особой связью с прошлым, а, кроме того, это и дань уважения к нашему национальному автопрому, который производил продукцию не хуже чем на Западе, и, дай Бог, будет производить конкурентоспособные автомобили и в будущем».
На каких машинах ездили предшественники Святейшего Патриарха Кирилла?
ЗиС Патриарха Алексия I
ЗиС-110, 1949 год выпуска. Подарен Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Первому Сталиным: «…Русской Православной Церкви: За помощь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками».
Сталин лично распорядился покрасить машину в зелёный цвет — цвет патриаршего облачения.
ЗиС-110 — первый отечественный авто у которого всё стёкла поднимаются уже автоматически. Но не с помощью обычных электромоторов, как в современных автомобилях, а с помощью гидродомкратов.
Это сделано для того чтобы машина конструктивно подходила к установке бронированных стёкол (а называется бронированная модификация ЗиС-115).
На ЗиС-110 сохранилась «родная» краска. На ней как и на старинных картинах есть трещинки (каннелюры, кракелюры). У коллекционеров мирового масштаба такая сохранность автомобиля считается во много раз более ценной и дорогой, нежели реставрированный и совершенно блестящий автомобиль.
Это, видимо, единственный ЗиС-110 в мире сохранившийся в родной (заводской) краске.
Сохранилась и родная обивка салона — бежевый драп.
У ЗиС-110 сохранились родные покрышки (большая редкость!) и белые круги на них это не потом краской покрасили (как например солдаты перед парадами делают с техникой), а это они из двух цветов резины были изготовлены. Из натурального каучука. обратите внимание какой след оставит такая покрышка! даже след от автомобиля должен был услаждать взгляд сильных мира того. В западной и отечественной прессе этот автомобиль называют — Царь-Автомобиль.
Технические характеристики автомобиля ЗиС-110:
Длина 6 метров; Высота 1730; Ширина 1960; Клиренс 185 мм; Вес 2300 кг; Кузов типа лимузин (т.е. с перегородкой), 7 мест, с приёмником, вентиляцией и отопителем; Двигатель 8 цилиндров в ряд, 6 литров, мощность при 3600 оборотах в мин. 140 л.с.; Скорость 140 км/ч; Шины 7,5х16 (6-ти слойные); Расход топлива 25-27 литров на 100 км.
“Чайка” Патриарха Пимена
Газ-13 “Чайка”, 1977 года выпуска — машина для Патриарха Московского и Всея Руси Пимена была изготовлена по указанию Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева .
Рассказывают, что до этого Патриарх Пимен вынужденно ездил на… японской машине «Ниссан-Президент» которую ему подарило правительство Японии (кузов №1 был у посла Японии в СССР, а машина с кузовом №2 подарена была Патриарху Пимену). Дело в том что советские чиновники затягивали оформление заказа Святейшего Патриарха Пимена на Чайку или правительственный ЗиЛ. А на ЗиС-110 1949 года, который достался от предыдущего Патриарха Алексия Первого, было ездить уже неприлично — машина к 1972 году износилась и была морально устаревшей для того чтобы возить Патриарха Всея Руси.
Брежнев сказал «Русский Патриарх на японской машине — это политическая диверсия! Сделать Патриарху немедленно Чайку!». В 1977 году эта Чайка была изготовлена.
Но это ещё не вся история: в конце 70-х годов в Москву из Франции привезли одну из первых выставок моды. В составе делегации был и всемирно известный модельер Пьер Карден. Который попросил аудиенции у Патриарха Пимена, и тот прислал за Карденом свою Чайку. А надо сказать, что начали выпускать Чайки ГАЗ-13 ещё в 1959 году. И когда в конце 70-х Карден увидел какой за ним прислали красивый автомобиль, он очень порадовался его стильному дизайну. Карден сказал, что хотел бы видеть другим салон этого авто — не из кожзаменителя.
Через некоторое время в Патриархию пришла посылка от Кардена из Франции, а в ней драп (шерстяная ткань) цвета крем-брюле и записка как раскроить её. Так что — дизайн и материал салона этой «Чайки» от Пьера Кардена.
Вероятно это единственная машина ГАЗ-13 в мире с родной, заводской краской.
Сейчас машина экспонируется в постоянной экспозиции Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов в Москве (ст. метро Люблино, Краснодарская владение 58, ежедневно с 11 до 19 часов).
Стиль дизайна этой машины связан с модой конца 1950-х годов на аэрокосмическую тему (первый Спутник, Белка-Стрелка, первые реактивные пассажирские Боинги, Дугласы и ТУшки — и называется такой стиль «Детройтское барокко». В дизайне явно видны черты реактивных лайнеров и космических кораблей.
Технические характеристики ГАЗ-13 «Чайка»:
Время выпуска: 1959-1977 гг. Двигатель: ГАЗ-13, V-образный, карбюраторный, четырехтактный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный. Объем двигателя: 5.52 л. Степень сжатия: 8.5. Максимальная мощность: 195 л.с. Коробка передач: трехступенчатая. Главная передача одинарная, гипоидная. Рулевой механизм глобоидный червяк и двухгребеневый ролик. Максимальная скорость: 160 км/ч. Расход топлива по трассе: 15 л/100км. длина 5600 мм. ширина 2000 мм. высота 1620 мм. Число мест 7. Масса в снаряженном состоянии 2100 кг. Полный вес 2625 кг. База 3250 мм. Минимальный дорожный просвет 180 мм. Размер шин 8,20-15
Автомобиль первого класса — т.е. ручной сборки. Было изготовлено по разным данным от 1930 до 3 179 автомобилей, включая 20 универсалов и приблизительно 7-8 кабриолетов. Все машины были черного цвета, за исключением одной белой «Чайки», подаренной Валентине Терешковой. У начальника Главного управления пожарной охраны г. Москвы машина была красного цвета. Также видимо была сделана и двухцветная ГАЗ-13 — вероятно для выставок — малиновая с белым (оттенок). Наряду с базовой моделью, имевшей кузов седан, небольшими партиями выпускались лимузин ГАЗ-13А (отличается внутренней перегородкой), кабриолет ГАЗ-13Б и медицинский универсал ГАЗ-13С, собиравшийся на заводе РАФ. Дизайн и конструкция Чайки были отмечены Гран-При в 1958 г. — на Всемирной выставке в Брюсселе (Бельгия).
По материалам сайта Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов