Автономное плавание. «Желтая подводная лодка» для сирот
Семнадцатилетняя выпускница интерната, когда время пришло покидать детский дом, пошла в парк и повесилась на шарфике. «Испугалась трудностей» — разводят в таких случаях руками педагоги. Семьдесят процентов российских детей-сирот, покидая детский дом, попадают в криминальную среду, а около половины — в места лишения свободы. Карельский общественный деятель Александр Гезалов собирает «Клуб успешных выпускников», чтобы изменить эту ситуацию.
Невыносимая легкость бытия
Выпускник детского дома имеет право на многие льготы: это и единовременные денежные компенсации (в зависимости от региона и статуса сироты — есть ли родственники — от 30 тыс. до 60 тыс. рублей), и пособие по безработице в течение шести месяцев после «выпуска» в размере около 15 тыс. для всех регионов РФ.
До 23 лет выпускник может получить квартиру, бесплатное второе профессиональное или первое льготное высшее образование. В институт сирот берут без конкурса, вот только сирота в институте — это совсем редкий случай. «Мы обычно идем в ПТУ, а не в институт. Чтобы поступить в вуз, не хватает ни сил, ни жажды новых знаний, — говорит Александр Гезалов, председатель карельской общественной организации “Равновесие”, сам — бывший детдомовец. — В ПТУ ведь не нужно учиться, там можно просто числиться. А когда детдомовцы понимают, что без профессии и образования никак нельзя, обычно бывает поздно». По словам Гезалова, выпускник детского дома в 17 лет развит и приспособлен к самостоятельной жизни на уровне 12-летнего ребенка, воспитанного в семье. Современная российская система попечения о сиротах нацелена не на воспитание, а на «содержание». В итоге человек может дожить до 17 лет и не уметь постирать собственные вещи, приготовить себе хоть какую-то еду, потому что всю одежду стирают в прачечной, а вся еда готовится в пищеблоке.
Соприкасаясь с новой средой обитания, детдомовец не готов противостоять ей. «Есть люди, у которых нет рук или ног, а у детдомовцев нет навыков общения не со сверстниками, навыков презентации себя, навыков труда, кроме того, у них очень низкий уровень образования», — констатирует Александр Гезалов. Инфантильность сирот-выпускников определяет их будущее самым печальным образом. Те пособия, которые они получают, тратятся безо всякого рассуждения. Так, один мальчик, покинув деревенский детский дом, купил на «выпускные» деньги всей деревне… сотовые телефоны. В подарок. Правда, в деревне сотовой связи не было. И до сих пор нет. Так и уплывают многотысячные государственные пособия, а детдомовцам, оказавшимся без денег, приходится выбирать — трудиться в поте лица за гроши (приличного образования у сирот, как правило, не бывает) или пойти по дороге более простой и более проторенной, — пополнив ряды городского мелкокриминального элемента, а впоследствии — обитателей тюремных и лагерных нар. Некоторые встают на эту стезю сознательно, считает Гезалов, ведь на зоне — как в детдоме: живут все вместе и кормятся той же государственной баландой.
Пробное погружение
Историю с повесившейся девочкой рассказал нам Саша Гезалов, сопроводив ремаркой: «Мы с ней поработать не успели». Созданный Александром около двух лет назад «Клуб успешных выпускников детских домов» как раз для таких случаев, и это единственная в нашей стране система интеграции сирот в общество, которую пытаются выстроить сами бывшие детдомовцы. «Наш клуб — это те люди, которые могут быть примером, и главное, что мы сейчас уже делаем, это беседы с детдомовцами, — объясняет Гезалов. — Им, конечно, и без нас уже говорили, что “нужно быть хорошими”, но когда, “как жить”, учит пышная дама из опеки — это одно, а когда, как правильно себя вести, говорит такой же, как и ты, бывший детдомовец — совсем другое. Сейчас дети получают информацию о жизни вне детского дома в основном от тех выпускников, которые, скажем, побывали в тюрьме. Но мы пытаемся объяснить, что есть и другая жизнь!»
В клубе до сих пор только десять членов, из них два священника, юрист и спортсмен. «Успешных сирот совсем немного», — вздыхает Александр Гезалов, к тому же бывшие детдомовцы, достигшие успеха в жизни, часто стесняются своего происхождения.
«Когда я попал в детский дом, я очень был удивлен низкой самооценкой моих однокашников, — замечает диакон Дионисий Битарашвили, член клуба, оказавшийся в детском доме уже в сознательном возрасте (там он прожил с 14 до 18 лет). — Через все те годы, которые я там провел, я пронес желание жить нормально, и тогда нашлись люди, которые поверили в меня. Это был в первую очередь мой друг, иподиакон в храме, куда я ходил, а теперь уже священник и мой крестный. Они меня тогда поддержали и морально, и даже материально. Но у выпускника детского дома, как правило, целый набор комплексов, которые ему мешают бороться с трудностями, ведь преподаватели нам с детства внушают мысль, что мы люди второго сорта, что мы все будем работать дворниками, и большинство из нас даже не думают стремиться к чему-то большему. У меня была цель, была вера в Бога и помощь друзей. Я хотел и стремился к большему, и только поэтому я выжил».
«Главное — это иметь цель, стержень, чтобы бороться, не потеряться, чтобы справиться с трудностями, — подчеркивает Александр. — Я, например, себе выбрал спорт. У кого-то, как у нашего батюшки отца Григория Михневича, клирика Екатерининского храма в Петрозаводске, это была музыка (он получил специальное музыкальное образование по классу гитары и фортепиано), а потом — духовное служение».
Существуют ли государственные программы по адаптации сирот? Да, но опыт клуба «будет уникален, потому что заниматься проектом будут сами выпускники, которые лучше любого другого специалиста знают, в чем именно испытывает детдомовец затруднения». С августа Александр Гезалов запускает под эгидой «успешных выпускников» «Желтую подводную лодку» — проект, где успешные выпускники будут уже не просто лекторами, а капитанами, непосредственными руководителями. Летом 2009 года в Рязанской области на берегу Оки будет организован детский лагерь, в том числе и для воспитанников детских домов. Ребятам будет предложено «погрузиться» вместе с другими детьми в имитацию той самостоятельной жизни, которую им придется вести после выпуска из детского дома. В «Лодке» будут воссозданы условия, приближенные к самостоятельной жизни, но под присмотром педагогов и воспитателей. «”Желтая подводная лодка” — это будет база для подготовки в автономное плавание», — подчеркивает Александр. Сироты — матросы, воспитатели-волонтеры — офицеры, а «успешные выпускники» из гезаловского клуба — капитаны, которыми мечтают стать матросы. Стать постоянными воспитателями «успешные выпускники» не могут, у каждого есть своя работа, но общее руководство им взять на себя вполне по силам.
Дети «на лодке» будут носить морскую форму, бескозырки — вся затея по форме во многом игра. И все задания будут выдвигаться в рамках этой игры: обслуживать себя, готовить пищу, тренировки по самообороне и так далее. В конце ребята получат знаки отличия, сертификаты, насколько они «погрузились», чему научились, чему нет.
«Сироты — это как негативная пленка, которую из одной среды нужно помещать в другую, третью, четвертую, и только потом должна получиться хорошая “фотография”». Одной из таких сред в лагере станет богослужение, потому что, как замечает Гезалов, «просто учить, как чистить картошку, не самое важное, важно духовно-нравственное воспитание».
Ожидается, что программа будет всероссийской, но первые экипажи формировать будут из воспитанников православных детских домов. «Там ребята не такие запущенные, поэтому сначала мы попробуем с ними, — объясняет Александр. — Ведь мы должны сперва программу обкатать». Встречи же «успешных выпускников» уже вовсю идут не только в Карелии, но и в подмосковных детских домах, например, в «Софьинском» в деревне Софьино Наро-Фоминского района: в ближайшем будущем Гезалов готовится провести встречи в Саратове и Ярославле.