11 апреля в духовном центре «Покровские ворота» открылась выставка художников — иллюстраторов издательства «Никея» «Книжка с картинками». Зрителям представлены работы Евгения Подколзина, Дарьи Юдиной, Анны Юдиной, Дианы Лапшиной, Игоря Олейникова.
Зрителям представлены иллюстрации к самым разным книгам – былинам, сказкам, детским повестям и даже к «Гамлету». У каждого художника – свой стиль, свои приемы, свои взгляды. Но все работы объединяет одно – удивительная любовь к книге и мастерство каждого автора.
Заместитель главного редактора издательства «Никея» Татьяна Стрыгина представила собравшимся выставку и отметила, что для «Никеи» очень важно, чтобы «книга имела достойный образ и чтобы на иллюстрациях можно было формировать детский вкус».
«Самый смелый художник» Евгений Подколзин
«Самым смелым» Евгения
«Книжка с картинками — очень интересная форма существования визуального искусства. Когда бабушка идет покупать своему внуку книжку, ей все равно, кем она нарисована. Ей главное, чтобы книжка была красивая. И это очень ценно – в книжной иллюстрации нет агрессивного авторского слова. Высказывание книжного художника – это искусство высказывания, искусство контрапункта».
Евгений Подколзин — художник-иллюстратор, театральный художник-постановщик.
Родился в Москве. В 1978—1983 годах проходил обучение в Школе-Студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. По окончании ВУЗа попал по распределению в Норильск, работал художником-постановщиком в Заполярном театре драмы им. В. В. Маяковского. Затем вернулся в Москву, где работал в небольших независимых театрах. Через увлечение мифологией и фольклором пришёл к работе художника-иллюстратора, стал художником книги, в первую очередь — детской. Среди ориентиров Владимир Конашевич и Евгений Чарушин.
Проиллюстрировал книги: «Орден Жёлтого Дятла» Монтейру Лобату (М.: Терра, 1996), «Мышонок Пик» Виталия Бианки (М.: Стрекоза, 1998, книга многократно переиздавалась, последний раз в 2008 году) и других авторов. С 2001 года работает для издательств Южной Кореи. Сотрудничает с журналом «Мурзилка». Оформляет житийную православную литературу.
В кратком интервью порталу «Православие и мир» Евгений Подколзин рассказал о представленных на выставке работах:
«Эти рисунки были сделаны достаточно давно. Когда-то мне поступило предложение от одного издательства – сделать то, что я хочу. Я предложил сделать былины. Это давно было мне интересно. И книжка-то получилась не совсем детская. Потому что, по сути, это — невербальная фольклористика. Средствами, какими я могу, я трактую материал. Я сам составил сборник былин, поэтому здесь достаточно нетрадиционное прочтение. Наверное, самое необычное здесь «Добрыня и змей». В принципе, этот сюжет трактуется как обряд инициации. Также здесь есть какие-то аграрные праздники, языческие дохристианские праздники. А есть и другие былины – вот, например, Илья Муромец. Работа была интересная, достаточно фундаментальная и глобальная – здесь представлена только малая часть картин. Всего их было около 50. Они начинались с былины о том, как появились богатыри, а заканчивается былиной о том, как исчезли богатыри. Я пытался сделать свои, русский вариант «Калевалы».
Игорь Олейников: «На одном дыхании!»
Аниматор, иллюстратор детских книг.
Родился в подмосковном городе Люберцы, закончил Московский институт химического машиностроения. После окончания работал по специальности в проектном институте «Гипрокаучук».
В 1979 году устроился на киностудию «Союзмультфильм» в качестве ассистента художника-постановщика. У Игоря Олейникова нет специального художественного образования, о чем он, по собственному признанию, сегодня сожалеет. Но поверить в это трудно.
В анимации Игорь Олейников известен по фильмам «Тайна третьей планеты» (1981), «Последняя охота» (1982), «Сказка о царе Салтане» (1984), принимал участие в работе над лентой «Халиф-аист» (1981).
В 1991-2000 гг. работал в российском филиале студии ВВС «Кристмас Филмз», где был поставлен рисованный мультфильм-фантазия по мотивам оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта» (режиссёр Валерий Угаров). Фильм был высоко оценен на Тарусском анимационном фестивале. В следующем году на том же мероприятии художник получил приз за лучший персонаж фильма «Иона».
В 2000 году мультфильм «Подна и Подни» из цикла «Сказки народов мира» (режиссер Юрий Кулаков) завоевал Гран-при на анимационном фестивале «Золотая рыбка».
С 1986 года параллельно с работой в анимации сотрудничает с детскими журналами «Миша», «Трамвай», «Куча-мала», «Улица Сезам», «Шаровая молния», «Спокойной ночи, малыши!», альманахом «Колобок и Два жирафа»), а также с книжными издательствами. Среди его работ, выпущенных российскими издательствами: «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Хоббит, или Туда и Обратно» Дж.Р.Р.Толкина, «Приключения барона Мюнхгаузена» Э.Распе, «Разные рыбки» и «Разные кошечки» Б.Заходера, «Оранжевый верблюд», «Сказочная история мореплавания» и «Сказочная история воздухоплавания» А.Усачёва, «Приключения мышонка Десперо» К.Ди Камилло.
О своих работах, представленных на выставке: «Я иллюстрировал книгу «Вол и осел при яслях» Жюля Сюпервеля. Я такой книжки никогда даже близко не читал – настолько она замечательная! Это притча о взаимоотношениях осла и вола, их разговоры, их отношение к Рождеству. Я книгу не читал и сначала не хотел рисовать, а когда прочитал, то понял, что это настолько мое, что надо хвататься не глядя. Бросил ту работу, которую делал и взялся за эти картины. И сделал на одном дыхании!».
Диана Лапшина: «Больше всего люблю рисовать стихи»
Художник-иллюстратор, график.
Родилась в 1980 году в Москве. В 1997 г. закончила Краснопресненскую Детскую Художественную школу, в 2003 – с отличием художественно-графический факультет МПГУ.
Представляла МПГУ в номинации «Лучший студент ВУЗа» («Молодая элита России-2003»).
Профессиональную деятельность начала в 2005 году и на сегодняшний день имеет более тридцати проиллюстрированных книг, вышедших в таких издательствах как: Астрель-СПб, Махаон, Мир Книги, изд. дом «Фома» и т.д.
Включена в состав «222 лучших молодых книжных иллюстратора +1 почетный гость из стран бывшего СССР / 222 Best Young Book Illustrators +1 Guest of Honor from ex-USSR».
О своих работах, представленных на выставке: «Вот иллюстрации – обложка к книжке «Шофер» издательства «Настя и Никита». Эти две иллюстрации тоже для «Насти и Никиты» — это была книга уже известного автора Натальи Волковой «Стихи». Книга пользовалась большим успехом. И четыре работы для книги «Пасхальные рассказы для детей», которая вышла в «Никее» в этом году. Мы спешили, чтобы к празднику она была везде. В книге содержится 15 иллюстраций вот в таком стиле – это акварель, гуашь, пастель, глина, все вместе. Что мне под руку попадалось, то и использовалось. Самый серьезный сюжет, который я когда-либо рисовала – это вынос плащаницы. Вообще, я беру в работу все, что дают, и даже то, что никогда бы сама не взяла, потому что это возможность открыть для себя что-то новое. Например, в жизни бы я не стала рисовать никаких кранов подъемных, никаких пожарных, а пришлось. Но больше всего я люблю рисовать стихи, потому что если рисуешь для повести, то герои – одни и те же – должны прослеживаться на протяжении всей книги. И иногда это бывает скучновато. Хочется поиграть, а ты уже в заданных рамках. А в стихах – каждый новый разворот – это новые картинки. И ты можешь рисовать все, что угодно ».
Дарья Юдина: «Люблю сказки!»
Закончила МХУ им. 1905 года
Рассказывает о своих работах: «Это «Гамлет» Шекспира. К сожалению, книжка с этими иллюстрациями не вышла, потому что у издательства, его заказавшего, денег уже не было. Это иллюстрации к книжке издательства «Никея» «Эльфрин», а последнее – «Щелкунчик», над этой книжкой я только начала работать. Я работаю над теми книгами, которые мне заказывают. Больше всего люблю сказки. Иногда бывает, что что-то не идет: если мне не нравится книга, то у меня тогда получаются очень плохие иллюстрации. А вообще, есть такая тесная мистическая взаимосвязь «художник-автор», потому что, как говорят святые отцы, через слово мы приобщаемся к человеку, написавшему или сказавшему это слово. И это действительно так. У меня прямо пропорционально гениальности автора получаются иллюстрации. Шекспир – гениальный автор, и иллюстрации хорошие. А если бездарный автор – я ничего не могу сделать, поэтому лучше иллюстрировать хороших авторов».
Анна Юдина
Иллюстратор. В 1997 году закончила МГХПУ имени Строганова по специализации графического дизайна, защитив дипломный проект по теме «Книжка-игрушка «Сказки народов мира».
Использует смешанную технику и различные материалы —
Анна сотрудничает со многими детскими издательствами, помимо иллюстрации разрабатывала мультимедийную игру по мотивам сказки «Руслан и Людмила»
В 2009 награждена Международным дипломом им. Х.К.Андерсена. В 2010 году за иллюстрации к книге «Аня в стране чудес» Анна награждена премией IBBY (International Board on Books for Young people).
Анна не смогла прийти на открытие выставки, поэтому о ее работах рассказала сестра Дарья Юдина: «Анна работает в более декоративном стиле. У нас папа – художник, и всегда говорили, что она унаследовала декоративную сторону, а я реалистичную. Это она делала «Дюймовочку». А вот это – вообще ее сказка, которую она написала для своих двух маленьких детей. И сама проиллюстрировала. Она работает только со сказками».
Елизавета Жданова. «Детские книги лучше взрослых»
Елизавета Жданова — автор сказки о бумажном человеке (илл. Евгения Подколзина) – единственный представитель «когорты» авторов также выступила на открытии выставки на «Покровке»:
«Во-первых, я очень рада, что такое количество людей любит детские книги, потому что детские книги – лучше взрослых. Книжка с картинками – это очень здорово. Книжка без картинок – это высказывание автора, время которого ушло, книжка с картинками это автор+художник, это совместное видение. Картинки провоцируют развитие читательской фантазии. Настоящий автор книги – не только писатель, не только художник, но и читатель. У меня в руках – прообраз бумажного человека, каким он был до начала написания книги. Потом он стал другим, таким, каким его увидела Евгений Подколзин, а вы можете увидеть в книге. А каким он получился в итоге – узнает только читатель, когда прочтет книгу».
На выставке