‒ Алексей Борисович, как вы считаете, с какого возраста в жизни ребенка может появиться планшет или смартфон? Что так привлекает детей в электронных устройствах? Наверняка каждый родитель видел, как ребенок «прилипает» к планшету или смартфону, полностью погружаясь в игру.
‒ Появление гаджетов в жизни ребенка зависит от позиции родителей. Некоторые дают малышу смартфон или планшет уже в полгода, другие – не раньше школьного возраста. Соответственно, и интерес к электронным устройствам у детей может возникать по разным причинам: для одних это привычная часть жизни с пеленок, для других – интерес, пробуждаемый социальным окружением. К примеру, у ребенка есть старшие братья или сестры, владеющие планшетом, и малыш, разумеется, будет подражать старшим. Или сейчас многие дети уже в детском саду играют в планшеты и «заражают» друг друга интересом к компьютерным играм.
Нельзя однозначно сказать, что и в каком возрасте привлекает детей в гаджетах, поскольку это может быть целый спектр воздействий: от яркого экрана и красивой картинки до влияния сверстников и родителей. С точки зрения невролога приятное занятие вызывает положительные эмоции, выброс в мозг гормона удовольствия, и мозг «запоминает», что принесло ему это ощущение радости и удовольствия. Отсюда и рождается такая сильная любовь к гаджетам и играм. И этот же самый механизм может приводить к зависимости при неправильном подходе.
‒ Одни родители считают, что гаджеты и игры полезны, другие – что вредны. Как обстоит дело в действительности?
‒ Нужно понимать, что гаджеты – это инструмент. Так же как и компьютер, и телевизор. Они могут приносить как вред, так и большую пользу. Все зависит от целеполагания, от того, во что играет ребенок или что он делает на планшете. К примеру, агрессивные стрелялки пользы не дают, напротив, перевозбуждают нервную систему, повышают агрессивность у ребенка, раздражительность, вызывают неуправляемость, ухудшают сон, развитие. А вот игры на логику, головоломки, шахматы, шашки как раз положительно влияют на мозг. Это такой brain-fitnes, то есть зарядка для ума. Они развивают логику, стратегическое мышление, повышают концентрацию внимания, улучшают память. Однако важно контролировать использование гаджетов и время, проведенное за планшетом, даже если ребенок играет в шахматы или решает логические задачки.
Нередко дети смотрят и мультики на планшете. Американская академия педиатрии не советует ставить детям мультфильмы до трех лет. А после трехлетнего возраста рекомендует дозировать количество времени, проведенного перед экраном. То же самое с планшетом и любыми другими гаджетами. Мультики или детские передачи могут прекрасно развивать малыша, но уже в возрасте, когда он хорошо воспринимает информацию, отлично понимает речь. А до 2‒3 лет внимание детей все-таки должно быть направлено на изучение внешнего мира.
Кроме того, существует масса полезных программ для детей, обучающих чтению, рисованию, музыке. В интерактивном игровом режиме ребенок обучается легко и быстро. Но, разумеется, занятия на планшете не должны заменять игры «вживую» или рисование карандашами, чтение книг, подвижные и ролевые игры. Но прекрасно, когда идет параллельный процесс. Если он контролируемый – это принесет только позитив.
‒ Если в доме есть планшет, ребенок рано или поздно его получит. Что тут можно посоветовать родителям? Как организовать процесс, чтобы было больше пользы и меньше вреда?
‒ Безусловно, пользование планшетом должно дозироваться, чтобы у ребенка не возникало переутомления, перевозбуждения нервной системы, ухудшения зрения, осанки и т. д. К тому же любое чрезмерное использование электронных устройств, в том числе и планшетов, может приводить к появлению приступов головной боли. А у совсем маленьких детей, до двух лет, пользование сенсорными экранами может вызывать нарушение правильной функциональности пальцев из-за неправильного развития мышечных тканей. Но это при постоянном использовании!
Также к негативным факторам относится влияние на механизмы обработки информации. В этом году Французская академия наук издала книгу «Ребенок и экраны» (L’enfant et les écrans), где, в частности, говорится о том, что в возрасте 2–3 лет у детей формируются церебральные механизмы – своеобразный фундамент, на котором впоследствии будет основано дальнейшее более сложное обучение.
Так вот, по мнению французских ученых, использование гаджетов может отразиться на формировании мышления детей, приводя к синдрому дефицита внимания, подавления креативного начала, фантазии, творческого потенциала. Это вопрос неоднозначный, но стоит все-таки до 2–3 лет ограничить использование любых гаджетов у детей. Ну а после – контролировать процесс: через каждые 15–20 минут желательно делать перерывы, и в целом использование гаджетов у дошкольников не должно превышать 20–30 минут в день.
При частом использовании компьютеров, ноутбуков, планшетов может развиваться туннельный синдром запястья, его еще называют синдромом компьютерной мыши. Но он также развивается и при обычном письме, поэтому грешить исключительно на компьютер неверно. А вот при частом использовании смартфонов нередко развивается болезнь де Кервена, когда болит большой палец, .которым мы набираем сообщения.
Кроме того, важно не кормить ребенка в момент, когда он играет на планшете или смотрит мультики. Некоторые мамы очень любят это делать, потому что ребенок не отвлекается, съедает все до крошки, увлеченный игрой или передачей. Но это очень вредно! Поскольку формируются неправильные пищевые привычки, а культура питания – чрезвычайно важная составляющая здоровья, в том числе здоровья мозга и развития интеллекта у ребенка. Поэтому во время еды все гаджеты надо убрать подальше, а вместо этого включить приятную, легкую музыку.
‒ Какие из функций планшета наиболее полезны для ребенка, а какие ‒ вредны?
– Как уже говорилось, различные обучающие программы могут быть очень эффективными и полезными. И определенные игры – тоже. Недавно исследователи из Сингапурского технологического университета обнаружили, что компьютерные игры помогают детям лучше запоминать информацию, концентрировать внимание и мыслить тактически.
Разные игры влияли на развитие различных способностей у детей. Те дети, которые решали головоломки, повысили показатели концентрации внимания, любители стрелялок проявили повышенную реакцию и тактическое мышление. Но опять-таки те же стрелялки не должны быть агрессивными – это важный аспект, негативно влияющий на психику как маленького ребенка, так и подростка. К слову, опаснее всего ролевые компьютерные игры, в которых ребенок видит мир глазами своего героя. Дети начинают фактически переносить себя в виртуальный мир, и пройти игру, победить становится чуть ли не жизненно важно. Вот такие игры могут вызывать зависимость.
‒ Некоторые родители занимают агрессивную позицию по отношению к гаджетам: до 15 лет никаких айпадов. Есть ли в этом смысл и польза в плане развития ребенка?
‒ Во-первых, сегодня крайне трудно оградить ребенка от влияния сверстников, у которых есть айпады и смартфоны. Если одноклассники играют на планшетах, а ребенок нет, и он такой один-единственный в классе, это может породить комплексы. Во-вторых, как уже упоминалось, при разумном использовании гаджеты могут приносить пользу, поэтому не вижу смысла исключать современные электронные устройства из жизни ребенка. Просто важно соблюдать рекомендации, которые я озвучил выше, и проблем возникнуть не должно.
Использование любых гаджетов может приводить к нарушениям сна, поскольку это большая визуальная и информационная нагрузка. Так, при лечении бессонницы специалисты рекомендуют откладывать гаджеты в сторону за три часа до сна. И без этих мер лечение бессонницы невозможно.
– Как вы относитесь к соцсетям, в которых сегодня много времени проводят и взрослые, и подростки?
– Любая нагрузка, связанная с информацией (а использование компьютеров, Интернета, соцсетей – это колоссальная информационная нагрузка), может приводить к появлению головной боли и повышенной тревожности. Современное молодое поколение в целом страдает повышенной тревожностью. Это объясняется тем, что мы постоянно находимся в контакте из-за телефонов, Интернета, не можем до конца расслабиться и почувствовать себя в одиночестве. Из-за этого могут возникать так называемые «фантомные» звонки, когда звонка нет, но тебе кажется, что телефон звонит.
Постоянное использование гаджетов еще опасно тем, что плохо отражается на концентрации внимания. Особенно этому подвержены дети и подростки. То есть, с одной стороны, современная техника позволяет получать много информации, с другой – наш мозг не справляется с этой информацией, внимание рассеивается, нам трудно концентрироваться и запоминать нужное.
Сейчас один из самых модных трендов в Европе – детоксикационные программы: когда люди выезжают в сельскую местность, живут в специальных отелях в условиях тишины, красивой природы и при этом полностью отказываются от «благ цивилизации»: гаджетов, компьютеров, телефонов. Это позволяет наладить сон, снять стресс, устранить тревожность и другие побочные эффекты использования современной техники.
– Если родители все-таки решились на покупку планшета для ребенка или подростка, на что лучше обращать внимание при покупке?
– Я бы посоветовал надежные модели проверенных брендов, разработанные специально для детей, поскольку у них более защищенный для глаз экран. И важно, чтобы картинка на экране была не слишком яркой, чтобы не переутомлять ребенка, поскольку яркие краски, мелькание на планшете могут перевозбуждать нервную систему.
Беседовала Кристина Сандалова
Журнал для родителей «Виноград», № 1 (69) 2016
Читайте также:
Юлия Гиппенрейтер: Ребенок и айфон