«Бабкин, это вы? Мы на вас подписаны!» Священник-блогер — о хейтерах и жизни напоказ
Ты же не построишь виртуальную церковь
— В одном видеоролике вы рассказываете, как сбежали из храма на блины, в другом — выплевываете овсяное печенье и потом едите баранку, поздравляя всех с началом поста. Пусть смешно, но вам не кажется, что это все же уводит от главного в вашем блоге?
— Я был бы озадачен на месте глубоко верующего человека, впервые увидевшего Instagram священника Николая Бабкина. «Этот батюшка какой-то странный», — подумал бы я. Сам прекрасно понимаю, что в блоге мне приходится жертвовать в какой-то степени духовной репутацией из-за своей открытости. Поэтому я часто сталкиваюсь с критикой.
Буквально вчера общался с девушкой, которая нашла меня в TikTok, пришла ко мне в Instagram, подписалась и после этого поехала в Сергиев Посад, купила себе толкование на Библию. Сказала, ее представление о Боге было ложным. Вот вы можете какую-то связь проследить? Я ведь не пишу проповеди в блоге. Людей притягивают искренность и честность, они разрушают шаблоны о священниках и православии.
Раньше меня беспокоил вопрос: а не вызываю ли я больше соблазна? Когда подписчиков было в два раза меньше, примерно 150 тысяч, я провел опрос. И оказалось, что половина из них изменили свое мнение о Церкви в лучшую сторону и где-то 12–15% сходили в храм, исповедовались и причастились. На тот момент это почти 10 тысяч человек. Вот для меня этого достаточно. На Небесах больше радости об одном грешнике, чем о 99 праведниках. Праведники пусть потерпят одного грешника, который пытается говорить на доступном языке.
— У вас в блоге темы достаточно бытовые, плюс вы высказываетесь по инфокартине дня. Причем все чаще последнее. А вам не кажется, что священнику пора шагнуть дальше, чем все эти «как защититься от колдовства и магии», «как правильно крестить» и «есть ли у женщины душа»?
— Говорят, есть. Я же начинал против суеверия вести блог. «Бабка надвое сказала», целая рубрика была, где я иронизировал над популярными суевериями, доводя их до абсурда. Потом блог стал больше семейным, теплым. И эти темы людям ближе, потому что суеверия их не так сильно волнуют, как личная жизнь.
О развитии я задумался через год. Сейчас ведь масса просветительских проектов. Конечно, моя подача оригинальна сама по себе, но вся информация доступна в интернете. Как оказалось — не так все просто: люди не особо любят погружаться в сложные для них темы. Часто приходят одни и те же вопросы: «Батюшка, а расскажите про венчание». «Батюшка, расскажите про крещение». (Пауза.) Что? Лекцию прочитать?
— И как, читаете?
— Придумал хитрый способ. «Спаси, Господи, за ваш вопрос. Вы можете задать его на электронную почту, ссылка в профиле», — отвечаю в таких случаях. И если человеку действительно очень сильно надо, он туда напишет. Если вопрос срочный, например, это личная история, семейное горе или утрата, отвечаю сразу.
А потом я подумал: «Ну зачем вообще все это? Ну набрал ты аудиторию, ну что с ней делать? Ты же не построишь виртуальную церковь, и не будут все там свечки ставить». И мы начали изучать Библию, у нас в Instagram возникло Библейское движение — наверное, одно из самых популярных на тот момент. За год Библию прочитало около 3 тысяч человек. Сейчас мы этот проект приостановили, потому что у меня трое детей, скоро родится четвертый. К тому же есть нагрузка на приходе, да и расстояние большое — я же путешествую на метро.
Но Библейское движение хотим расширить, сделать его на более серьезном квалифицированном уровне, пригласить преподавателей из московских духовных школ. Это актуально, люди ждут от священника именно проповеди Библии.
В пандемию я предложил в Instagram почитать Страстные Евангелия. Больше тысячи человек онлайн собралось, такого не было никогда!
— У вас в шапке профиля написано, что вы «потомственный мракоборец».
— Да, фанаты «Гарри Поттера» эту фразу возлюбили. У меня просто отец стал священником в 40 лет, и это не было связано с сахарным периодом в нашей жизни, работы не было никакой: он служил при монастыре, потом ему дали приход. Было тяжело, мы и на картошке сидели, и у мамы на работе проблемы тоже начались. Мы ютились на небольшой квартире у бабушки, отец до сих пор живет на служебной квартире. От того, что он стал священником, он ничего не приобрел в финансовом отношении.
Я навсегда запомнил его взгляд, когда он вернулся домой после хиротонии. Стало понятно, что в этой жизни есть что-то более важное, чем карьера и все прочее, и в 14 лет я решил, каким путем хочу идти. Была возможность поступить заочно в духовное училище параллельно со школой, я его окончил, а потом пошел в семинарию, меня отец не заставлял. Именно его искреннее желание служить людям пробудило во мне первые мысли о священстве.
Я включал «режим духовника» и начинал капать на мозги
— Был четкий момент, когда вы поняли: пора в Instagram? Вот вы служите в Обуховке, приход 20 человек. Вокруг не то чтобы тоска, но и размаха мало. В общем, думаете: «Пора делать что-то бóльшее». Или не так было?
— Вообще, она первая начала (указывает на жену). Я ко всей этой истории отношусь очень скептично. Я и фотографироваться не люблю, мне приходится каждый раз перебарывать свою застенчивость. Потом привык, понял, что теплая фотография — это твое маленькое послание добра в мир. К тому же, если ты в кадре зажатый, тебя же никто смотреть не будет.
Интерес у меня, на самом деле, был чисто практический. Храм новый, людей нет, из предыдущего прихода ко мне перетекли те самые 20 бабушек. Я подумал: «Заведу Instagram, люди смогут узнать своего священника и жизнь прихода и придут в храм».
Но это наивное представление быстро развеялось, и я понял, что Instagram — не место привлечения прихожан, а миссионерская площадка. На мой взгляд, неправильно для священника рассматривать читателей как своих потенциальных прихожан. К тому же люди разбросаны по всей стране, им нет смысла приезжать к тебе по воскресеньям за 700 километров, чтобы вместе помолиться. Даже в Москве — кажется, город один, но расстояние-то все равно огромное. Миссия так не работает. Одно дело собирать общину на приходе, другое — говорить о вере на широкую аудиторию. Здесь изначально разные цели и задачи. Да, кто-то из подписчиков приезжал, но просто познакомиться.
— Тогда зачем среди гламурных фоточек, магазинов одежды, услуг маникюра и призывов сесть на шпагат за две недели еще и священник? Что он может здесь сказать?
— Мой друг недавно спросил: «А ты вообще зачем ведешь соцсети? Ты к кому внимание привлекаешь, к себе или ко Христу?» Но представим себе человека, который не знает о Церкви ничего, у него куча суеверий, и вот он встречает в Instagram проповедь священника: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Спасайся, кто может…» Ну что, он просто согласится и скажет: «Да, батюшка, вы правы, исповедуйте меня»? Тут я придерживаюсь позиции святителя Иннокентия Аляскинского, сказавшего: «Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им о Христе».
Оказавшись в соцсетях, я понял, что людей не волнует твой пастырский авторитет. Людям нужен диалог.
И если ты хочешь говорить сам для себя, лучше сделать это перед зеркалом. Тогда, может, и поймешь, как это глупо выглядит. Апостол Павел в Послании к Коринфянам разделяет плотских христиан, душевных и духовных — каждый находится на своем уровне познания Бога. Если священник будет говорить человеку плотскому о духовных вещах, он просто его не услышит. Когда ему плохо, он отдыхает, развлекается, а ты скажешь: «Брат, молись». Он не будет этого делать. Ты скажешь человеку душевному — может, он тебя и поймет. Духовный вообще все с радостью воспримет и исполнит.
— Получается, Instagram — это новый формат миссионерства?
— А ничего нового. По положению о миссионерской деятельности в Церкви, миссия бывает внешняя и внутренняя. С одной стороны, в соцсетях она внутренняя, потому что ты говоришь для своих, с другой — внешняя, так как ты обращаешься и к аудитории, которая относится к Церкви негативно. Да, формат нетрадиционный, священники-блогеры — это первопроходцы, мы тоже ошибаемся. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
— А у вас какие были ошибки?
— Я был излишне резок и категоричен, что некоторых отталкивало. Иногда я включал «режим духовника» и начинал капать на мозги, говорить, что человек должен делать, а потом думал: «Стоп-стоп-стоп… Не в ту сторону». Тогда и сам успокаивался, и разговор начинался интересный и познавательный.
Я видел очень много претензий к Церкви и стал прислушиваться. В какой-то момент меня, например, утомили вопросы про ценники в храмах — я поддался этому порыву и убрал их. Не потому, что хотел морально выглядеть лучше других священников, а потому, что я посчитал эту позицию правильной. Если брать ошибку в целом, то я принял нецерковное мнение как церковное. И сами люди тоже этого не оценили. Они считали, что Церковь — это место оказания религиозных услуг, где им не озвучили стоимость. «А сколько мне нужно заплатить, чтобы сработало?» — примерно так они размышляют. Другие отнеслись с высокомерием, бросая 10 рублей в церковной лавке, выкрикнув: «С вас и этого хватит».
«А где ваша матушка такие платья покупает?»
— Вспомните самый трогательный отзыв, который вдохновил двигаться дальше.
— Я и плохое-то быстро забываю… Наверное, когда мы на приходе проводили молебны о семье. У нас было пять семей с детьми-инвалидами и еще бездетные пары. И как-то я обмолвился, люди стали писать, просить помолиться, я даже эфир включал. Самых трогательных два — мамы наконец-то обрели долгожданных детей. Одна была бесплодна в результате операций, врачи сказали ей: «Вообще забудь». А другой женщине было далеко за 40.
Радостнее всего, когда человек пишет: «С помощью Божией Господь дал просимое». Я даже раньше публиковал эти письма, теперь нет, потому что встречал неприятные примеры среди бывших священнослужителей, которые хотели сыскать себе славу седовласого старца. Такое амплуа мне точно не подходит.
— Вас или вашу жену когда-нибудь до слез обижали хейтеры и чем? Вы пишете, что вам приходится первому просматривать ее почту.
— Меня до слез не обижали, а вот матушку — да. Я предложил ей просматривать ее почту, потому что особенно во время беременности она становится очень впечатлительной. Когда видишь ее подавленный вид: «Не заходи в директ… И комментарии пока не читай». У нее атмосфера такая теплая, уютная, она стремится к тому, чтобы в комментариях не было негатива и люди чувствовали безопасность.
Я тоже стараюсь наводить порядок, но это невозможно. Недавно один человек прислал скриншоты, где у меня в комментариях ругаются матом. Но как все отследить? Я за то, чтобы в интернете не было нецензурной брани, но я этим заниматься не могу — не хватает времени.
Присылали даже письма с пожеланиями смерти нашим детям, причем довольно подробные.
Люди, которые считаются православными, собирали целые досье в виде компроматов, грозились отправить начальству. Окей, но только лучше сразу к Патриарху. Если нужен адрес, я скажу.
— А было что собирать?
— Разные скриншоты. Где-то оставишь резкий комментарий, а кто-то твою иронию воспримет за чистую монету или посчитает твою шутку издевательством. Фразы, вырванные из контекста. У меня в таких случаях нет желания спорить и доказывать, что ты не верблюд. Но пару раз это были люди, которых я лично знаю, православные блогеры. Если посторонний человек пишет гадости, я молчу. Проще в директе лайкнуть комментарий или сердечко отправить. А если комментарий сильно задел, есть хорошая фраза-молитва: «Помоги, Господи!»
Много общаться нет времени и сил. Если человек мне пишет конкретный вопрос, я могу на него конкретно ответить, но если он просто пытается поболтать… «А где ваша матушка такие платья покупает? Батюшка, а в этих носочках ребенку не холодно бегать?» Я, честно, в носках ничего не понимаю. Ну не болеет ребенок, не чихает, не кашляет.
— Вам не говорили, что ваши с женой профили в Instagram — слишком идеализированное христианство: цветочки, детки, платочки, духовные песни, голубей кормите… И при этом вы пишете, что «показывать идеальную картинку мира — устаревший подход, который закрывает наглухо дверь перед людьми».
— Задача священника — показать духовный мир во всей его красоте. Конечно, у всех нас есть свои недостатки и проблемы в жизни, но люди приходят к священнику, чтобы получить надежду. Мы не хотим показывать православие как архаику со строгими правилами и уставными требованиями. Основная задача священника-блогера — показать, что священник не жрец с кадилом в одежде из прошлого, а духовный наставник, а потом уже учитель веры. Иначе тебя воспринимают как морализатора, а не пастыря.
— В наше время, когда личные данные предпочитают хранить в тайне, вы смело выкладываете фотографии детей. Почему? Просили ли вы у них разрешения на это?
— Они не против. Ксения, Никодим уже взрослые, и, если они не хотят, мы не настаиваем. Кроме того, я считаю так. Некоторые говорят, что детям в социальных сетях делать нечего, что это все зараза греховная и, если ребенок туда пойдет, его засосет. Да, замечательно, можно создать такие тепличные условия, от всего оградить. А потом ваш ребенок вдруг столкнется с реальным миром, и как он отреагирует — Бог весть. Родителям лучше самим все показать. Поэтому у моих детей есть странички, но мы ведем их сами.
— «Соцсеть — это жизнь напоказ», — пишете вы. Чего вы никогда не выложите в Instagram? Например, как спорите или ругаетесь с женой, еще что-то?
— Ну, спорим мы даже в прямых эфирах. Она же психолог. А священник к психологу относится очень подозрительно (смеется). Иногда начинаю что-то псевдодуховное городить, а она мимо меня проходит с таким выражением лица, словно я ересь сморозил! Я не люблю шаблонные ответы без души, моя супруга тоже. Так что матушка смотрит со своей стороны на вопрос, а я — со своей. Вместе мы стараемся найти ответ, который будет услышан.
— Ну а все-таки, какую сторону вашей жизни вы не покажете подписчикам?
— А, ну сексуальную, наверное. «Батюшка, а вы с матушкой в пост этим занимаетесь?» — такие вопросы тоже прилетают. Было забавно, один раз матушке написал какой-то сексолог и предложил улучшить нашу сексуальную жизнь. Как будто она — женщина, беременная четвертым ребенком, — постоянно жалуется на эту тему. Мне даже страшно представить, что он хотел предложить. Вот наш мир, настолько стираются границы. Есть темы, которые табуированы не потому, что я священник, а потому, что я так воспитан.
Еще одна тема — моя личная духовная жизнь. «Батюшка, а вы пост соблюдаете?» Понимаете, если я отвечу, то все было зря, потому что добродетели должны оставаться в тайне. Если я скажу да, то я обесценю весь свой пост, потому что это сокровище, о котором должны знать только ты и твой Господь. Ведь есть аспекты духовной жизни, которые мы даже друг другу не открываем. Я не буду расписывать, как часто молятся мои дети, постятся, причащаются. Не буду рассказывать про терки, про непонимание, какие-то конфликтные моменты. Есть границы, которые нужно ставить. Если этих границ нет, тебя не будут воспринимать как наставника.
— Приходилось ли вам спорить с другими священниками, которые критически высказывались о вашем Instagram? О чем? Вы писали о священнике, который даже угрожал вам церковным начальством.
— А я с ними не спорю, просто слушаю. Я всегда предлагаю в ответ сделать лучше, и тогда я буду брать пример. Для того, чтобы меня учить духовной жизни, у человека должно быть моральное право, либо он должен быть духовником или архиереем. Я стараюсь прислушиваться к советам собратьев, особенно более опытным, чем я, но это не означает, что я сразу бегу все исполнять, потому что нужно время все переварить. Но критика священников сходит на нет, когда мы знакомимся лично. Отрадно, что иногда пишут: «Знаешь, теперь твой блог мне нравится больше, чем год назад».
— Сколько уходит времени на ведение соцсетей? Есть ли у вас помощники? Как выглядит вся техническая сторона?
— У меня нет копирайтеров, пиарщиков. Фотографы — это все мои друзья. В Instagram сейчас пишу не так часто, я там больше сториз делаю, они занимают не так много времени. Мне некогда: я либо в храме, либо по делам, либо с детьми. У меня нет желания тратить по десять часов в день на сидение в интернете. Посты пишу рано с утра или вечером, когда все укладываются спать.
— А что с рекламой?
— Если ты священник, то твою рекомендацию воспринимают как духовную. Я рекламу не делаю ни бесплатно, ни за деньги. У меня нет интереса кого-то рекламировать. Купля-продажа рекламы — это уже коммерческая деятельность, и для священника она не может быть приемлема. Если люди будут видеть у меня в блоге рекламу, они подумают, что я пришел сюда ради денег, и все отпишутся. И правильно сделают.
Когда ведешь блог, нимб приходится протирать
— Бывают ли колебания: «Сейчас как сделаю пост вразрез с ожиданиями аудитории! Нет, не сделаю, пожалуй…»
— Так оно обычно и бывает. Жена посмотрит, скажет: «Нет, не пиши». Ведь иногда ты пишешь искренний пост, и тебе все понятно, а люди воспринимают все не так. Можно размышлять о дружбе, к примеру, а кто-то подумает, что ты одинокий человек. Лучше всегда написать заранее, а потом с утра посмотреть на свежую голову.
— Появилась ли у вас в какой-то момент зависимость от сети? Только честно. Вот служите в алтаре, луч упал красиво, и вы думаете: «Вот бы сейчас эту фоточку в инсту!» Или, может, другая история?
— На Богослужении все-таки нет. У нас в храме есть замечательная традиция. Мы пришли, сняли верхнюю одежду, телефон оставили — и пошли молиться. Вообще я не сторонник фотографировать Таинства Евхаристии — это вещь сакральная для человека, и мне кажется, лучше не надо их снимать. К тому же это отвлекает. Во время литургии доставать телефон я точно не буду, я молиться должен.
— Когда вам во время чемпионата мира по футболу написали просьбу помолиться о победе России христианской над Испанией католической, как вы отреагировали?
— У меня нет контакта с богами футбола, это не по моей части. Шучу. Просто какой-то страшный магизм — использовать молитву в качестве средства победы в игре. Молитва — это общение с Богом, для меня сама мысль молиться Богу о победе в футболе кощунственна, потому что это ничтожно мелко. Я понимаю, нужно молиться о победе в войне или о каком-то важном жизненном этапе. Но место в турнирной таблице — это не то, ради чего стоит беспокоить Господа.
— В какой грех, связанный с соцсетями, вы больше всего боитесь впасть и следите за этим?
— Грех тщеславия неизбежно возникает, когда ты находишься в центре внимания — независимо от того, в социальных сетях или на амвоне. Например, у тебя получается проповедь, ты выходишь: «Эх… хорошо сказал!» Или дома: «Какой хороший прямой эфир провел».
Если в тебе есть тщеславие, социальные сети в этом не виноваты. Они, скорее, просто обнажают какие-то грехи, которые уже в тебе есть.
Просто не надо забывать благодарить Бога, и искушение сразу проходит.
Когда ведешь блог, тебя и хвалят, и критикуют. Но ты же не святой, тебе нимб периодически приходится протирать после всей этой волны лести, которая льется в твои уши. Сейчас мне уже все равно, хотя я до сих пор не научился правильно реагировать.
Но чаще всего меня-то как раз ругают, все мое внимание уходит не на похвалу. Думают, что нас захлестывает в любви, мы просто в ней купаемся. Ну нет этого. Ты открываешь директ — и на тебя выливается море негатива. Большинство пишут гадости, потому что ты священник. Нас не любят.
— У вас уже была исповедь, где вы говорили про Instagram? Что вам ответил духовник?
— Мне точно есть в чем исповедоваться, я же блогер. Ответил примерно то же, что я сам себе говорю: «Отец, уделяй больше времени семье, не возносись, на службе усердней молись». Эти вещи ты и сам осознаешь, но они убедительнее звучат из уст твоего собрата.
— Три ваших главных правила, которые вы для себя сформулировали про поведение в Instagram.
— Честность суждения, это самое главное. Не притворяться и не казаться духовнее, чем ты есть, не быть пафосным попом. Ну и третье — уважать критику, спокойно относиться к инакомыслию.
— Чему научил вас Instagram?
— Он помог мне научиться слушать аудиторию. Мне стало интересно не то, что говорю я, а ответная реакция. Теперь я даже проповеди в храме изменил, они проходят в виде бесед. Это вполне допустимо с точки зрения гомилетики. И люди были очень удивлены, что священника интересует их мнение. Я увидел, какой мир на самом деле огромный, познакомился с другими священниками-блогерами, у нас даже проходят съезды, которые организует Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Я стал ближе к людям, у меня расширился кругозор. Потому что, когда тебе задают вопрос, а ты не знаешь ответа, ты начинаешь искать, спрашивать отцов, вспоминать свои семинарские знания. Я пошел учиться в магистратуру, принялся заново изучать Библию. Кроме того, познакомился с замечательными, очень интересными людьми, которые на меня подписаны.
— Стало ли больше народу приходить к вам в храм благодаря социальным сетям? Хоть раз в вас ткнули на улице: «Смотри, это вон тот, из Instagram»?
— А, это чаще на матушку. Хотя на меня тоже, да. Это один из минусов. Но мы с ней вообще редко куда-то ходим, не бывает, чтобы я напрягался, когда меня узнают. Ну узнали и узнали.
Я, конечно, не везде появляюсь в подряснике, но всегда одет прилично. Вчера был в «Православном слове», меня там спросили: «Бабкин, это вы? А мы на вас подписаны». — «Ну что же, соболезную…»
Фото: Людмила Заботина