Данил — инвалид по слуху с рождения. Ему очень нужны качественные слуховые аппараты, которые помогут ему общаться и лучше понимать речь. Тогда мальчик научится правильно произносить пока не поддающиеся звуки. Сможет пойти в школу. Его старые аппараты уже плохо работают, их пора менять. Новые — дорогие. Родители не могут купить их самостоятельно.
— Дань, а ты какое желание загадал в день рождения, когда свечки на торте задувал?
— Чтобы я был здоров, никогда не болел и всегда ходил в детский сад! — неожиданно отвечает Даня.
Надежда была почти уверена, что сын, которому исполнилось шесть, мечтает, как и все дети, о новой игрушке. Точнее, о новом конструкторе. Ведь он может часами собирать из деталей черепашек-ниндзя, машины и целые города. Услышать от ребенка «Хочу быть здоров!» не ожидала совсем.
— Чем старше становится сын, тем чаще он замечает, что отличается от других детей. Спрашивает, почему у его друзей нет слуховых аппаратов, а у него есть, и будет ли он ходить с ними всегда, — рассказывает Надежда.
Даня не реагировал на музыкальные игрушки
То, что у Дани проблемы со слухом, стало понятно на третий день после его рождения. Мальчику сделали аудиоскрининг и сообщили Надежде перед выпиской из роддома, что он не прошел тест. Посоветовали пройти обследование еще раз — через месяц. Сказали, что такое бывает: малышу в утробе могла в уши попасть околоплодная жидкость.
Через месяц был сделан новый аудиотест, а через три — еще один. Проблемы со слухом у Дани оставались.
— Все бабушки нам в один голос твердили: «Врачи ошибаются!» Но мы с мужем понимали, что если ребенка постоянно обследуют, то это не просто так. Мы и сами стали замечать, что Даня не обращает внимания на музыкальные игрушки, — рассказывает его мама.
При нем можно было включить телевизор, и он даже не просыпался. Пугался и вздрагивал, только когда около него что-то с грохотом падало.
— Врач постепенно подводила нас к тому, что проблема есть, от нее никуда не деться. 20 лет назад было сложнее, дети с нарушением слуха шли в спецшколы и разговаривали на языке жестов. А сейчас все решаемо. Есть хорошие слуховые аппараты. Мощные. Цифровые. Они помогут ребенку слышать, — говорит Надежда.
В девять месяцев Дане поставили окончательный диагноз: «двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3-й степени». Это значило, что обращенную к нему речь он воспринимал, но с большим трудом, а шепот не слышал вообще.
Из-за проблем со слухом маленький Даня развивался чуть медленнее своих сверстников. Говорить начал ближе к двум годам. Тогда же научился сначала сидеть, а потом ходить.
— У него в тот период было два любимых занятия: прикладывать к уху работающий фен и собирать пазлы. С пазлами он мог сидеть часами. Собирать-разбирать. А еще очень любил детские песни. Особенно песню «Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота». Слуховые аппараты, которые мы купили сразу после получения инвалидности, Даня первое время часто снимал. Не понимал, что их нужно носить постоянно. Только после занятий с сурдопедагогом Даня понял, зачем ему аппараты. Вышел на улицу и стал внимательно разглядывать машины, прислушиваться к издаваемому ими шуму, — вспоминает Надежда.
Хочет учиться в обычной школе, где работает бабушка
В четыре года Даня оставил пазлы и всерьез увлекся конструкторами. Любым другим подаркам предпочитал их.
— Даня добрый, заботливый, смышленый. В нашей семье мы часто используем прием рукопожатия. Бывают ситуации, когда Данил понимает, что он не прав, но признать это сложно. Тогда он подходит и пожимает мне три раза руку. Это значит: он меня любит и признает свою вину, — объясняет мама.
Все рисунки Дани — про любовь. На них семья, солнце, голубое небо и сердечки.
— Даня верит в добро и любит положительных героев. Представляет себя одним из них. Любит ходить по квартире и напевать песни, которые учит в садике, или песни из любимых мультфильмов. А еще ему нравится детская энциклопедия. У него сотни вопросов, на которые хотелось бы поскорее получить ответы: почему солнце горячее, почему есть день и ночь, почему птицы улетают на юг, — рассказывает Надежда.
Даня сам следит за тем, чтобы мама вовремя купила новые батарейки для аппаратов. И осторожно прикрывает их руками, если на улице дождь.
— Была целая трагедия, когда аппараты сломались и Даня на несколько дней остался в тишине. Пришлось срочно отправлять их в Москву на ремонт.
«Я ничего не слышу! Я хочу слышать!» — нервничал Даня.
Ему очень хочется точно понимать речь людей, а главное — учиться в обычной школе. Он мечтает пойти именно в ту, где учителем русского и литературы работает его бабушка, — говорит Надежда.
Сейчас Даня усиленно готовится к школе. Знает цифры до 100, решает простые примеры на сложение и вычитание, составляет из слов предложения, читает простые тексты.
— У Дани получаются не все звуки. Вместо «р» получается «г», вместо «ц» – «с». Детям с нарушением слуха речь дается сложнее, — продолжает она.
Дане нужны мощные слуховые аппараты, которые не просто усиливают звуки. Они лучше распознают речь на улице, когда, например, дует ветер, и в помещении, где много людей. Так работает система подавления окружающих шумов. Это такие миниатюрные компьютеры. Режимы можно менять даже через сотовый телефон.
— Слуховые аппараты, которые выдают бесплатно, не имеют качественного распознавания речи, звуков. А это значит, что Даня будет хуже понимать окружающих. Первые слуховые аппараты мы Дане купили сами, когда ему не было и года. Мы взяли кредит, и помогли родственники. Сейчас такой возможности нет. И аппараты стали стоить дороже, — говорит Надежда.
Помогите Дане!
Фонд «Правмир» помогает взрослым и детям, нуждающимся в восстановлении нарушенных или утраченных функций после операций, травм, ДТП, несчастных случаев, инсультов и других заболеваний, вернуться к полноценной жизни. Вы можете помочь не только разово, но и подписавшись на регулярное ежемесячное пожертвование в 100, 300, 500 и более рублей.