Батюшка в стиле хип-хоп

Более пяти тысяч просмотров и прослушиваний, сотни «лайков» и репостов — такова реакция слушателей на православный рэп исполнителя Nastoyatel. Под этим ником скрывается священник Максим Курленко, клирик Чувашской митрополии. До принятия сана он был рэпером и ди-джеем. Спустя девять лет музыкального молчания вернулся — чтобы облечь в рэп-форму проповеди и размышления о жизни во Христе.

Священник Максим Курленко.Фото: pro-goroda.ru

Священник Максим Курленко.Фото: pro-goroda.ru

Неклассический священник

«Владыка о моей деятельности знает. Если будут с его стороны возражения — занятия музыкой прекращу. Но он пока не ругал. Владыка у нас добрый, доверяет», — иерей Максим Курленко возглавляет епархиальный отдел по работе с молодежью, а еще он — настоятель храма в поселке Сосновка под Чебоксарами.

С молодежью отец Максим общается много и охотно. Ведет программу «С нами Бог» на местном радио, читает лекции, публикуется в газетах, устраивает круглые столы. А еще — идет к тем, кто не воцерковлен. И, пожалуй, именно они — как скажут маркетологи — целевая аудитория рэпа в исполнении чебоксарского батюшки. «Лекции — это хорошо. Но они не для всех, — объясняет отец Максим. — А рэп — эта та же проповедь, облеченная в понятный многим язык».

Ключевая песня в альбоме отца Максима называется «Без благодати». Ее рефрен: «Без благодати, нам с колен не встати» — уверенный речитатив священника сопровождает размеренный бит и перебор гитарных струн. В клипе на песню — история подростка, молодого человека. Каждый день он ходит рядом с храмом: ходит мимо — к тонированной машине, через окошко которой ему продают наркотики. Потом он решается и однажды заходит в храм. Сверток с наркотиками летит в урну.

Отец Максим знает, какие слова и образы понятны молодым. Десять лет назад он был участником рэп-группы EK Players из Екатеринбурга, работал ди-джеем, был погружен в то, что сейчас называют уличной культурой. Его рэп-группа в молодежных кругах была известна: выступала на столичной сцене, их альбомы выходили на кассетах и дисках. Но уже тогда, говорит отец Максим, внутри него не прекращался духовный поиск. И уличная культура для ответа на духовные запросы была мала. Так музыкант из Екатеринбурга оказался студентом Православного Свято-Тихоновского университета в Москве. Во время учебы был рукоположен и уехал в Чебоксары — служить в небольшом храме за городом.

«Для прихожан я священник в классическом понимании этого слова, — говорит он. — Там, в селе, в храм ходят в основном люди пожилые, бабушки и дедушки. Интернета у них нет. О том, что я пишу рэп, не знают».

Хип-хоп служение

Музыку к композициям — так называемые «биты» — подарили бывшие друзья-музыканты. У себя дома отец Максим сделал сведение и мастеринг — эти навыки остались у него еще со времен ди-джейства. Клип сняли при помощи друзей. Как говорит сам священник, на запись и раскрутку альбома он не потратил ни копейки. Тем ни менее, резонанс от композиций, выложенных в интернет, вышел нешуточный. Сработало сарафанное радио: песни отца Максима, скрывшегося под сценическим именем «Настоятель», стали распространять по сети. Сотни людей написали и поблагодарили за творчество. Нежданно-негаданно пришла известность.

История из клипа отца Максима иногда повторяется и в жизни. «Ребята некоторые пишут, что послушали альбом и теперь, якобы, бросили вредные привычки и ходят в Церковь. Мне такие истории, честно говоря, кажутся не совсем правдой», — говорит отец Максим. Но он признает: если его творчество действительно заставит человека задуматься и что-то пересмотреть — цель будет достигнута. «Препоны, которые якобы есть между молодым человеком и Церковью — это картонные заборы. От них нужно избавляться».

Священник планирует и дальше писать рэп — пока это не будет мешать его службе. Его опыт обращения к хип-хопу как форме проповеди — не единичен. Свой рэпер есть в Тульской епархии, где молодой семинарист по имени Антон Панченко тоже пишет рэп-тексты православной тематики. Два года назад он даже получил благословение от владыки на миссионерские концерты. Тогда в епархии так прокомментировали это начинание: служение Господу возможно разными способами, и рэп — один из них.

Михаил Боков

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.