Белое солнце пустыни
Режисер: Владимир Мотыль
Актеры: Анатолий Кузнецов, Павел Луспекаев, Спартак Мишулин, Раиса Куркина, Татьяна Федотова Год выпуска: 1969
Страна: Россия
Производство: Мосфильм
Белое солнце пустыни — фильм о бескорыстной любви. Любви к своей стране, к своему ближнему и даже к врагу. Фильм о том, как в безвыходном положении, в минуты отчаяния, раскрывается подлинная христианская широта души русского человека. В этом фильме особенно чувствуется, что из человека даже в годы безбожия невозможно вырезать все божеское, что он будет чувствовать в какой стороне мерцает свет, что совесть — это голос Божий в человеке.
Только за первый год фильм посмотрели 34, 5 млн. зрителей.
По количеству крылатых фраз из него: «Я мзду не беру — мне за державу обидно», «Джавдет мой… Встретишь — не трогай его», «Гюльчатай, открой личико», «Аристарх! Договорись с таможней», «Павлины, говоришь?», «Хорошая жена, хороший дом: что еще надо человеку, чтобы встретить старость?!» — он, наверное, опередил почти все другие и такие же всенародно любимые ленты. А песня на слова Булата Окуджавы «Госпожа удача» — стала поистине народной.
Три раза «Белое солнце пустыни» было на грани закрытия.
Владимир Мотыль (режиссер картины):
— Еще до начала съемок Госкино дал отрицательное заключение, что это несерьезная затея, что в картине искажается история гражданской войны. И если бы не Независимая экспериментальная киностудия Чухрая… У нее был особый статус, дарованный еще Хрущевым. Они имели право запускать любой сценарий, приглашать любого режиссера, даже меня, которого после «Жени, Женечки, Катюши» близко не хотели подпускать к кинематографу. Но сдавать картину нужно было все-таки через Госкино…
— И это было второе покушение на «Белое солнце пустыни»?
— Да. Экспериментальную студию к тому времени благополучно удушили, она стала подчиняться «Мосфильму», а значит, и Госкино. Руководители студии посмотрели черновой материал и решили, что это провал. В вину на этот раз поставили неверное отражение взаимоотношений с Востоком. А вся неверность в том, что когда убивают Абдуллу, жены не благодарят освободителя, а падают на колени и, рыдая, рвут волосы над трупом своего мужа. Вот это повергло всех в шок — такой финал. И все… закрыть, найти другого режиссера! Но тут опять двойное везение. Все режиссеры стали отказываться от проекта. Помню, Владимир Басов сказал: «Что я, шакал, подбирать чужое!».
— Эти отказы вас и спасли?
— Если бы… Спас меня — светлая ему память — Вадим Петрович Спицын, тоже кинематографист, но работавший в научно-популярном кино. Он был фронтовой друг Владимира Евтихиановича (В.Е. Баскаков, первый зампред Госкино — прим. автора), они вместе Победу в Вене встречали. Ну и конечно: «Володя, сделай так, чтобы вывезти материал с «Мосфильма». Надо показать его Баскакову». Тот крамолы не нашел: «Материал, как материал. Оснований закрывать фильм — нет! Но тебя, Вадим Петрович, назначаю редактором, будешь докладывать о всех выкрутасах Мотыля»…
— То есть дружба помогла…А в третий раз кто помог?
— Сам Брежнев. Это уже в конце, когда картина готова была. К ней были десятки поправок, уничтожавших фильм. Я передать не могу, что там было! И она просто лежала на полке. А потом Брежневу закинули ее случайно, потеряли какой-то западный боевик, а у него гулянка…
— И надо было что-то показать…
— Да. Картина понравилась семье, друзьям, которые там были. Вот это третье чудо…