Книга Марии Городовой «Колыбель огня» построена как переписка Марии с читателями «Российской газеты». Мы предлагаем вашему вниманию одну из глав книги.
«Здравствуйте, Мария! У меня беда. Мою трехлетнюю дочку-красавицу Полечку избила моя же жена, ее мать, Марина. В том, что это сделала Марина, сомнений нет. Когда я в тот вечер вернулся из командировки (всего-то пять дней!), сразу почувствовал, что в доме что-то не так. Хотел Полечку перед сном выкупать, а Маринка мне зубы начала заговаривать: сегодня не надо, а то няня заболела гриппом, не дай бог, Полечка после купания простудится. Но я, во-первых, уверен был, что ничего не случится: у нас тепло, полы в ванной и детской с подогревом, Полечка с рождения плескаться обожает, а, во-вторых, меня зацепило, что Маринка очень уж на своём настаивает. И напряженная какая-то. Я старше её на семнадцать лет, если она врать пытается – сразу вижу.
Стал я Полечку раздевать и, – мама родная! – у нее на левой ручке и на плечике две ссадины с синяками, а на груди, ближе к ключичке во-о-от такой синячище! Тельце у Полечки загорелое, мы как раз и месяца не прошло, как с Тайланда приехали, так синяк этот на груди даже через загар будто слива налитая сияет. Я – к Маринке. Та сначала попыталась отпираться, стала что-то про лестницу лопотать: «Няни не было, Поля расшалилась, бежала и расшиблась!» Но со мной такие вещи не проходят, меня за дурака держать нельзя! И она раскололась: стала в ногах валяться, рыдать-умолять, прощенье просить, говорить, что сама не понимает, как это вышло, и что на нее нашло. «Бес попутал».
Знаете, Мария, я бы понял и, может, даже простил – хотя такому прощения нет! – если бы действительно она не доглядела: по телефону трепалась, или в Интернете зависла, и ребенок упал. Дети есть дети, хотя если ты мать и дома сидишь, не работаешь, и тебе все условия созданы, ты должна с ребенка глаз не спускать! Но я не зверь, если бы случайность, не уследила, я бы понял! Так нет! Она сама ударила ребенка, своего же ребенка! Говорит, не знает, что на нее нашло: няни два дня не было, весь дом на ней, Поля капризничала, не хотела есть, и вывела ее из себя: сама не помнит, как ударила – этой же тарелкой с пюре! Несколько раз!
И вот теперь Вы мне, Мария, объясните, как может такое быть, что за внешностью ангела дьяволица скрывается? Они обе – и Маринка, и ее мамаша, к которой я Маринку в тот же вечер отправил, в один голос ревут, по телефонам названивают, хоть номер меняй, умоляют всё простить, говорят, что такое не повторится. А как мне этому верить? Я для Маринки ничего не жалел, все для неё – и домработница, и няня, и Пхукет с Египтом! После рождения Полечки всю ювелирку ей скупил, хоть свой магазин открывай, уже вторую Audi ей поменял… Кстати, как раз с машиной у Маринки, еще в самом начале, инцидент вышел, который доказывает, что неслучайно все. Хотя я тогда этому серьезного значения не придал. А выходит, это первый звоночек был!
Мы когда с Маринкой познакомились, она в институте телевидения училась, на экономическом: 3-й курс уже, а ездила всё на Daewoo Matiz, вот я ей «Матизку» на Audi и сменил – пусть девочка понимает, кто перед ней. Она уже месяца три на Audi каталась, и тут как раз под Новый год это и произошло. Я в тот вечер домой пораньше приехал, а она по магазинам собиралась – шопинг к Новому году. Жду ее, жду, темнеет уже, метель началась, а ее все нет. Набрал ее, вроде все нормально – всего накупила, затарилась, теперь вот в пробке стоит, на подъезде.
И вдруг, буквально через двадцать минут, звонок. Рыдает, сквозь всхлипывания ничего не пойму, одно разобрал: «Зая, спаси! Убивают! Тут, внизу!» Меня прям подкинуло! Схватил, что под руку попалось и вниз: летел, ступенек не разбирая, какой там лифт. Потом долго еще смеялся, вспоминая, как в шлепанцах и дубленке поверх трусов во дворе нарисовался: в одной руке травматика – «Оса», другой пацанов по трубе вызываю! Смех, да и только!
Оказалось, Маринка весь день шопилась, вечером в пробке проторчала, подъезжает к дому, ко мне спешит, а там у нас один козел есть, который вечно своей тачкой проезд загораживает. В общем, Маринка ему посигналила, а этот лошара – ноль внимания, по мобиле трепется.
Ну, Маринка моя – девка вспыльчивая, темпераментная, она ждать, пока этот конь кончит, не стала: вышла красивенько так из машины, достала из багажника бейсбольную биту, да и вломила ему прямо в лобешник его тачки. Говорит, у мужика в первый момент такое выражение было … Джим Кэрри отдыхает! Ну, потом, когда у этого лося глаза назад на свои орбиты вернулись, он, ясное дело, Маришку скрутил – а что, большого ума не надо: девчонке двадцать, она у меня тоненькая, как балеринка.
Вообщем, лобешник я ему заменил, выпили мы с ним мировую – мужик, как оказалось, на растаможке сидит, нормальный, в целом. А мы потом с Маришкой, как Джима Керри по ящику увидим, ржать начинаем – соседа вспоминаем. И Маришка у меня, как сейчас перед глазами стоит! В полусапожках на шпильках – а снегу намело, чуть ли не по колено! – юбчонку ветер обдувает, норочка ее распахнулась, на голове ни шарфа, ни шапки, и в глазищах голубых, огромных слезы стоят – ну не девочка, «цветочек аленький»! И бита бейсбольная наперевес!
Мы тогда над этой историей смеялись долго, а выходит, задуматься надо было».
Кирилл.
Здравствуйте, Кирилл! Кирилл, фраза «бес попутал», как это ни покажется странным в наш век, век смешения ортодоксального материализма со средневековым магизмом – это вовсе не метафорическое выражение. Так же, как одержимость бесами – не выдумка голливудских кинематографистов, а конкретное проявление духовной реальности, к которой мы, к сожалению, относимся слишком легкомысленно.
Скажу больше: когда читаешь скрупулезные описания случаев беснования и одержимости, сделанные священниками в конце XIX – начале XX века, понимаешь, что считать, будто все эти эпизоды – достояние прошлого, по меньшей мере наивно. Триумфальное шествие по планете двигателей внутреннего сгорания, телевидения и Интернета не сделало человека более защищенным от нападок сущности, называемой «враг рода человеческого». А совершенно дремучее невежество в вопросах того, как именно происходит вселение дьявола в человека, и губительное невнимание к своей собственной душе приводит к тому, что одержимость и беснование – совсем не такая экзотика, как нам бы этого хотелось.
Противостояние врагу рода человеческого – одна из главных тем в творениях Святых Отцов, и опыт, накопленный аскетикой, бесценен. Так вот, по мнению отцов Церкви, одержимость бывает двух видов.
Первая – это одержимость в крайнем своем проявлении, когда бес обитает в человеке как вторая личность, при этом личность самого бесноватого пребывает в подавленном состоянии – такие примеры очень ярко описаны в Евангелии, и подробно, с научным педантизмом, в трудах священников разных поколений.
Второй вид одержимости, может, внешне не столь пугающий и зрелищный, но не менее гибельный — это одержимость, вызванная порабощенностью души человека страстями. Кстати, не надо считать, что эти страсти должны быть какими-то необыкновенными. Вовсе нет. Как отмечают святые, чаще всего со вселением дьявола приходится сталкиваться тогда, когда самый обычный человек закостеневает в самых банальных пороках – зависти, злобе, гневе, осуждении, раздражительности, злословии, корысти, «во мгле сердечной лености» – то есть в равнодушии, неумении и нежелании сострадать и помогать нуждающимся… Здесь очень важен момент укорененности в грехе, пребывание в нем длительное время, превращение греха в страсть, палящую человека.
Но и в первом, и во втором случае одержимости, душа одержимого в буквальном смысле подчинена злой, губительной силе, и справиться с ней самостоятельно она не может. Потому что, как учит святитель Игнатий Брянчанинов: «Необходим подвиг для христианина, но не подвиг освобождает христианина от страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа».
Но как же все-таки бес проникает в душу человека? Каковы механизмы внедрения вражеской силы на человека, и есть ли у души иммунитет против такой духовной агрессии? Что может защитить нас от демонического воздействия? А что делает более уязвимым?
Ответы на эти вопросы – в следующем материале, а пока я процитирую слова Симеона Нового Богослова, сказанные о людях, не понимающих, что источником зла в их душе является дьявол: «Тем-то и бедственна, и пагубна эта болезнь, что когда враг мой влачит туда и сюда мой собственный ум, я думаю, что все эти кружения моего ума – мои собственные».
Благодарю за письмо, Мария Городова.
Молитва Честному Кресту,
из молитв на сон грядущимДа воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.
Или кратко: Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.
Вы прочитали отрывок из книги Марии Городовой «Колыбель огня«. Читайте также: