Выделение какого-то одного дня в году для празднования Дня семьи, любви и верности — это, конечно, хорошо. Но и о проблеме свидетельствует такое обозначение, как красный мигающий огонёк пожарной сигнализации.
Смысл этого события понятен – привлечь внимание к теме важнейшей и острейшей, достучаться, докричаться, дотянуться до тех, кто может быть, ещё не осознал вполне, что с нами происходит.
А происходит вот что: мы деградируем, мы с катастрофической скоростью теряем себя как народ, как нация, теряем свои самобытные и добрые черты. Вот на этом «добрые» именно и нужно остановиться, потому что дурные черты почему-то никуда не исчезают, а напротив, с каждым годом видны всё отчётливее. Об этих чертах твердят все, кому не лень, но и от того они не блекнут, не тушуются, а напротив, выступают с пугающей очевидностью.
Это и пьянство наше беспробудное, и распущенность нравов, и воровство, но главное, главное, что пугает – это какая-то обречённая усталость в народе и душевная и нравственная, какое-то тяжкое уныние, из которого выбраться своими только силами невозможно.
Или напротив – неумеренная и горячечная ревность о земном, о житейском, хищность и жадность в приобретении материальных благ в ущерб доброте и сердечности человеческих отношений. И в том, и в другом случае человек точно увязает в болоте, и семья тогда становится для него либо неприятной обузой, либо удобным прикрытием и оправданием собственных амбиций и честолюбивых замыслов.
Нынешние разговоры о семье – это почти уже библейский плач, потому что развеяно, размётано, разбазарено само представление, понятие о том, какой должна быть семья, утрачена, как раньше говорили, «в широких слоях населения» основа здоровой семейственности – святая вера.
Когда впитанные с молоком матери духовные, нравственные понятия, сопричастность высшей правде, открываемой в Церкви, помогали человеку не только умом, но и сердцем, духом почувствовать, осознать, что по настоящему хорошо и правильно в жизни и к чему надо стремиться, даже если это мучительно и трудно.
Эти понятия о духовной, нравственной норме веками составляли саму основу семейной жизни, но теперь в результате действительно немыслимых тягчайших катастроф XX века, и прежде всего катастроф духовных, народ наш попросту выдохся. Его возвращение к духовным истокам хоть и совершается сейчас, но так тяжело, так медленно, что иногда кажется, что просвета не видно.
И всё-таки это не так. Есть просвет, и надежда, и отрада необыкновенная, когда смотришь на жизнь глазами веры. Есть у нас Спаситель, Бог кающихся, и это великое счастье и радость, что несмотря на все наши падения, безумия и безобразия, Господь ещё не отвернулся от нас и даёт возможность восстановить, вернуть утраченное достоинство Богосыновства.
Проблема возрождения семьи – это проблема не демографическая даже, а духовная, потому что только Дух Святой, может помочь человеку всей душой понять, почувствовать, что в жизни по-настоящему важно и хорошо. Только Дух Святой, просвещающий и научающий человека, может подвигнуть его потрудиться ответственно и сознательно на ниве не только созидания, но и устроения семьи (потому что заключение брака – это только залог, начало).
Без этого благодатного действия Святого Духа никакие самые правильные и мудрые слова не могут повлиять на жизнь человека, сформировать правильно его представление о добре и зле. И наша задача, задача не только Церкви, но и общества и государства – это образовать сердце человека, подготовить его, насколько возможно, к принятию благодати Божией «вся немощная врачующей и оскудевающая восполняющей».
Но что же нам делать, если много, очень много людей не стремятся и не хотят сверять свою жизнь с Законом Божиим, хотят жить так, как вздумается, стремиться туда, куда влекут их безумные страсти?
У Церкви Святой есть одно простое, но действенное средство влиять на людей – это проповедь. Но проповедь подразумевает не только и даже может не столько вербальное выражение истины, а глубинное погружение самого человека в веру, повседневная жизнь, согласная с этой верой, и вот именно от степени этой погружённости, от действительности причастия человека жизни Самого Бога и зависит сила и успех его проповеди.
Больше того, сама добрая жизнь, а в нашем случае жизнь семейная, поскольку мы говорим о семье, вот сама эта жизнь во всей своей полноте и может быть настоящей живой и действительной проповедью.
Господи, помоги нам, унылым и бестолковым, помоги нам, растерянным и беспутным, обрести, сохранить живую связь с Тобой! Чтобы в наших семьях всегда царили мир, любовь, согласие и радость! Чтобы сердца наши единомысленно были устремлены к Тебе, к познанию истины.
Будем, не замахиваясь на внешне великие цели, хранить и пестовать то малое, что нам дано Богом. Будем внимательно и терпеливо трудиться над своей душой, уделяя внимание близким своим, ценя каждый миг, дарованный Богом. И как же важно нам не забывать благодарить Его, останавливаясь иногда в своём устремлении вперёд, в своём бесконечном беге, останавливаясь и пристально, чутко всматриваясь в то, что дал нам Бог, проникаться сердцем нуждами и заботами наших родных, близких…
Не только о внешних нуждах идёт речь, но и о глубинных потребностях души, о сокровенных духовных переживаниях. Когда мы молимся внимательно за своих родных с благодарностью и любовью – мы милостью Божией духовно проникаем в их жизнь, становимся с ними одним целым и привлекаем на нашу семью благословение Божие.
Семья — это ведь выражение Божьей любви, очевидное и реальное. Если мы с любовью и благоговением будем беречь этот дар, храня его как зеницу ока, и умножая духовное и житейское благосостояние семьи добрым приложением сил, то и вера, и благодарность, и любовь в наших семьях от такого отношения будут только расти и множиться.
И тогда мы поймём, что семья – это действительно малая Церковь, малое по величине, но не по значению училище благочестия и возрастания в вере. И прилежание в этом малом деле устроения семьи вознаграждается Господом сторицей, вознаграждается живым и действенным пониманием непрерывности и вечности жизни, её устремлённости к победной и неизбывной радости, только если эта жизнь всецело принесена Господу, при всей её внешней хлопотности и многозаботливости.
Ничто не может нас отлучить от любви Божией! Никакие заботы житейские, если только мы сами не забываем о Нём, если благодарим Его, обращаемся с просьбой о вразумлении, просвещении сердца. А это очень и очень важно! Потому, что без нашей воли, без нашего желания Бог нас не спасает.
Так что, кому Господь даровал семью, давайте радоваться о великом Его к нам милосердии, благодарить за бесценный дар семьи и нести этот дар с терпением, умножая и собственным по Богу доброделанием. Ведь многого с нас Господь не спросит. А вот и спросит именно, как мы приняли и сохранили данный нам дар, в том числе и дар семьи, кто такого дара сподобился.
Ну а кто ещё не нашёл свой путь пусть взывает Господу с сердечной болью и доверием: «Скажи мне Господи путь, в онь же пойду». Взывайте непрестанно в сердце, в душе, и Господь обязательно откликнется, даст понять и осуществить Его святую волю, поможет создать семью, если это полезно душе…
Или даст силы для целомудренной жизни в миру, и семьёй вашей пусть тогда станут все те, кто, как и вы, одинок и кто по-настоящему нуждается в вас, кому вы можете отдать свои силы и любовь… или да сподобит вас Господь ангельского, монашеского образа…
А семья, дети монахов – это все, о ком они молятся, потому что главное дело монаха – это молитва. В любом случае, нам надо только беречь, хранить этот святой дар — единство во Христе, нести его достойно и следовать терпеливо за Господом.
Читайте также:
Верность: Винни-Пух, Татьяна Ларина и декабристки
Испытания для Петра и Февронии