«Дети, сами пишите повесть
Дней своих и страстей своих»
В Центральном доме художника открылась четвертая отчетная выставка возрожденного «Союза русских художников».
Среди художников, входивших в исторический «Союз русских художников», возникший в начале прошлого века, были такие мастера, как Игорь Грабарь, Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов, Михаил Нестеров, Федор Малявин, Николай Крымов, Лев Бакст, Михаил Врубель, Леонид Пастернак… Союз просуществовал до 1923 года, а в конце 80-х художники, среди которых – Валентин Сидоров, Алексей и Сергей Ткачевы, Алексей Грицай – заговорили о необходимости возрождения Союза. Но потом наступили 90-е, когда стало рушиться буквально все, в том числе и существующий художественный уклад, и речь шла уже не о том, чтобы возродить что-то, а о – сохранении имеющегося.
В 2008 году идею наконец-то удалось реализовать, и в ЦДХ открылась первая выставка Союза (19, если считать с начала существования Союза русских художников).
Рассказывает Народный художник России, профессор Сергей Гавриляченко, член Союза русских художников:
«У Союза русских художников, как и у всякого доброго дела, есть доброжелатели и недоброжелатели. Недоброжелатели упрекают его в том, что он незаслуженно взял историческое название. Доброжелатели находят этому объяснение. Нынешний Союз русских художников, решившись взять это имя, сделал это довольно декларативно. Для того, чтобы указать свою родословную, подчеркнуть, вот что верят художники, его составляющие и что хотели бы продолжать. Исторический Союз русских художников, в 2013 году 110-е которого мы будем праздновать, в свое время осознавался современниками именно как почвенная, русская линия в искусстве. Причем художники Союза много восприняли и от европейской традиции. На любви к непритязательной красоте русской природы сформировалась целая линия, когда нет внешнего роскошество, а есть внутреннее сосредоточение и через пейзаж передается и история, и судьба народа. И на самом деле традиция – не прерывалась – Валентин Михайлович Сидоров рассказывает, как он общался Бялыницким – Бируля, Вячеслав Николаевич Забелин — с Юоном…».
Нужно заметить, «Союз русских художников» — объединение не по национальному признаку. Чтобы участвовать в выставках Союза – вовсе не обязательно рассказывать о «пятой графе» и иметь фамилию Иванов. Главное, что связывает художников — неразрывная связь с традициями русской реалистической школы, ее духовных и художественных поисков.
Прошлое, в котором их не было
Вот что интересно – художники, входившие в объединение в начале прошлого века – были современными, то есть — созвучными своему времени, чувствовавшими его. И не важно, писали ли они пейзаж, историческое полотно или картину с элементами символизма, везде чувствовался тот самый «пульс современности». У нынешних членов «Союзу русских художников» с этим сложнее.
То и дело встречаются картины – с деревенской атрибутикой, печками, самоварами, платочками, сарафанами, аккуратными двориками… Молчаливый зрительский вопрос: «Для чего?!» Речь именно о представителях младшего поколения. Корифеям-то как раз веришь, они знают, о чем пишут. И Валентин Сидоров, братья Ткачевы, Николай Зудов – видели ТУ деревню. Изображая ее, они касаются «вечных вопросов», рассказывают нам о себе, о времени своей молодости, и даже – о нас самих.
Молодые художники, родившиеся в 70-х, 80-х годах боязливо устраняются от современной жизни, продолжая идти за мастерами. Следование за мэтрами – необходимо, если речь идет о мастерстве, художественной смелости. Но молодые живописцы порой берут лишь сюжетную составляющую, художественную смелость оставляя за скобками.
«Наша совесть — не ваша совесть!
Полно! — Вольно! — О всем забыв,
Дети, сами пишите повесть
Дней своих и страстей своих» и чуть дальше
«Перестаньте справлять поминки
По Эдему, в котором вас
Не было!»
Эти цветаевские строчки на выставке крутились у меня в голове постоянно. Откуда эта бесконечная деревня, причем не реальная, не сегодняшняя? Почему никто не изображает города? Ведь многие молодые художники – живут в городе, более того – в Москве, а не среди милых сельских пейзажей. Почему бы им не оглянутся вокруг, и в традициях высокой реалистической школы не осмыслить наше сегодня? Ведь художник, своими работами способен нам, зрителям, помочь лучше понять окружающую действительность, взглянуть на нее с неожиданной точки зрения…
А так – получается и не реализм вовсе, а — «идеализм». Тупиковый путь.
Сделать шаг
Когда видишь что-то, выбивающееся за рамки, установленные самими молодыми художниками – приятно удивляешься. О мастерах я здесь не говорю – их великолепные работы видны сразу, притягивают к себе, а потом долго не отпускают…
«Лера» Наталья Зайцевой – редкий случай представления современных реалий. Историческая «Княжеская дружинная» Виталия Графова – не привычное сегодня елейное изображение благочестивых «добрых молодцев», — а попытка представить, какими могли быть княжеские дружинники, всю свою, как правило, короткую, жизнь проводящие в военных походах…
Неприятно, когда художник берет историческую тему для галочки, к дате. Особенно если это тема Великой Отечественной. Тогда получается… Ничего хорошего не получается.
Другое дело, если художник стремится высказать – свои мысли, чувства по поводу, и – перед тем как приняться за работу, тщательно изучит материал. Работе «Дороги войны» Максима Фаюстова – веришь, в ней нет и намека на фальшь, придуманность. Наверное, еще и потому, что Фаюстов в свое время ездил в творческие поездки в Чечню, в Осетию и видел последствия современной войны собственными глазами.
Очень искренняя, светлая работа Анны Боганис «Введение во храм». Она пишет интерьер храма не потому, что сегодня «так принято», а — делится своими материнскими радостными переживаниями.
Работы Андрея Алехина — эпический сказ о Севере, с суровыми, небогатыми по цвету но вместе с тем живописными пейзажами.
О художественном поиске говорят работы Виталия Зотина «Тобольск. Топят печи», «Тобольск».
На самом деле нынешняя отчетная выставка нового Союза русских художников получилась интереснее прошлогодней. Если бы еще молодые художники не формально, а искренне восприняли традиции своих предшественников и сделали шаг вперед…
Текст и фото — Оксана Головко