Руководитель ПСО «Лиза Алерт» Григорий Сергеев:
– С начала холодов в России подо льдом уже погибли ДЕСЯТКИ детей. Например, за два дня в Ямало-Ненецком округе в одной и той же реке друг за другом утонули трое ребят. Даже в холодных регионах, где лед уже установился, есть промоины, полыньи и так далее. Зимой дети часто тонут вдвоем, когда один ребенок пытается спасти другого. Вы не представляете, какими страшными и нелепыми бывают случаи гибели детей на покрытых льдом водоемах.
Невозможно дать инструкцию о том, как вести себя, если ты провалился, и невозможно научить этому ребенка, потому что даже когда взрослый человек уходит под лед, у него наступает шоковое состояние, и он не вспомнит никаких инструкций.
Поэтому правило может быть только одно: никогда ни при каких обстоятельствах не заходить на лед.
Но имейте в виду, что даже если ребенок слышал, что подходить к воде нельзя, он все равно может это сделать, и спасти его можно, только часто это повторяя, пугая, объясняя, почему это опасно, показывая, как отличить покрытую льдом поверхность воды от поверхности земли.
Сколько сил родители тратят на обучение ребенка базовым вещам – алфавиту, счету, чтению, учат таблицу умножения всей семьей; желательно бы потратить эти силы и на то, чтобы ребенок дожил до совершеннолетия. Многие забывают научить ребенка правилам безопасности. То, что нельзя одному подходить к воде и нельзя приближаться к заледеневшему водоему, надо повторять, повторять и повторять, а если вы живете рядом с водой, это должно стать вашим ежедневным сообщением. Тонут дети любого, в том числе и переходного возраста, и чтобы они поступали так, как вы от них требуете, ваши слова должны быть не пустым звуком. Поэтому основа безопасности ребенка – это дружба с родителями и взаимное доверие.
1. Если ребенку хочется экстрима, сделайте так, чтобы он не искал его в заброшенных зданиях и на свалках, на льду – сходите с ним в скейт-парк или на каток.
2. Если вы гуляете с детьми на лыжах и без, это предполагает постоянный визуальный контроль ребенка. Дети не должны скрываться из виду, забегать за холм, спускаться в овраг и уходить по не той лыжне, которая проходит мимо трех полыней – я перечисляю реальные трагические поисковые случаи.
3. Дети обычно не умеют вызывать службу 112. В состоянии испуга они не способны назвать свою фамилию и домашний адрес, а уж объяснить, где они находятся, и подавно. Выучите вместе с ними этот номер, расскажите, как разговаривать с оператором.
4. Научите ребенка ориентироваться там, где он живет, и знать местные опасности. Например, река – это один из видов развлечений для тех, кто живет рядом, и они должны знать, что на ней есть обрывы, промоины, что снег может нависать с берега, удлиняя линию берега и создавая иллюзию твердой поверхности.