Бессмертные в этот день воскрешают бессмертных
Благодарю Бога за то, что принадлежу к народу, не верящему в существование смерти.
Русский человек после «со святыми упокой» не растворяется в мировом ничто, не исчезает с нашего жизненного горизонта. И вопреки молитве совсем не успокаивается. Мертвые беспокоят нас во сне, мы ощущаем их поддержку с той стороны бытия.
Мы не боимся прикасаться к мощам, ходим на кладбища, зная, что нас слышат. Опуская человека в землю, мы не отпускаем его.
Русский человек не готов смиренно принимать свой уход как факт, свойство мира, изначально устремленного к смерти. Он творит невозможное. Противостоит последнему врагу (1 Кор. 15:26). И скромный библиотекарь всерьез готовится воскресить своих предков.
Есть что-то федоровское в идее Бессмертного полка. Даже удивительно, что он появился так поздно.
С самого начала событие Великой Отечественной войны было осмыслено в перспективе вечности. Вспомним вечный огонь, классических «Вечно живых» Розова и пронзительных «Сошедших с небес» Натальи Трощенко. Вся страна повторяла как пароль:
Наши мертвые нас не оставят в беде.
Наши павшие – как часовые.
Сегодня много спорят о Георгиевской ленте, но вне всяких сомнений ее семиотика – семиотика жизнеутверждающего мученичества, пасхальной победы жизни над смертью.
Нужна особая духовная оптика, чтобы узреть силу в слабости, торжество в поражении. Евангельская оптика.
Но для нашего современника, уже снявшего нательный крест, подобные истины не очевидны. В мире победившей смерти не удивляешься вопросу: «Что вы празднуете 9 мая – столько людей погибло?» А еще несколько лет назад такой совопросник воспринимался как марсианин.
Есть что-то федоровское в идее бессмертного полка, но сам Николай Федоров опирался в том числе и на литургическое предание Православной Церкви. И сегодня шествие с портретами героев Великой Отечественной ассоциируется с такими священнодействиями, как проскомидия и крестный ход.
Литургия – общее дело. В ней нет живых и мертвых, пассивных созерцателей и активных участников. Все, кто вспоминается во время священнодействия, воспринимаются как сослужащие Тому Богу, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22: 32).
Вспоминать – и есть воскрешать, наполнять жизнью, размыкать границу между мирами.
Что-то подобное совершается во время шествия Бессмертного полка. Здесь наши предки не просто упоминаются. Они присутствуют. Шествуют как живые.
9 мая – День Великой Победы. Мертвые видят его как день смерти, а бессмертные в этот день воскрешают бессмертных.
Священник Димитрий Трибушный, Донецк