«Без людей искусственный интеллект будет сеять хаос». Директор Википедии – о лучшей части интернета
Слишком часто искусственный интеллект (ИИ) видится нам всемогущим решением наших проблем, расширяемой заменой человеческого труда. Компании автоматизируют почти каждый аспект своих социальных интерфейсов – от создания до модерирования и персонализации контента. В худшем случае ИИ может стать автопилотом общества, который не будет учитывать важные для нас ценности и принципы. Исполнительный директор некоммерческой организации Wikimedia Foundation, которая управляет Википедией, Кэтрин Махер – о человечном интернете.

Кэтрин Махер

1989 год запомнился нам событиями, которые в период Холодной войны бросили вызов мировому порядку – от протестов на площади Тяньаньмэнь до падения Берлинской стены. Но мало кто помнит, что 1989-й также является годом рождения Всемирной паутины. В марте 1989 года британский исследователь Тим Бернерс-Ли опубликовал протоколы, включающие в себя HTML, URL и HTTP, которые позволили интернету стать средством связи, общения и сотрудничества по всему миру.

Пока Всемирная паутина отмечала свой 30-й день рождения, в общественных обсуждениях поднялась тревога по поводу Big Tech [компании Amazon, Apple, Facebook, Google и Microsoft], конфиденциальности данных и вирусной дезинформации. В США технических директоров вызвали в Конгресс для дачи показаний, масштабная народная кампания отговорила Amazon от открытия второй штаб-квартиры в Нью-Йорке, а в Великобритании медиакомпании и операторов социальных сетей называют «цифровыми гангстерами».

Эти «техно-протесты» косвенно связаны с ностальгией по временам безопасного и мирного онлайн-пользования.

Тоска и желание вернуться к интернету «вчерашнего дня» не конструктивны. На ранних этапах своего существования доступ к сети был дорогим и эксклюзивным; «паутина» не предусматривала широкое участие общества и тем более не отражала его особенности в целом.

Нам следует отметить и переосмыслить не принцип действия интернета и его функции, а то, что именно для нас означала первоначальная всемирная сеть.

Те новые концепции в творчестве, продвижения в области связи и взаимодействий заслуживают того, чтобы вновь обратиться к ним, пока мы размышляем о прошлом и о будущих перспективах нашего цифрового общества.

В первые дни интернета люди мечтали, что сеть сможет преобразить наш мир, объединить планету и демократизировать доступ к информации, знаниям и власти. Безусловно, возникновение интернета привело к большим изменениям, но зачастую не к тем, что прогнозировали изобретатели.

Несмотря на то, что сеть не стала новым всеобщим достоянием демократического характера, был продемонстрирован новый подход к интернету: его создатели поделились им, открыли доступ, и пользователи ответили взаимностью.

Учитывая, что люди всегда были лучшей частью интернета, у нас есть хорошие новости. Последние данные из Исследовательского центра Пью [Pew Research Center] показывают, что более 5 миллиардов человек теперь имеют мобильные устройства, и больше половины из них могут подключиться к интернету. Переломный момент случился тогда, когда подключившихся к интернету стало больше, чем не подключившихся.

Однако исследование показывает, что в странах с низким и средним уровнем дохода женщины пользуются мобильным интернетом на 23% реже, чем мужчины. Если мы сможем сократить этот гендерный разрыв, это откроет потенциал для экономического роста в 700 миллиардов долларов.

30 лет спустя со дня возникновения интернета мы можем проанализировать, что в интернете работает хорошо, а что плохо. Очевидно, люди являются общим знаменателем. Фактически многие из текущих проблем, связанные с интернетом – это следствие ошибочных и напрасных усилий отобрать у людей интернет (и наоборот).

Иногда это происходит по геополитическим причинам. Почти два года назад Турция полностью заблокировала Википедию; Китай был первой страной, где пришли к такому же решению. Бытует мнение, что в России есть предложение отключить интернет на короткое время в целях проверки государственной киберзащиты, которое на деле может обернуться попыткой создать в стране программу массовой цензуры. Недавно в новостях сообщили, что премьер-министр Индии Нарендра Моди пытается внедрить политику государственного контроля – некоторые беспокоятся, что это приведет к системе, похожей на интернет-цензуру Китая.

Более того, людей исключают из уравнения не всегда явными способами. Когда вы просматриваете социальные сети, контент, который вы видите, курируется не человеком-администратором, а алгоритмом, который помещает вас в «коробку».

Все чаще алгоритмы решают за нас, что мы читаем, с кем мы встречаемся, что мы покупаем, и, что еще тревожнее, выбирают за нас услуги, кредиты или даже гражданские свободы, на которые мы имеем право.

Слишком часто искусственный интеллект (ИИ) видится нам всемогущим решением наших проблем, расширяемой заменой человеческого труда. Компании автоматизируют почти каждый аспект своих социальных интерфейсов – от создания до модерирования и персонализации контента. В худшем случае ИИ может стать автопилотом общества, который не будет учитывать важные для нас ценности и принципы.

Без вмешательства человека ИИ будет сеять хаос. Ярким примером является программное обеспечение Amazon для управления персоналом, которое должно было выявить лучших кандидатов на работу, но в конечном итоге оказалось предвзятым по отношению к женщинам. Построенная на базе уже существующих резюме, представленных на Amazon, большинство из которых принадлежало мужчинам, программа пришла к выводу, что мужчины предпочтительнее женщин.

Вместо того, чтобы заменить труд человека, лучше всего использовать ИИ как инструмент поддержки нашей способности творить и здраво рассуждать. Википедия разрабатывает ИИ, который помечает потенциально проблемные редакционные изменения – например, пранкера, вандализирующего страницу знаменитости, – для человека, который может вмешаться.

Эта система также может помочь нашим редакторам-волонтерам дать оценку недавно созданной статьи или предложить материал для категории «Знаете ли вы?». Вкратце, ИИ, который задействован людьми и для людей, может улучшить опыт как для потребителей информации, так и для ее создателей.

Наша коллективная мудрость является, пожалуй, одним из величайших достижений человечества, совместно созданным в разных эпохах, регионах и культурах. В долгосрочной перспективе знание, как и вода, оказывается мощнее, чем любой сосуд, который стремится ее сдержать. Это потому, что люди – независимо от того, где они находятся, независимо от того, откуда они пришли – обладают внутренним любопытством, стремлением к творчеству и пытливым умом.

Если лучшей частью интернета действительно являются люди, то мы должны держать их в курсе дела – в центре каждого политического решения и дизайна платформы. Мы должны защитить интернет, который является свободным и неограниченным, и улучшить связи, которые позволят творческому потенциалу и сотрудничеству развиваться. Мы должны оставить все искусственное машинам и восстановить человечность для пользователей.

Источник

Перевод Элеоноры Багриной

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.