Без репетиторов и онлайн-школ. Как Саша Быстрицкий сдал ЕГЭ на 300 баллов
Добрые олимпиады
— Когда стало ясно, что ты математический ребенок?
— Если честно, мне с начальной школы не нравился русский язык. В 5-м классе я уже точно знал, что пойду в физмат, и даже не думал про другие предметы. Поначалу я учился в гимназии у себя рядом с домом, она довольно сильная, одна из лучших в Тюмени.
Потом поступил в гимназию, которую в итоге и окончил, — захотел сменить обстановку. Это гимназия при Тюменском университете, она для старшеклассников, там целенаправленно готовят к ЕГЭ и олимпиадам.
— Ты целился на ЕГЭ или на олимпиады?
— Сначала на олимпиады, потому что целиться в 9-м или 10-м классе на ЕГЭ, как по мне, довольно странно.
При хорошей базе к ЕГЭ можно спокойно подготовиться за год и даже меньше. А до этого интересней заниматься олимпиадами и прокачивать мозг.
В 10-м классе я хотел попасть на Всерос по физике. Жестко готовился, стал вторым в регионе, но не смог набрать пороговый балл для финала — не решил самую легкую задачу.
— Это шутка?
— Я хорошо начал решать сложные, а с легкой перемудрил. Если бы решил, прошел бы в финал. Дело в том, что, когда задача легкая, решить ее бывает сложнее, ты ищешь подвох: «А вдруг они вот это имели в виду? Наверное, надо еще подкрутить».
Перечневые олимпиады прошли удачней. На самом деле взять перечневую олимпиаду несложно, если ты готовишься. Это добрые олимпиады. Я стал двукратным победителем «Физтеха» по физике за 9-й и 10-й классы.
— Я представляю, как готовиться к олимпиадам по литературе: читаешь много критики, работы филологов, анализируешь художественные тексты. Что делать с физикой, где куча задач и все разные, не очень понятно.
— Вот у меня наоборот, я не понимаю, что делать с литературой (смех). В олимпиадах и правда точно такая же задача тебе никогда не попадется. Но там все равно встречается определенный набор тем.
Допустим, 7-й класс — это в основном механика. В 8–9-м появляется электричество, задачи на теплоту. Дальше идет более сложное электричество… Надо просто досконально изучить теорию. Если ты понимаешь ее глубоко, умеешь решать любую задачу на эту тему, то и с олимпиадой справишься. Но если ты поверхностно разобрался в теории, нет смысла нарешивать задачи. Ты должен понимать методы решения и идеи, а не как именно решать конкретную задачу. А темы есть, они в открытом доступе.
Вообще к олимпиадам я готовился сам. Начал еще в 7-м, когда в расписании появилась физика. Мне повезло с учительницей. Она меня разглядела и как-то раз дала домой более сложные задачи. Но дома я, конечно, ничего решить не смог, принес обратно: «У меня ничего не получилось». — «Ну давай вместе решим».
Мы сели, она мне все объяснила, и мне стало интересно. Потом я сам начал готовиться ко Всеросу и перечневым олимпиадам. Первые результаты были через два года. Ставки на Всерос я делал больше всего в 10-м классе. Конечно, обидно проиграть, но, видимо, судьба сказала, что Всерос мне не нужен. Он действительно не для всех. Я готовился, но не так много, как победители и призеры, которые не ходят в школу и занимаются с тренерами. Поэтому нужно брать перечневые олимпиады, они вполне решаемы.
«Репетитор — это рамки»
— То есть с «Физтехом» ты себе уже в 10-м классе заработал подушку безопасности, дальше до конца школы можно было ничего не делать.
— Да, я знал, что уже поступил туда, куда хотел, — в Физтех, эта олимпиада дает право БВИ. Единственное, нужно было подтвердить ее, сдав ЕГЭ, но там не требуют 100 баллов. У меня уже не стояло цели брать новые олимпиады, и вроде можно было больше толком не учиться.
— Ты что-то делал специально к ЕГЭ?
— Да, но не скажу, что прямо с сентября. Просто сразу закрывал все темы в гимназии, чтобы потом к ним не возвращаться, а с января взялся за сам экзамен. Тактика такая же, как и с олимпиадами: искал в интернете бесплатные материалы, видео — их, оказывается, много! Иногда смотрел теорию и просто нарешивал задачи. Вот в ЕГЭ как раз можно нарешаться и понять, как надо делать. В олимпиаде так не получится.
— Отрадно знать, что можно открыть YouTube и бесплатно натренироваться до победителя олимпиады или 100 баллов ЕГЭ.
— Главное, чтобы было желание. После олимпиад по физике я особо ей и не занимался. За пробники в начале года у меня сразу были высокие результаты, за 90 баллов, но мелькали ошибки в теории. Поэтому оставалось только ее подучить. А вот по информатике в начале года за пробник у меня было баллов 50.
— Хоть что-то у тебя не получалось.
— Поступать я собирался по физике, но вдруг в 10-м классе мне понравилась информатика. Я подумал сдать ее по приколу и начал готовиться, последний год с сентября занимался уже стабильно. Помогали уроки в гимназии, обычно они делились на две половины: на первой мы изучали Phyton, на второй разбирали задания ЕГЭ.
А дома все то же — изучаем теорию и решаем задачи. Иногда было что-то непонятно. Тогда либо спрашиваешь у учителя, либо открываешь в интернете объяснение другого человека по этой теме, либо… а больше вариантов и нет.
— Почему ты не взял для подстраховки репетитора или онлайн-школу?
— Решил, что раз уж сам подготовился к олимпиадам, то и дальше справлюсь. Мне так удобней. Я мог заниматься в любое время, когда захочу, хоть поздно вечером. Репетитор — это рамки, к нему надо ходить по расписанию, именно в это время сидеть и решать задачи. А если не будет настроения, что мне делать?
Задачи, которые решаешь полдня
— Математика?
— С олимпиадами по математике у меня не складывалось, я не очень понимаю олимпиадные теории. Мне нравилось решать задачи, и в сентябре 11-го класса, если бы открыл пробный вариант ЕГЭ, я написал бы его на 80–90 баллов. Но хотелось выше.
— Я помню, как в школе умирала над экономической задачей. У тебя все выглядит примерно так: открыл, решил, поехали дальше.
— В экономической задаче большая проблема в том, что надо хорошо уметь считать. Смоделировать ситуацию, как начисляются проценты, легко. Посчитать все намного трудней.
Как по мне, это самая неприятная задача в ЕГЭ, потому что там нужны не столько знания, сколько умение считать.
Математика для меня — это больше логика, когда ты либо ищешь оптимальное решение, либо доводишь до конца неоптимальное.
— Вроде параметров?
— Вот это задача, где надо подумать. Параметр можно решать разными способами. Можно решать аналитически, просто как уравнение, можно чертить графики — этот способ мне больше всего нравится, потому что, когда начинаешь чертить, ты понимаешь, что будет вот в этой точке, а что вот в этой. Есть еще функциональный метод, он под звездочкой и встречается редко.
Параметрам я уделял много времени. Хотя это одна задача, внутри много разделов. Может попасться абсолютно любая тема, может быть параметр, который удобней решать графически, а может быть — аналитически. Идеально, когда ты знаешь оба способа, решаешь ими и сверяешь ответ.
— Хватит ли тогда времени на экзамене?
— Вряд ли. Лучше потренироваться дома, а на ЕГЭ, конечно, выбрать оптимальный способ. Но если к параметру еще можно подготовиться, разобрав основные методы, которые в 99,9% случаев решат любой параметр из ЕГЭ, то к последней задаче подготовиться полностью невозможно.
Я не решил в ней третий пункт. Оставалось мало времени, что-то не срослось — и хотя идея была простая, спустя четыре часа она такой уже совсем не казалась. В этой задаче настолько большой список теорий и тем, что, если по-честному разбираться, нужен минимум год. А тратить время только на одну задачу, чтобы получить два балла — ну…
— Решал полностью хотя бы раз?
— Да, и даже на школьном пробнике в марте-апреле решил абсолютно все, включая последний пункт. Но на ЕГЭ не вышло.
— Что тебе ближе — алгебра или геометрия?
— Наверное, алгебра. Геометрия сложнее, я готовился к ней больше. Во второй части ЕГЭ есть две геометрические задачи — на планиметрию и стереометрию. Решить их с ходу бывает не так просто.
— Говорят, в прошлом году геометрия была неподъемная.
— Да, я пробовал решать варианты прошлого года, в том числе те, которые давали нашему региону. На одну планиметрическую задачу из второй части потратил где-то полдня. Нет, не то что я непрерывно ее решал — она была у меня полдня в голове. За четыре часа на ЕГЭ я бы ее вряд ли осилил, учитывая, что есть и другие задания. В этом году варианты явно проще.
Воздушный шар и сочинение
— Что тебе давалось сложнее всего?
— Русский! Другие журналисты не писали про мой русский. 300 баллов у меня за физику, информатику и математику, а русский я сдал на 86.
— Так говоришь, как будто это позор.
— По сравнению с моими остальными баллами, конечно, позор (смех). На самом деле я так не считаю, для меня это приличный результат.
К русскому я готовился столько же, сколько и к математике. Мне нравилось учить правила, разбирать интересные случаи — например, правильно говорить не «обгрызанное яблоко», а «обгрызенное яблоко». Такие моменты я хорошо понимал, но опять срезался на более простых заданиях. Учительница по русскому предупреждала, чтобы я не мудрил.
— Откуда эти проблемы?
— Наверное, из-за того, что я не так много читал и не очень чувствовал язык. Когда читаешь, ты все-таки больше запоминаешь и пишешь правильно уже по интуиции. У меня такого не было, приходилось только учить. При этом в школе по русскому я получал пятерки: мог разобраться и подготовиться, сдать, например, словарный диктант, эти слова потом оставались в памяти.
В моем сочинении эксперты сняли около трех первичных баллов из 21. Я начал хорошо, а под конец устал, было тяжело грамотно формулировать мысли.
То, что есть структура, это классно, но все равно надо построить предложения так, чтобы тебе самому нравилось. Это для меня не так быстро, я очень самокритичен.
Сочинение должно быть красивым.
Помню, что текст на ЕГЭ попался про воздушный шар (текст А.Я. Бруштейн. — Прим. ред.). Если кратко, то у девочки были больные ноги, она увидела воздушный шар и в порыве радости смогла зашагать. Хотя идея понятна, сразу и не сформулируешь. А еще надо избежать тавтологии, найти аргументы, связать их, придумать свой аргумент… Вообще к сочинению я начал готовиться где-то в апреле. Мне важно было понимать структуру, сколько и где писать, а уже аргументы можно привести из жизненного опыта.
«Не считаю себя одаренным»
— Где взять место отдыху, когда у тебя то олимпиады, то ЕГЭ?
— Я очень четко планировал свой день, старался ложиться до полуночи точно. Все-таки здоровый сон важен. Мне не надо было вставать рано, школа близко. Но поспать на выходных до обеда — не про меня. Отдыхать можно не только во сне. Я любил ездить на природу, на дачу, ходил в тренажерный зал, в кино, играл в боулинг, просто гулял. Это всегда хорошо разгружало.
У меня нет хобби, но я все хочу привить себе любовь к чтению. Пока не особо получается. Обычно я долго въезжаю в книгу, а потом, когда все понял, читаю взахлеб. Книгу в 500 страниц, если она мне понравилась, могу осилить за три дня. Такие книги были. Очень зашел «Финансист» Драйзера, а вот на двух других частях трилогии уже стало скучно.
— Как прошли твои экзамены?
— Первый экзамен был стрессовый — это, конечно, русский. Нас посадили в аудиторию, минут 20 мы просто сидели, было нечем заняться. Я старался держать в голове правила, прокручивал их (накануне ночью ничего не повторял и даже за день до экзамена к русскому не прикасался). Потом раздали варианты. Я понял, что все решаемо, это меня порадовало. Когда закончил, думал, что написал за 90.
Остальные экзамены прошли уже спокойно. Было даже весело, проснулся азарт. У нас достаточно сильный класс, все сдали выше среднего.
— Но ты единственный 300-балльник за всю историю гимназии. Местные СМИ писали, что ты «одаренный школьник». Как тебе живется в этом статусе?
— Когда пришла новость, что я 300-балльник, был вечер. Мне оборвали телефон. Потом я лег спать, а утром обнаружил кучу сообщений. Первую неделю гордился, как будто случилось что-то невероятное. Но жизнь продолжилась, и сейчас уже я об этом забыл. Я верю, что каждый человек талантлив в своем и каждый способен себя развить. Не считаю себя одаренным, просто я нашел свою сферу.
«Устал от физики»
— Все-таки Физтех?
— Да! Я получил БВИ, и вот она моя цель — оставался один год. Документы я подавал только туда, на одну специальность, чтобы не метаться. Правда, в итоге поступал не по олимпиаде, а по общему конкурсу, потому что решил сменить направление: пошел на информатику, а у меня было право поступления на физику.
— Что повлияло?
— Наверное, прозвучит глупо, но я устал от физики, хочется чего-то нового — например, информатики. В 11-м классе я не мог определиться с направлением, поэтому выбирал уже в июне.
Я поступал по четырем предметам, плюс индивидуальные достижения — в сумме 396 баллов. И с этими баллами я был на 10-м месте среди поступающих по ЕГЭ. Где-то треть поступила по олимпиадам.
Наш факультет не совсем айтишный, мы будем больше заниматься системным программированием. Это глубокая айтишная специальность, где ты работаешь сначала на уровне железа компьютера, а потом на более высоком уровне, на языке программирования.
— Ты говорил, что у вас перед началом учебного года идет летняя школа. Чем вы там занимаетесь?
— У нас у всех разный уровень подготовки, ЕГЭ этот уровень не показывает. Сейчас в спокойном темпе, пока еще нет нагрузки от других предметов, мы учим программирование. Все объясняют с нуля. Если прогуливать, наверное, ничего серьезного не будет, но тогда в сентябре придется вникать самим и разбираться по ночам.
— Почему Физтех? Не МГУ, не Вышка, не Бауманка?
— Еще в 9-м классе на занятии по психологии нас просили написать про свой дальнейший жизненный путь. Я написал, что буду поступать в Физтех. Для меня это самый крутой вуз. Тем более там целый студенческий кампус, не надо тратить время на дорогу. Мне важно, чтобы все было в шаговой доступности.
— Как в Тюмени?
— Примерно да.
— Уже скучаешь?
— Немного, но здесь уже много дел. Тюмень прекрасный город, приезжайте! Не миллионник, но довольно большой. У нас красивый исторический центр, есть набережная, знаменитый мост Влюбленных через Туру. Классный город, где можно хорошо отдохнуть.
— Но ты решил уехать.
— Хотелось чего-то большего. Как будто я вырос из этого города. Я три года подряд говорил родителям, что уеду. Если бы сказал в конце школы, наверное, было бы тяжелее. Они с пониманием отнеслись.
— Они тоже технари?
— Мама по образованию экономист, папа работает ведущим инженером. Обычная среднестатистическая семья. Они поддерживали любой мой выбор. Не было такого, чтобы меня ставили в рамки: условно, не будет пятерки — месяц без телефона. Учиться на пятерки все-таки мое желание.
Вызов и легкий перфекционизм
— Зачем учиться на пятерки?
— На самом деле незачем. Легкий перфекционизм, он точно есть, и он иногда мешает. Когда ты, например, изучаешь новую тему, хочется узнать оттуда абсолютно все. Ясно, что это невозможно, и у тебя возникает чувство неполноты. С этим приходится мириться.
Недавно я прочитал три книги Артура Хейли, и мне сразу захотелось прочитать другие, но не хватает времени. В учебе хочется сделать все идеально, хотя бы стремиться к этому. В жизни, наверное, я не до такой степени к себе критичен.
— Почему так трудно быть неидеальным?
— Тяжелый вопрос.
— Кто-то же получает тройки, и ему нормально.
— Возможно, они компенсируют свою неидеальность где-то еще…
— Ты получал тройки?
— Конечно. В последние два года получал по русскому. Но что интересно, это меня мотивировало. Плохие оценки не значат, что на тебе поставили крест. Они говорят, что вот в этом месте тебе нужно поднажать. И вообще несогласие с любой ситуацией — мотиватор двигаться дальше.
— В Физтехе придется круглосуточно «ботать».
— Это звучит как вызов, который хочется принять.
Говорят, что там сложно, многие из-за сильной нагрузки отчисляются. Но я люблю сложности.
Наверное, тоже черта перфекциониста — осилить все сложности и стать профессионалом. Пока без понятия, что потом делать с этими знаниями. Пока главное — получить базу.
— У тебя есть какая-то жизненная философия?
— В моей жизни главный принцип — это стабильность. Не столько внешняя, сколько внутренняя. Хочется размеренности, чтобы на все оставалось время. И еще мне нравится мысль о том, что дорогу осилит идущий.
Фото: Юлия Иванова