Без репетиторов, курсов и онлайн-школ. Как Ксюша сдала ЕГЭ на 300 баллов
Фото: Жанна Фашаян
Фото: Жанна Фашаян
В этом году в России 17 выпускников набрали по 300 баллов за три ЕГЭ. Такой результат получила Ксюша Горб. Она сдавала русский, профильную математику и информатику. Ксюша долго училась в кадетской школе, но поняла, что ей интересно программирование, и круто изменила свою жизнь. О непростом выборе, экзаменах и поступлении в один из самых престижных технических вузов страны — читайте в интервью «Правмиру».

Внутренний надзиратель 

— Как получилось, что за 11 лет у тебя не было ни репетиторов, ни онлайн-школ, ни курсов?

С кем-то реально надо заниматься и смотреть, делает ли он домашку или придет и скажет «я сделал» а в тетрадке пусто. Со мной такого почему-то не было. Наверное, с рождения во мне сидит внутренний надзиратель. Я всегда сама справлялась с уроками, даже готовила пересказы. У нас в семье так не делал никто. И в началке мне помощники были просто не нужны, я все успевала по программе. Зачем кто-то дополнительно? 

Все говорили, что я гиперответственная. Когда я поступила в кадетскую школу, эта гиперответственность немного прошла. Я жила в пансионе и видела, что можно обойтись без нее. О репетиторах тогда речи не шло, потому что у нас были прекрасные учителя, я могла подойти к ним и попросить о помощи или узнать в интернете, что меня интересует. 

Ксюша Горб

Училась я хорошо, в 9-м даже стала отличницей, а до этого то по русскому, то по истории были четверки. Мне хватало того, что рассказывали на уроках. Потом я поступила в ЦПМ (школа «Центр педагогического мастерства», нацеленная на олимпиадную подготовку и углубленное изучение предметов. — Прим. ред.) и в 10-й класс пришла с установкой, что до сих пор у меня не было репетиторов — и это, кажется, круто. В них по-прежнему не было надобности.

Вот в 11-м надобность появилась, но я не хотела подстраиваться под чужое расписание. В онлайн-школах, например, у тебя дедлайн — к нему надо решить такие-то задачи. А я понимаю, что вот эти задачи решу за две минуты, вот на эти мне потребуется больше времени, а вот эти мне прорешивать вообще не надо, там и так все ясно. Поэтому мне проще самой структурировать свое время.

— Много школ, давай по порядку. Что тебя привело в кадетскую?

— Я родилась на Крайнем Севере, в маленьком закрытом городке, о котором никто не знает. Мой папа, мой дядя, дедушки — военные подводники. Потом мы переехали в город побольше, там у нас были соседи: их дочь училась в кадетской школе в Москве. Мы дружили, они нам посоветовали эту школу, и старшая сестра решила туда поступить. Она первая переехала в Москву, в пансион, потом рассказывала мне прекрасные истории о том, как ей там нравится, какие там классные преподаватели и общество. После этого я тоже захотела поступить в кадетку. Очень стремилась, работала, готовилась к вступительным. 

— Когда поступаешь в кадетку, это подразумевает в будущем военную карьеру?

— У мальчиков, скорее всего, да. У нас необычная кадетка, она только для девочек. Туда поступают дочери военнослужащих, но никто не заставляет их дальше работать в военной сфере. Если вы хотите быть военнослужащими — шикарно. Если нет — ничего страшного, можете учиться в свое удовольствие. 

К тому моменту, когда я поступала, мы уже перебрались в Москву, чтобы сестре было проще ходить в увольнения. Их можно брать раз в месяц на одно воскресенье. Обычно родители забирают дочерей домой, а сестру никто не забирал. Мы переехали, купили квартиру — и я тоже поступила. Проучилась там пять лет и обожаю это время, там правда классные условия. 

Мне нравилось, что мы жили в общаге, у меня было много друзей, я нашла там свою нишу, мне было очень комфортно.

Образование абсолютно разностороннее: я занималась танцами, пела в хоре, мы часто выступали. Возможностей — туча. Очень хорошие учителя, понимающие и слышащие. 

Быть худшей среди лучших

— Если все так классно, почему ты не доучилась до конца?

— Захотела еще больше погрузиться в науку. С 7-го класса я углубленно занималась физикой и математикой. Мне нравились эти предметы, потому что там мало чего надо учить. Я не очень люблю учить, у меня это не получается. А математику и физику я понимала, по физике готовилась к олимпиадам. У нас проводили всеармейские олимпиады между училищами, мы занимали призовые места среди мальчиков. 

Тогда же я познакомилась с программированием, выучила Python — просто сестра посоветовала пройти курс на Stepik. Это онлайн-платформа, где есть бесплатные курсы абсолютно на разные темы. И мне понравилось программировать. 

В 8-м классе почему-то решила написать школьный этап Всероссийской олимпиады по информатике за 9-й класс. Просто мне было интересно попробовать, и получилось неплохо, я прошла на муниципальный. Но его писала все-таки за 8-й класс, меня уговорили не испытывать удачу. 

Потом я ездила на какие-то сборы по информатике, там был язык программирования С++. Я расстроилась, что в нашей школе этому не учат, на уроках проходили только Pascal. Это хороший язык, но С++ меня интересовал больше. 

— Ну и возможностей он больше открывает — в то же олимпиадное программирование, например.

— Да, и в конце 9-го класса я решила, что хочу больше информатики. Но пансион — все-таки закрытый, оттуда сложно выбраться на курсы. Даже просто так не выйти: никаких магазинов, передачек, один раз в месяц увольнение, зимние и летние каникулы, и все. 

А так как в 9-м классе я попала на заключительный этап Всероссийской олимпиады по русскому, меня пригласили в ЦПМ, просто пришла рассылка: «Не хотите поступить к нам в школу на профиль русского языка?» Тогда я подумала, почему бы не поступить в какую-нибудь школу, но на профиль информатики? Посмотрела ЦПМ: на русский меня бы зачислили просто так, а на информатику надо было пройти вступительные испытания, и меня взяли бы на бесплатное. Экзамены непростые, я написала чуть ли не на порог. Проходной балл был 70 из 100, у меня — 71. 

— Что сказали родители в самом начале, узнав про такой поворот?

— Поддержали, потому что это мое будущее. Я хотела развиваться в области олимпиадного программирования и знала, что потом будет легче поступить в вуз, легче понять, нравится мне эта сфера или нет, легче устроиться на работу. И мама с папой — всегда за развитие. 

Я выбрала ЦПМ, зная, что иду на заочку — профиль информатики был только там. Жизнь одна, давайте попробуем. Тем более там правда очень сильные ребята, и лучше быть худшей из лучших, чем просто лучшей… не могу сказать «среди худших», потому что в пансионе были умнейшие девочки. Но я могла пойти в еще более сильный коллектив.

Либо переволновалась, либо не повезло

— Как выглядела твоя учеба?

— По тому профилю, на котором ты обучаешься, идет не школьная программа, а углубленная. Не знаю, что проходят в обычных школах в 10–11-м классах по информатике. Мы занимались алгоритмами и структурами данных. Математика была более школьная — она считалась профильной, но все-таки мы шли по школьной программе. 

Расписание не очень загруженное. Бывала и одна пара в день, а бывало и четыре, в среднем — две-три. Встаешь, включаешь зум, камеру, микрофон и слушаешь лекции, делаешь, что говорит учитель. 

Базовые предметы тоже проводили в зуме — русский язык, литературу, английский, информатику. Остальные нам давали в виде дистанционных курсов. Раз в неделю открывался видеоурок, и по нему потом были тесты. На это не уходило много времени, и это одна из причин, почему я выбрала ЦПМ. Я занималась информатикой и программированием, а другие предметы могла делать, когда есть свободная минутка.

На досуге кто-то из одноклассников программировал, кто-то писал разные раунды на Сodeforces — это платформа, где желающие со всего мира решают задачки. Кто-то занимался хобби, кто-то ходил на допы, на курсы от «Тинькофф» — туда агитируют всех олимпиадных прогеров. Мне кажется, все всероссники проходят через «Тинькофф»-образование.

— Ты занималась этим крутым программированием с прицелом на ЕГЭ или олимпиады?

В 10-м классе я только пришла в ЦПМ, узнала, что существуют алгоритмы, на которых строятся олимпиады по программированию, и решила сделать упор на них. В том году у меня был более-менее успешный олимпиадный сезон. Конечно, Всероссийскую олимпиаду я не взяла, но получилось стать призером Московской олимпиады школьников. Это хорошая олимпиада первого уровня.

Но в 11-м классе все было более плачевно. Я тоже пришла на Московскую олимпиаду и понимала, что очень хочу хорошо выступить, потому что некоторые университеты принимают олимпиадные достижения только за 11-й класс. Но в этот раз я сильно волновалась: «А вдруг знаний не хватит?» Я учила алгоритмы второй год, знала какие-то сложные интересные вещи, но мне это не помогло вообще никак. 

Оказалось, что на олимпиадах многое зависит от психологического состояния.

Я расстроилась, конечно, хоть у меня и был диплом за 10-й класс, который давал БВИ (право поступления без вступительных испытаний. Прим. ред.) в разные вузы России. Но не туда, куда я хотела.

— Это куда?

— В Высшую школу экономики на прикладную математику и информатику. Еще я помнила о Физтехе и рассматривала Иннополис под Казанью — там училась моя сестра: образование неплохое, полностью на английском, стипендии высокие, общежития классные. БВИ у меня было точно в ИТМО, в СПбГУ, в Иннополис, в ВШЭ практически на все направления, связанные с информатикой, кроме прикладной математики и информатики. Туда, кстати, идут практически все олимпиадники, и в этом году их было даже больше, чем бюджетных мест. 

Насчет Физтеха у меня была установка, что там сложно, туда идут учиться 24 на 7. А как же студенческая жизнь? А как же веселиться и радоваться жизни? Возможно, именно из-за этого большинство олимпиадников выбирают «Вышку». Там поменьше учебных часов, тоже очень хорошая программа, много возможностей, прекрасное коммьюнити. И я тоже была нацелена туда.

Математика у меня была все время в пролете, с олимпиадами ничего не вышло. Я расстраивалась, потому что в 10-м классе у меня по ней было реально много перечневых олимпиад, а в 11-м — ни одной. И к весне оказалось, что у меня нет не только БВИ на прикладную математику и информатику, но и олимпиады, дающей 100 баллов за ЕГЭ по математике. Оставались экзамены. Я это осознала…

Сдать досрочно, чтобы уехать на отдых

— Дальше будет мастер-класс о том, как подготовиться к ним за три месяца.

— В принципе, если ты два года готовишься к олимпиадам, почему тебе должно быть сложно написать ЕГЭ? Просто выучи структуру, заботай те задания, которые тебе не особо знакомы. У нас в школе последние полгода на уроках математики готовили именно к ЕГЭ. 

Помню, мы очень много времени тратили на геометрию, а это мое слабое место. Благодаря тому, что мы много решали на уроке и было много домашек, я научилась ее не бояться. Те задания, которые мы не успели пройти, я нарешивала сама: быстренько посмотрела разные видео. 

Про параметр, например, смотрела Бориса Трушина в YouTube. Он просто подряд решал интересные, а не однотипные номера, и это было очень полезно. С последним заданием особо не возилась — тоже посмотрела разборы, но не видела смысла открывать «Решу ЕГЭ» и ботать каждое такое задание, потому что это практически олимпиада. Увижу — там додумаю. Так и получилось.

— Информатика?

— Здесь занятно, потому что я сдавала досрок. Идея сдать тот предмет, который ты знаешь, в 10-м классе или в досрок не такая уж плохая. У меня есть подруга, которая сдавала информатику в 10-м классе. Сдала на 100, выдохнула.

— А что, так можно было?

— Можно, но многие не в курсе. Единственное, потом нельзя пересдать в 11-м.

Но если ты уверен, если ты хочешь разгрузить себя перед ЕГЭ по предмету, который вообще не знаешь, то почему бы не сдать достаточно легкую информатику в 10-м классе? 

Но, если честно, лично я побоялась, хоть в конце 10-го класса нам уже давали ознакамливаться с вариантами ЕГЭ и структурой экзамена. Конечно, были задания, которые я пропускала, например, на теорию игр. Каждый раз там огромное условие, я не могла вчитаться и осознать, чего от меня хотят. Но это единственные задания, которые мне тогда были непонятны. 

А в начале 11-го класса наметилась поездка в санаторий, родителям выдали путевки — но на даты, когда у меня стоит ЕГЭ по информатике. У меня был выбор: либо писать досрок, либо не ехать отдыхать. И я сначала испугалась. Я не так, как все? Одна пойду писать досрок? Кто меня подготовит? Но и отдыхать хотелось. А досрок неплох по нескольким причинам. 

Ты разгружаешь себя на будущее, освобождаешь время на подготовку к экзаменам, за которые больше беспокоишься. Вторая причина то, что совсем немного людей сдают экзамены досрочно, поэтому тебе будет сложно заразиться паникой от окружающих. К тому же результаты экзамена ты узнаешь довольно скоро.

Для сдачи в досрок нужна аттестация по предмету, но для нее у меня уже стояло достаточное количество оценок, поэтому меня допустили.

— Как ты успела подготовиться?

— Начала, когда подала заявление о том, что пишу досрок. Хотя не знала, как буду это делать… Поначалу даже думала: «Может, мне репетитора все-таки взять? Что-то я боюсь». Но потом передумала. Я верила в свои силы. 

Подруга скинула неплохие курсы на Stepik — уже со всеми новыми заданиями. Я пролистала теорию, стала нарешивать практику и параллельно вести конспекты на компьютере — просто добавляла ссылки на каждое задание, где есть подводные камни. «В этом задании иногда надо перебрать количество чисел. Обрати внимание, что число не может начинаться с нуля». 

Скорее всего, репетитор скажет, где эти подводные камни. Но мне пришлось выискивать их самостоятельно.

Теорию игр и олимпиадную задачу я оставила на десерт — на последнюю неделю. Посмотрела видео, а за день до ЕГЭ нашла вариант прошлого года, быстро его решила без ошибок и успокоилась. 

— Как было с русским у технаря?

Для технарей это больная тема! Но мне повезло с кадеткой, преподаватель дала очень сильную базу. С нас много требовали, и это хорошо. Сдавая домашки, мы полностью рассказывали, почему ставятся, например, эти знаки препинания или по какому правилу мы вставляем эти буквы. 

У меня была толстая тетрадка для правил — кстати, она помогала даже в олимпиадах. Я хорошо писала олимпиады по русскому, в 10-м классе даже стала победителем «Высшей пробы» (олимпиада ВШЭ. — Прим. ред.). В своей школе по русскому я не была лучшей, естественно, но в ЦПМ поняла, что база у меня неплохая.

На моем профиле русский был направлен сразу на подготовку к ЕГЭ. Нам давали правила, исключения, я что-то новое узнавала, но особо не напрягалась. А в 11-м классе, в конце года нас научили писать сочинения по шаблону, что очень важно. У меня алгоритмический склад ума, поэтому не было никаких трудностей найти в тексте связь и написать об этом. И где-то за месяц до экзамена я подумала, что все-таки варианты прорешивать тоже надо, и открыла сборник Ирины Цыбулько.

— Очень легкий сборник, мне кажется.

— Правда? Мне так не показалось. Я узнала что-то новое и попыталась все структурировать, выписала это в тетрадь. Благодаря этому на экзамене ничего нового для меня не было. Конспекты правда очень помогли. Ты раз написал, перед экзаменом повторил — поздравляю, у тебя лучшие результаты.

«Гармонично, но чего-то не хватает»

— Ты мечтала поступить в «Вышку», но пошла в Физтех. Почему?

— Я мечтала о «Вышке», потому что все мечтали. Но когда появилась возможность выбора, хорошенько взвесила все за и против и поняла, что готова учиться 24 на 7.

Мне кажется, в Физтехе, если меня нагрузят учебой, я свыкнусь. Молюсь, чтобы я нашла людей, с которыми смогу разделить эту участь (смех).

Плюс в том, что в Физтехе абсолютно всех студентов селят в общагу (Физтех находится в городе Долгопрудном Московской области. Прим. ред.). Ты можешь пойти познакомиться с кем угодно и ботать вместе. Тем более я привыкла очень много учиться в кадетке, а учить то, что тебе нравится, особое удовольствие.

В «Вышке» меня бы в общагу не заселили, а к 18 годам хочется уже быть более независимой от родителей.

Еще мне важно играть на фортепиано. Меня это хорошо расслабляет и разгружает голову. Надеюсь, в Физтехе у меня будет такая возможность. Если ребята захотят создать музыкальную группу, я буду очень даже за. 

— Когда музыка появилась в твоей жизни?

— Она у меня была до 4-го класса включительно, я экстерном окончила музыкалку на золотую медаль, играла на скрипке. Фортепиано было дополнительно, я училась на нем только два года. Играла этюды, ничего особенного. Возможно, из-за того, что это не было моим профилем, сейчас фортепиано мне так нравится, и я играю на нем до сих пор. Помню, даже в пансионе постоянно старалась найти возможность поиграть. Ну а в 10-11-м классе времени на фортепиано было еще больше

— Складывается впечатление, что у тебя все было слишком гармонично, по крайней мере в последние два года. Я права?

— Все слишком гармонично, меня это даже немного смущало. Помню, как в пансионе много стрессовала, волновалась. Возможно, даже иногда выгорала, уставала, но социум это как-то компенсировал и заряжал энергией. Нагрузка была сильней, я к этому привыкла за пять лет, и мне даже нравилось, что я так загружена. Я реально бегала по пансиону, чтобы успеть из одного места в другое. 

А в 10–11-м классах мне приходилось все структурировать самой. Я удивилась к концу школы.

Звоню подруге и говорю: «Я за два года почти ни разу не испытала стресса, особенно по учебе». Училась в свое удовольствие.

Не знаю, было ли это так эффективно, как в пансионе, но мне нравилось — наверное, эффективно. Хотела позаниматься спортом — занималась. Хотела пообщаться с друзьями — общалась. Хотела сочинить мелодию — сочиняла. Меня никто не заставлял. Гармонично? Гармонично. Но как будто чего-то не хватало.

— Общества?

— Да, от меня никто ничего не хотел, никто не врывался в комнату со словами: «Ксюша, объясни мне эту задачу, я ничего не понимаю! А я тебе шоколадку дам». Но ко всему привыкаешь.

«Там будут одни гении»

— Не боишься, что в Физтехе будут одни гении?

— Там будут одни гении. Но я поступала в ЦПМ по нижней границе, а сдала ЕГЭ на 300. И в Физтехе надеюсь вытянуть как-нибудь. Попробую влиться в коллектив, чтобы мне там было комфортно.

— Где бы ты хотела применить себя в будущем?

— Это еще одна причина, почему я иду в Физтех. Мне нравится IT, но какая именно из областей придется по душе, не знаю. Может быть, мне захочется пойти на математику, на машинное обучение, в финансовые организации, в науку. Понимаю, что мне точно не понравится просто писать код или искать в нем ошибки. Хочется чего-то более интересного и сложного. Это как будто бы что-то околонаучное, а околонаучное — это Физтех. 

Было бы идеально, если бы я могла работать из любой точки мира со свободным расписанием, заниматься тем, что придется по душе, и получать за это деньги.

Моя сестра закончила Иннополис, работает в IT. Я смотрю на нее — она успешный человек, у нее есть свобода передвижения и все для счастья. Наверное, хочется так же. 

Очень сложно говорить о будущем сейчас. Может быть, я найду спутника жизни — и мне вообще будет все равно, кем и где работать. Мы уедем на острова или в Сибирь, кто знает. Много факторов, о которых я не могу судить.

— У тебя есть какая-то жизненная философия?

— Сделай все, что можешь. Это девиз нашей семьи. Если не получилось, ты знаешь, что сделал все, что мог. Есть еще моя любимая фраза из «Горя от ума». Все мы со своими странностями, поэтому, если меня называют странной, иногда отвечаю: «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож». 

Не задумываюсь о смысле жизни, но мне хочется оставить что-то для будущих поколений, чтобы они могли этим воспользоваться. Наверное, пока я молодая, хочется стараться делать все, что в моих силах, но и больше жить моментом. Надеюсь, получится что-то значимое и я буду этим гордиться. А пока плыву по течению. 

Фото: Жанна Фашаян

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.