Безалкогольный день святого Патрика
Точно также в позднем СССР народ на Пасху пек куличи, разговлялся и массово устремлялся на кладбища, чтобы хоть как-то ощутить свою причастность к неким древним традициям, главные смыслы которых были уже к тому времени аннигилированы пропагандой и террором.
Хорошо ли это? Ответ на этот вопрос зависит от того, с какой колокольни посмотреть. С одной стороны — профанация. С другой — повод. Кроме того, сама по себе идея карнавального празднества или просто дружеского общения за кружкой эля еще не несет в себе никакого антихристианского начала.
И Христос разделял трапезы со Своими учениками, не гнушался посещать дома самых презренных израильтян, работавших в налоговой сфере, и вообще призывал в некоторых притчах всех нас прийти на царский или брачный пир. Тем самым образ пиршественного отдохновения от серых будней и суеты вошел в число символов той радости, что ожидает верных и избранных в Небесном Царствии.
Поэтому я бы усматривал в том, что в масштабах планеты какие-то очень важные вехи календаря размечены именно христианскими гиперссылками, все же действие Промысла Божия, а не коварство врага рода человеческого. Последний лишь паразитирует на этих напоминалках, на этом робком стуке в дверь, подсовывая уже свои всплывающие подсказки. Дескать, день святого Валентина сводится к эротическим приключениям, а день святого Патрика — к тому, чтобы упиться в хлам.
Но наша ответственность и миссия заключается как раз в обратном. В том, чтобы вспомнить о реальных событиях, о великих древних святых миссионерах-епископах Валентине и Патрике, чей подвиг был запечатлен в сердцах обращенных ими людей. Я уже не говорю о Рождестве Христовом, превратившемся в месяц распродаж.
Если говорить о Патрике Ирландском, то здесь нам повезло. Помимо преданий и легенд, существует и достаточно подробное изложение событий его жизни.
Перу Патрика принадлежит текст, дошедший до нас из глубины раннего христианского средневековья. Это написанная на латыни «Исповедь», перевод которой был опубликован в журнале «Альфа и Омега» и размещен на «Правмире».
Из этого текста мы узнаем, что автор этой духовной автобиографии жил в V веке еще до обращения франков в христианство (496 год). В юности был обычным британским недорослем, не верившим в Бога и совершавшим какие-то неблаговидные поступки (более конкретной информации текст не содержит). Происходил из знатной римской семьи. Его родители были христианами, более того, дед пребывал в священном сане пресвитера, однако сам Патрик еще не был крещен. Жили они в Британии.
Конец подростковому разгильдяйству героя нашей истории положили пираты.
В 16-летнем возрасте он попал в плен в ходе нашествия разбойного верховного короля Ирландии, известного под именем «Ниалла Девяти Заложников», был обращен в рабство и перевезен в Ирландию, где шесть лет пас овец. Автор «Исповеди», однако, принимает эти напасти с благодарностью.
Он пишет о том, что именно тогда он начал обращаться к Богу с плачем и упованием вернуться на свободу. Его молитва была услышана. Патрику удалось бежать. Не имея ни денег, ни покровителей, он сумел упросить язычников, отправлявшихся в Галлию, взять его на корабль.
Мореходы не прогадали. По молитвам молодого человека совершались чудеса. Например, однажды, после того, как судно пересекло Ла-Манш и пассажиры отправилась далее в путь по суше, у них закончились продукты, и тогда язычники сказали Патрику, что его час пробил и настало время ему походатайствовать об их нуждах.
Патрик предложил им всем вместе обратиться к Творцу мироздания. В ответ на их молитву, как пишет автор «Исповеди», «на дороге перед нашими глазами появилось стадо свиней, и мои спутники многих из них убили, и две ночи оставались там, восстанавливая силы, и они окрепли благодаря этому мясу, ибо многие из них изнемогли и, еле живые, были брошены по пути. После этого они воздали усердную хвалу Богу, и я был в почете перед очами их».
Претерпев разные скорби и даже второй раз попав в плен, правда, на этот раз на два месяца, Патрик, согласно преданию, добрался до знаменитого Леринского монастыря, что был основан в 410 году на острове на Лазурном берегу, подвизался там, принял священный сан, вернулся в Британию к родителям, а затем был в таинственном видении призван назад — в страну его рабства Ирландию, чтобы обращать язычников ко Христу.
Собственно, в этом служении слова, в этом свидетельстве о Распятом и Воскресшем Иисусе, посланном Богом Отцом для того, чтобы откликнувшиеся на Его благовестие получили Дары Духа Святого и стали Причастниками Его Тайной Вечери, в этих миссионерских чудотворениях и крещениях и прошла вся дальнейшая жизнь епископа Патрика Ирландского, прославленного в лике святых неразделенной Церкви.
Русская Православная Церковь почитает память этого святого. Его имя есть в святцах.
И я знаю замечательного трехлетнего Патрика, чья дочка, если Бог благословит, может получить имя Елисаветы и именоваться, по точному замечанию диакона Андрея Кураева, сказочной «Лисой Патрикеевной».
Но это в будущем, а пока мы можем праздновать этот день как день памяти святого, чья «Исповедь» говорит о его вере и его комплексах (он, скажем, переживал по поводу своей плохой латыни), о его почитателях и недоброжелателях (о его юношеских грехах всем поведал его давний тогдашний приятель, препятствуя его посвящению в сан), но самое главное — о Христе, спасающем всех, кто бы не обратился с любовью к Нему.
Русская Православная Церковь отмечает день памяти святого Патрика 30 марта — это 17 марта по старому стилю.