Бездетный брак. Часть 2. Бездетность – дар Божий
Бездетный брак. Часть 1. Цель брака – спасение
Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно, чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей — целомудрие.
Святитель Иоанн Златоуст († 407)
— Батюшка, а в бездетности есть свои плюсы?
— Миссия супругов, которые не имеют детей, ближе подвигу апостольскому, мученическому и преподобническому. Преподобные, апостолы и большинство наших святых имели одиночный уклад жизни, они монашествовали и подвизались во славу Божию.
Одинокий образ жизни, жизни без детей, дает возможность раскрыть всю душу, посвятить себя полностью Богу. Ведь мы знаем, что забота об очаге, о семье иногда удаляет от Господа. Помните, как апостол Павел писал, что хотел бы, чтобы все были такие, как он, а он старался жить без греха, был человеком бездетным, как известно. Более того, он писал также, что жена думает о том, как бы угодить мужу в первую очередь, а муж думает только о том, как бы в первую очередь угодить жене, соответственно, семье и детям.
Вспомним преподобномученицу Елизавету и ее мужа великого князя Сергея Александровича Романова. Они были тоже бездетными. Великий князь Сергей Александрович был градоначальником Москвы и построил много новых церквей, основывал богоугодные заведения, открывал приюты. Он погиб в конце крамолы 1905 года. Великая княгиня Елизавета после утраты мужа становится монахиней. Она помогала монастырям, храмам, возрождала лучшие традиции на Руси. Потерпела мученическую кончину в Алапаевске, прославляется как преподобномученица
И в этом случае мы видим, что отсутствие детей отнюдь не мешало спасению. Спасение в подвиге самоотверженной любви – одна из главных христианских целей.
А дети — условие очень существенное и важное для спасения, но их отсутствие не означает, что нужно предаваться отчаянию. Наоборот, бездетность надо принимать как дар от Господа. У бездетных супругов руки свободны и они могут воспитывать духовных чад, принимая всех детей, всех кто требует помощи, заботы, ласки, а не ограничиваться своими родными кровинками. У нас же множество беспризорных! Хотя бы помочь одному из них добрым словом, погладить по головке, улыбнуться, накормить — разве это недоброе дело? Разве это не подвиг материнства и отцовства?
Не нужно замыкаться только в пределах своей уютной семьи, своего очага, своего круга. За этим стоит ограниченность нашего отношения к Богу. Семья простирается на всю Церковь, на малую церковь, но внутри Церкви Христовой Вселенской Церкви.
Семья составляет только клеточку во всеобщем организме Церковной жизни. Отсутствие детей не означает, что семья исключается из Тела Христова – из Церкви. Наоборот, она может приносить большую помощь Церкви, имея свободные руки, свободные средства и свободную жизнь. Для этого надо посвятить себя воспитанию детей, которых Сам Господь дарует для опеки бездетным родителям.
— Батюшка, иногда причиной бездетности становится бурная молодость. И мы каемся, во всем виним себя или наших супругов, но сделать уже ничего нельзя. Как простить себя или супруга, супругу?
— Да, аборты влияют на деторождение и часто лишают возможности родить полноценное дитя и даже делают браки бесплодными. Но это не означает, что надо опустить руки. Как апостол Павел говорит: задняя забывая, в передняя простираться, то есть не надо проклинать судьбу. Не надо хулить Бога, обвинять за то, что нет детей, и себя за то, что из-за абортов не можешь родить детей. Самое главное в отношениях с Богом — это чувство благодарности. Недаром Евхаристия это — благодарение. Если человек осознал и раскаялся в своих грехах, в таинстве исповеди и покаяния получил прощение, он должен забыть все, что связано с грехом. Когда мы все время вспоминаем, что была разгульная жизнь, аборты, лишившие возможности иметь детей, то мы должны понимать, что эти воспоминания являются бременем, которые топят семейный корабль Если будем замыкаться, то непременно отойдем от Господа, откажемся от Него…
Жизнь тех людей, которые до супружества прошли такие испытания как аборт, прелюбодеяние, но затем раскаялись, исповедались, в таинстве венчания покрывается любовью Божией. Теперь они вместе и должны думать о будущем, а не о том, что было. И для ближних своих трудиться в течение всей жизни, отрабатывая свой грех добрыми делами. Для этого Господь соединил их вместе, чтобы они своей богоугодной совместной жизнью искупили бремя тяжких грехов, в том числе и аборты.
Будущее в руках Божьих, надо быть ближе к Богу, чтобы наследовать это будущее. Все зависит от воли человека и его взгляда на жизнь и жизни, конечно, часто страдальческой. А разве у благоразумного разбойника было меньше грехов? Ведь он убивал, грабил людей и насиловал, но вошел в жизнь вечную. Вот это должно быть целью: войти в жизнь вечную. Каждый из нас является разбойником, но надо проявить благоразумие и, «забывая заднее, простираться только в переднее», памятуя, что оставшееся время нам дается ограниченно, для достижения этой цели, и каждый день может быть последним. Поэтому, повторюсь, когда над человеком тяготеют такие грехи как аборт, разбойная жизнь, наркомания, алкоголизм, которые препятствуют деторождению, то, получив на исповеди в таинстве покаяния разрешение грехов от Господа и творя добрые дела для заглаживания этих грехов, надо думать о том, как быть вместе и послужить Богу.
Надо смело отрешиться от греха и жить для правды. Царство Божие — это не пища и питие, а правда и мир радости. Жизнь супругов является духовно плодоносящей. Не только материально, не только на биологическом уровне рассматривается брак человеческий, когда дети рождаются, а когда и на духовном уровне рождаются дети, даже когда супруги становятся для Бога как дети, происходит как бы новое рождение. Как говорит Никодим: «Неужели может человек в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?»
В таинстве причащения у нас есть возможность обновиться и стать как дети. Супруги, которые, не имеют детей, уподобляются детям, и становятся такими по характеру и по восприятию. «Если не будете, как дети, не наследуете Царствия Небесного». Родители становятся как дети, и тогда супруги воспринимают друг друга как ребенка и они стараются относиться соответственным образом друг другу, помогая избавиться каждому от каких-то грехов, немощи, недостатков, поддерживать и воспитывать друг друга. Таким должен быть взгляд супругов друг на друга: как на наивного ребенка. Это помогает переживать все невзгоды и весь прошлый опыт и отверженность от Бога, которые остались за плечами. Дает возможность бездетным супругам жить полноценной семейной жизнью. Супруги себя воспринимают как детей и перед Богом они становятся как дети, становятся чадами Божьими и любящими супругами одновременно, любящими сыном и дщерью Бога.
О родительском долге
— Батюшка, а обязательно ли усыновлять детей, чтобы выполнить свой родительский долг? Как быть, если такой возможности нет?
— Нужно помогать ближним, можно служить примером для окружения, даже когда нет возможности взять детей из детского дома или для того, чтобы усыновить, требуется выполнить ряд недосягаемых условий.
Если по каким-то причинам супруги не могут усыновить ребенка, а в каких-то городах или поселках нет беспризорников, то они могут прийти к соседям и предложить помощь в воспитании детей. Думаю, многие согласятся, чтобы бездетные родители вошли в жизнь большой семьи и помогали воспитывать детей. Надо только искать такие возможности и не сидеть, сложа руки, ожидая, пока к тебе обратятся за помощью.
Я помню такие семьи в своем детстве. В 50-е годы было много бездетных родителей, которые приглашали и меня к себе. Пытались приблизить, угощали обедом, что-то рассказывали, проявляли свою заботу и ласку. Когда моя мать уходила на работу, они меня брали к себе. И я помню, что когда приходил к своим соседям, то получал все мне необходимое.
Все зависит от позиции самих супругов, как они относятся к ближним, которые требуют помощи, и активны ли они или просто замыкаются в своем горе бездетности, проклиная свою судьбу. Надо искать и действовать, как Господь говорит нам: «Ищите и обрящете! Просите и дастся вам! Какой мерой мерите, такой и отмерится вам», насколько вы возлюбите ближнего, настолько и вас возлюбят, в том числе и дети.
Во всяком случае, отсутствие детей — это не повод для того, чтобы заявлять о том, что жизнь обращена на поражение. Посмотрите вокруг себя и проявите любовь к тем детям, которые не имеют любви. Как много беспризорных! Надо просто выйти, посмотреть и найти способ приблизить их к себе. И такой деятельностью занимаются многие, иногда совсем даже не православные, а сектанты. В том числе представители таких сект, которые очень далеки от Православия, но они идут в народ и ищут сирот, беспризорников и брошенных детей, стараясь спасти их. Так же и могут сделать православные родители. Только не надо ждать, а самим идти. Господь призывает нас к активной творческой деятельности, к «соработничеству» с Богом, тогда не будет проблем. Господь дарует детей и все необходимое для спасения. Но отсутствие детей не означает, что спасение невозможно. Наоборот, спасение открывается во всей полноте, во всех возможностях для тех, кто ищет этого.
— Батюшка, очень трудно бывает семьям, оказавшимся на чужбине, найти утешение, когда вокруг нет родственных душ, нет даже православных храмов по близости.
— Интересный случай произошел с одной бездетной русской семьей, бежавшей через Дальний Восток и очутившейся в юго-восточной Азии. Мужу и жене пришлось жить в условиях, далеких от христианства – в буддийской стране, сейчас она называется Бирмой. Они не отчаялись и стали заниматься своим делом. Постепенно у них образовалась своя семья из тех бирманцев, которые их окружали и видели добрую жизнь супругов, их труды. Бывший купец шел работать, помогал людям, строил счастье своей семьи и ближних. Супруги вели миссионерскую деятельность вокруг бирманцев. Они собрали вокруг себя целую общину и, воспользовавшись случаем, когда из Китая прибыл православный священник, окрестили всех тех, кто их окружал. Таким образом появилась первая община в Бирме, которая постепенно укреплялась и просуществовала долгое время.
Бывают такие случаи: вдали от Родины люди ведут миссионерскую деятельность, не зная языка, своей любовью и делом просвещают сердца окружающих. В этом темном мире несут слово Божие. И они, будучи бездетными, имеют огромную семью и ее составляют те, кто пользуется добротою и помощью супругов. Эта семья растет за счет того, что к ним стремятся люди как на огонек. В нее приходят новые люди, они чувствуют любовь и добро и остаются.
А вообще, сейчас практически нет такой страны, где нет православной церкви. Если нет русской православной Церкви, наверняка есть какая-нибудь из пятнадцати поместных Церквей. Всегда найдется греческая Церковь или балканская, сербская, румынская и другие. Например, в Германии много церквей и жаловаться на то, что там нет слова Божия, мир далек от Православия, не приходится. Там даже строятся новые православные храмы, как и в других странах. Может, в какой далекой африканской стране, где и слово Божие еще не проповедано для всего народа, нет возможности найти православной церкви. Так было после революции, когда многие эмигранты бежали из России, спасаясь от мести атеистов, и оказывались в далеком Зарубежье. Многие из них попадали туда, где не было церквей или где, может, и были храмы, но другой деноминации.
Супруги могут оказать огромную помощь ближним, просвещая их. Когда нет детей, немощь может стать великой силой, если из замкнутости выйти на свет Божий и посмотреть, сколько людей вокруг ожидает просвещения. Супруги могут интегрироваться в жизнь своей чужбины и вдали от родины стать светильниками
Православия. Таким образом, духовных чад Господь сотворит им из тех камней, которые вокруг них.
В свое время в Москве жил очень дорогой мне человек – Вадим Николаевич. Он был бездетным и разведенным. Еще до войны его бросила жена, потому что он посещал храм, что противоречило политике партии, тем более что она преподавала иностранный язык в институте. Он безбоязненно стоял за веру и был гоним. Пришлось ему пройти и расстрельную камеру в Архангельской тюрьме, но Господь его сохранил. Он так и не женился. Оставшуюся жизнь он восстанавливал святые источники, в частности источник в 12 км от Троице-Сергиевой Лавры. Он собрал много свидетельств чудесных исцелений от этого источника, и предлагал построить там санаторий. Умер в 1982 году в возрасте восьмидесяти лет. Несмотря на его столь преклонный возраст, к нему до самой смерти тянулись молодые люди. Они учились на примерах из его жизни. Он был как талантливый режиссер большого оркестра, потому что обладал даром объединять людей, неся слово Божие. И ко мне относился как отец. Я посещал его через день, ведь тогда трудно было найти духовного отца. Он активно участвовал в моей судьбе.
После Владимира Николаевича я встретил другого старца, он умер недавно. Протоирей Андрей собирал вокруг себя большую семью. Нас было 15 человек, и мы все стали священниками. Он относился к нам, как отец, строго, но с любовью. Отец Андрей всегда говорил, что если Господь любит, Он бьет, если не бьет, значит, мы недостойные чада.
Нет таких непроходимых пропастей и всегда можно найти себе человека близкого по духу при желании. Надо искать и просить Бога.