Убийство молодого человека в московском районе Западное Бирюлево привело к массовым беспорядкам, в ходе которых были задержаны около 400 человек. По записи с камер наблюдения предполагают, что убийца — неславянской внешности.
Погромы — свидетельство недоверия к властям или провокация экстремистов? Приведут ли такие акции к эффективной работе правоохранительных органов, и какие действия должны быть предприняты в отношении мигрантов? Чем может кончиться противостояние?
Между жителями Бирюлево и властями нет диалога
Протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии:
— Я думаю, можно только выразить сожаление по поводу того, что беспорядки так и остались беспорядками, то есть неким хаосом, неорганизованным движением, в котором с обеих сторон участвовали люди, не слушавшие и не слышащие друг друга. Жаль, что этот трагический повод не стал причиной и содержанием диалога. Не возникло никакого обсуждения, никакого круглого стола, где стороны могли бы что-то обсудить.
Вообще поражает отсутствие объективного, серьёзного, существенного разговора. В принципе не возникло общественного места, где заинтересованные люди, которые представляют разные стороны, могли обсудить проблемы. Всё словно произошло в немоте, ни с той, ни с другой стороны не последовало никаких обращений или заявлений. Все слова, возникающие по поводу этих беспорядков, возникли лишь в Интернете. Ни один человек, представляющий федеральную или муниципальную, московскую, власть, не высказался по этому поводу.
Что-то происходит внутри власти, но никто этого не знает. Между народом, который представляют жители Бирюлево, и властями нет никакого диалога. Это словно не сообщающиеся сосуды. От самих кавказцев тоже просачиваются лишь какие-то частные мнения. А ведь происшедшее — это повод выстроить важный диалог и даже полилог, в котором должны участвовать несколько сторон. Трагедия в том, что сейчас вместо этого происходит немая, грубая силовая борьба, в которой совершенно непонятно, кто за что выступает.
На мой взгляд, до тех пор, пока стороны не сядут за стол переговоров, эта борьба ничем не кончится. Любой результат может появиться только тогда, когда начнётся какой-то диалог. Ведь все войны заканчивались переговорами, и только. Все они заканчивались какими-то договорами, перемирием или подписанием капитуляции. Но всё равно в конце были только переговоры и подписание какого-то контракта. Мы можем посмотреть на то, как это происходит в Израиле: только с помощью договора о разделении территорий, о ненападении и взаимном уважении и соблюдении определённых правил.
Пока же не начинается конструктивный диалог, видимо, будут продолжаться хаотичные вспышки силового давления друг на друга.
Погромы — это беснование
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах:
— Подобные спонтанные всплески агрессии действительно есть результат долго копящейся злобы, ненависти. Проблемы накапливаются и внезапно выливаются в безумные зверские акции. А многочисленные рассуждения в прессе, в интернете, где-либо еще о том, что «инородцы», «кавказцы» позволяют себе творить на нашей родной Светлой Руси беззакония, подливают масла в огонь и провоцируют такие вещи.
Проблемы есть – это очевидно. Преступность очень высока, безнаказанность преступлений тоже. Люди чувствуют себя беззащитными перед силами зла, перед преступностью. Полиция не дает человеку поводов верить в то, что если он туда обратится, получит защиту, что если совершается преступление, будут приложены все силы, использованы все методы, чтобы это преступление раскрыть.
Но когда пьяный дядя Вася избивает свою жену, это почему-то считается нормами нашего быта, а когда похожим образом проявляет себя кто-то из людей другой национальности и культуры, это вызывает прилив национальных чувств в защиту самоидентичности. А беззаконие и то, и другое. И станицу Кущевская терроризировали не кавказцы и не трудовые мигранты. Агрессия же всегда ищет идеологического противника и находит его.
Не понимаю, о каком положительном эффекте говорят некоторые. Что может быть положительного в погроме, когда человек теряет свой облик, превращается даже не в животное, а в какое-то дикое, бесовское создание, которое уничтожает всё на своем пути? В этом состоянии он даже не способен оценить, что творит, а под руку попадают совсем невинные люди. Забивают ногами, убивают первого, кто попадется. Это уже не люди, а страшная масса существ, гонимых бесовской силой, масса, которая уничтожает всё вокруг себя. Беснование – по-другому это нельзя назвать.
Такие всплески могут приводить к крупным противостояниям. Если захотят сделать из людей управляемую, агрессивно настроенную толпу, делается это быстро. В отечественной и в мировой истории немало примеров того, как управляется озверевшая толпа, как она устраивает погромы, сжигает дома, убивает ни в чем не повинных людей, детей, женщин. Давайте вспомним кишиневские погромы. Или погромы на Западной Украине, которые учиняли над евреями украинские националисты. Вспомним, что такие же погромы были и в нацистской Германии, и в средневековой Европе. Сегодня такие же погромы учиняют в Сирии над христианами. А сценарий всегда один – толпой управляет идеология и эта идеология оправдывает любое преступление.
Конечно, у нас нет нормальной миграционной политики, но я не уверен, что люди, совершившие преступление – мигранты. Те, кто приезжает с Северного Кавказа – не мигранты, а такие же граждане России, как мы. Это жители российских республик: Дагестана, Ингушетии, Чечни. Именно они часто бывают фигурантами в подобных столкновениях на какой-то почве. Они не мигранты. Но и правильно выстроенной национальной государственной политики у нас нет.
А русское национальное самосознание сегодня существует только в противостоянии чему-то другому, инородному. Страшно, когда русские люди могут себя идентифицировать как русских только по отношению к другим. Россия и Америка, русские и кавказцы, русские и еще кто-то… Не сами по себе русские, не сама по себе Россия, а Россия в противопоставлении какому-то уже существующему «врагу». Не сам по себе русский человек хорош, потому что у него есть великая русская культура, наследие русской святости, история. Людям, которые идут толпой громить палатки «инородцев», «черных», как они их презрительно называют, это по большому счету неинтересно. Они не знают ни русской литературы, ни искусства, ни истории, по сути далеки от того, что называется Россией. Но они будут идти в черных майках с надписью «Мы русские, с нами Бог», потому что есть нерусские. В этом величайшая трагедия сегодняшнего русского национального самосознания, патриотизма. Русский патриотизм существует сегодня только как оппозиционный патриотизм по отношению к тем, кто нерусский, но не существует сам по себе, как существовал у славянофилов – русских националистов XIX века, представителей настоящей духовной культуры.
Акция в Бирюлево направлена на расшатывание России
Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:
— В официальных отчетах о событиях в Бирюлево речь идет о возбуждении дела по статье «хулиганство». Я, конечно, не специалист в юриспруденции, но всё же слишком очевидно, что это не просто хулиганство (тысяча организованных хулиганов?), а заранее организованная (и хорошо организованная) акция. Очень похоже на то, что происходило в России в конце XIX – начале XX века, когда расшатывали царскую Россию, чтобы она рухнула. И она, как всем известно, рухнула.
Если сейчас будут искать конкретных погромщиков, кого-то, конечно, арестуют (уже, наверное, арестовали), докажут, что он что-то натворил, присудят к штрафу или чему-то худшему. Но это не решение проблемы, когда мы имеем дело с организованной акцией. Не знаю точно, в компетенции МВД или ФСБ такие вопросы, но власти, на мой взгляд, должны выяснить настоящие причины. «Спонтанный всплеск народного гнева» — в это невозможно поверить.
Молодого человека, которого убили, жалко, и надо найти убийцу и поступить с ним по закону. Но всё, что происходило потом, направлено на расшатывание России. Никаких положительных программных лозунгов, кричат: «Россия», а что будет с Россией, если погромщики возьмут в ней верх? Это мы видели на примере как раз России 20-х годов и Германии 30-х. И при чем тут несчастные работяги с овощной базы? Кого-то из них избили, кого-то до смерти напугали, хозяевам базы причинили материальный ущерб – какая польза от этого нашей Родине?
Абсолютно деструктивная акция, которую должны проанализировать профессионалы в государственных органах. Очень плохо, если ее будут рассматривать просто как хулиганство или всплеск народных чувств. Ну и что с того, что какие-то глупые люди с колясками пришли на эту потасовку? Грешно бессмысленно рисковать жизнью и здоровьем младенцев.
Любые беспорядки кто-то организовывает – есть целая наука, как это делать. Из истории известно, что люди, которые зачастую сами живут комфортно, вбрасывают в массы разрушительные идеи, раскручивают не лучшие человеческие чувства. Известно, что в толпе человек становится другим, способным на то, что один никогда бы не сделал. А в толпе в нем просыпаются самые низменные инстинкты, и он начинает совершать ужасные вещи.
Я посмотрел несколько роликов – не увидел ничего конструктивного, только ворота ломают, туалет переворачивают, стёкла бьют. Вроде бы бессмыслица. Но организаторы таких погромов сознательно и методично приучают людей к беспорядкам, к тому, что можно не слушаться законной власти, громить, убивать. Конечно, власть у нас не без недостатков, но лучше такая власть, чем полная анархия.
Кому-то может мечтаться, что всплеск «народных эмоций» станет очистительным потопом, из которого наша Родина выйдет обновлённой. Так фантазировали многие русские интеллигенты на пороге Октябрьской революции, но действительность не оправдала их ожиданий. Слова Пушкина «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» сейчас часто вспоминают, и правильно.
А кому-то просто по душе анархия, многим нравятся побить и покрушить – молодая буйная энергия, если она не направлена на что-то доброе, созидательное, выплескивается со всякой гадостью.
В любом случае, какие бы явные или тайные организации ни стояли за спинами погромщиков, именно с этими организациями и их идеологией нужно в первую очередь бороться властям, правоохранительным органам и всему обществу.
Конфликтов не бывает, когда гости не забывают, что они в гостях
Протодиакон Андрей Кураев
По поводу восстания я могу сказать лишь: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». Предшествующие двадцать лет показали: мирным путём добиться чего-нибудь от наших властей — дело немыслимое. По сути, восставшие нагло и цинично залезли в карман к власть имущим. Ведь все мы понимаем, кто и как наживается на приезжающих к нам нелегальных гастарбайтерах. Проблема ведь именно в этом и состоит.
Одно дело, если человек действует по принципу, принятому во всём мире: дорогие гости, не забывайте, что вы в гостях. Если это правило соблюдается, конфликтов не бывает. Но, к сожалению, наши чиновники, полиция своей неприкрытой алчностью и коррупцией дали возможность национальным диаспорам считать себя хозяевами жизни. Соответственно, если они ногой распахивают двери в кабинеты начальников, принося им хрустящие подарки, то как они будут относиться к обычным местным аборигенам, у которых нет доступа к власти? Поэтому это восстание — не против азербайджанцев, а против коррупции, против продажных чиновников.
Мой прогноз развития ситуации пессимистичен — все в конечном итоге разойдутся по домам.
Протест считают единственным эффективным методом добиться чего-то от власти
Заместитель главного редактора журнала «Русский репортер» Дмитрий Соколов-Митрич:
— Судя по тому, что происходило в Бирюлево, главной движущей силой протеста было именно неверие, что в противном случае что-то может измениться. Люди рассматривают протест как единственный эффективный метод достижения своих целей от власти. Они были уверены, что если не придать этому случаю серьёзную огласку, то всё пойдёт в дежурном режиме и, скорее всего, преступник не будет найден.
Разумеется, всегда, когда есть реальное недовольство людей и реальный протест, всегда возникают несколько человек, пытающиеся сделать из этого политику. Это очень естественное явление, и по-другому не бывает ни в одной стране мира: всегда, когда есть какая-то энергия масс, находятся люди, стремящиеся использовать её в свою пользу. Но это не значит, что сам протест неискренний, что у людей не наболело. Поэтому, когда власти, найдя нескольких провокаторов, делают на основании этого вывод, что вся акция была создана искусственно, это неправильно. Проблема действительно есть, она серьёзна, её нужно решать.
Притом мы имеем дело уже не с проблемой нелегальной миграции, а с проблемой неуживаемости между собой людей разных культурных формаций. Например, люди с Северного Кавказа являются гражданами России, а не мигрантами, но с ними возникает ничуть не меньше проблем, чем с выходцами из Средней Азии.
Что касается дальнейшего развития ситуации, я думаю, что в данном конкретном случае полиция приложит все усилия, чтобы найти преступника. Кроме этого, судя по последним действиям московских властей, места, которые являются центром притяжения нелегальной миграции, перекрываются уже сейчас. Я имею в виду не операцию на рынках Москвы, проведённую после избиения полицейского, а политику московских властей по закрытию рынков в принципе. Это достаточно европейский подход, потому что в Европе в крупных городах мало где существуют постоянные рынки.
В том же Париже распространены «рынки выходного дня», когда на обычной площади, на которой в будние дни ничего не происходит, в выходные открывается рынок, на который съезжаются фермеры. Власти Москвы, судя по их действиям, тоже идут к европейской модели, поскольку постоянные рынки, являющиеся таковыми все дни в неделю, становятся рассадниками и нелегальной миграции, и различных криминальных элементов. Они превращаются в своеобразные анклавы, с которыми очень трудно бороться. Поэтому власти сейчас берут курс на сворачивание подобных рынков в принципе и разворачивание «рынков выходного дня», что, на мой взгляд, может только приветствоваться.
Вообще нелегальная миграция существует там, где, во-первых, есть рынки, во-вторых, потребность в дешёвом рабочем труде. Чтобы ни говорили коммерсанты и власти, эта потребность неиссякаема. Когда говорят, что местные жители не хотят работать, и потому необходимость в мигрантах складывается объективно, это в значительной мере лицемерие, потому что на самом деле, даже если доля затрат при производстве того или иного продукта на зарплату работникам будет меньше на 10%, всё равно любой бизнес будет на этом экономить. Поэтому необходимо ставить бизнес в такие условия, когда им придётся сокращать издержки не за счёт зарплаты, а за счёт чего-то другого, тем более ресурсов для сокращения издержек более чем достаточно. Другое дело, что бизнес в коммунальной, в первую очередь, жилищно-коммунальной сфере, сильно аффилирован с местными властями и покрывается ими. Владельцы управляющих кампаний так или иначе связаны с местными чиновниками и, естественно, помогают друг другу. Однако и эта проблема абсолютно решаема, если действительно задаться целью её решить.
Это не означает, что не нужно всерьёз относиться к случаям, подобным Бирюлево — безусловно, нужно, и отдельными образцово-показательными расследованиями тех или иных дел и жестоким наказанием преступников её не решить. Здесь необходимо уничтожать предпосылки для возникновения таких ситуаций. Что касается летней «операции по декриминализации» на рынках Москвы, последовавшей после избиения полицейского, это была скорее некая психологическая реакция, которая была достаточно естественной и даже необходимой (нельзя же оставлять такое безнаказанным), но одними рейдами на рынках проблему не решить. Как я уже говорил, лучше просто закрыть их и создавать на их месте «рынки выходного дня».
Наказание за циничное убийство в Бирюлево должно быть жестким, неотвратимым и демонстративным
Руководитель синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин:
«Это далеко не первый чудовищный случай такого рода. И возмущение людей можно понять. Впрочем, хочется надеяться, что это возмущение не будет никогда переходить рамок законности», — заявил «Интерфакс-Религия» протоиерей Всеволод Чаплин. По его словам, сегодня дело чести государства — добиться того, чтобы такие инциденты были полностью исключены, «чтобы человек, который нагло, вызывающе попирает принятые в русских городах нормы общежития, а потом еще хватается за нож, четко понимал: он делает для себя что-то не менее опасное, чем если бы он бросился с крыши».
«Найти этого преступника — значит показать, что государство у нас есть. Не найти — значит показать, что ни государство, ни закон в стране не действуют. И москвичи сегодня ясно об этом сказали. Кровь убитого вопиет к небу и к человеческой совести. Люди вправе ожидать, что преступник понесет кару. И в данном случае, как и в других подобных случаях, когда убийство сопровождается крайним цинизмом, вызовом нравственным нормам и нормам культуры, наказание должно быть особенно жестким, неотвратимым, демонстративным», — считает он.
Священник отметил, что люди, которые творят такое, понимают только силу, «и применить силу здесь необходимо, чтобы в подкорке такого рода личностей было навсегда записано: уйти от расплаты не удастся — и в этой жизни, и, если не раскаяться, то и в будущей».
«Сегодня нам нужно сплотиться, чтобы защитить своих ближних, свои нравственные нормы и свой образ жизни. Именно так должен вести себя настоящий христианин. Думаю, что так же — и настоящий мусульманин, иудей, буддист», — добавил отец Всеволод Чаплин.
Не бирюльки: про Бирюлево
На своей странице Facebook о проблеме рассуждает вице-президент Медиасоюза Елена Зелинская:
Нет в стране национальных проблем: есть проблемы подкупленных ментов, отсутствия понятных отношений с бывшими республиками, визовой политики, грабительской экономики и многие другие.
Узбеки к нам едут полуграмотные, — а нас волновало, когда они детьми на хлопковых плантациях спины не разгибали вместо того, чтобы правила правописания изучать? Чеченцы злые, — а вы слово депортация хоть раз с виноватым видом произнесли? Это я для примера, чтобы охладить. До нищеты и беспорядка мы их довели, а сейчас практически превратили в дешевую и бессловесную рабочую силу.
А теперь накопили недовольства, и это недовольство так удобно канализировать на национальные отношения, на дремучих русских и обнаглевших чурок.
То есть еще раз их использовать.
Общество должно требовать от властей соблюдения закона, а не показухи
Кандидат экономических наук, сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Ульянов:
Нам прекрасно известно, что миграционные потоки имеют устойчивые коррупционные корни и питаются отчасти из городских структур. Случаев таких было уже немало, поэтому мы можем констатировать попустительство полиции по отношению к этим господам. Известно, что их отпускают, устанавливают несоразмерное поступкам наказание.
Безусловно, не хотелось бы скатываться в решение проблем с помощью погромов, в национализм, не дай Бог, фашизм, но, конечно, общество должно показать, что оно способно к самоорганизации, готово требовать соблюдения законов и поиска виновных, а не какой-то показухи.
Поэтому проведение мирных акций до тех пор, пока требования не будут удовлетворены, я бы только приветствовал. Граждане должны реализовывать право собираться мирно, без оружия, требовать что-то от властей.
Учитывая наличие фоторобота, можно предположить, что поимка преступника в достаточной степени упрощена. Нужно не этих несчастных азиатов показать в лагерях, а провести тотальные проверки по тем точкам, которые известны. Мне говорили, что в поездах, идущих из Средней Азии, можно сплошняком задерживать – только это не делается, хотя все везут в баулах почти открыто наркотики, и это делается не только при попустительстве, но даже при укрывательстве органов правопорядка.
Нужно покончить с наймом мигрантов структурами ЖКХ, когда работа идет по всем известной схеме: 40 пишем, 10 выдаем на руки, 30 забираем себе – очень приятно. И реализовать систему, при которой любую организацию, замешанную в использовании труда нелегальных мигрантов, дисквалифицируют, заносят в список недобросовестных поставщиков и лишают права на горзаказ в дальнейшем.
Подготовили Ксения Кириллова, Леонид Виноградов, Ирина Якушева