Битва за чучело
Разгорелся в Петербурге спор о здании, которое принадлежало Никольскому единоверческому храму до того, как, по скромному эвфемизму, употребленному на сайте Музея Арктики, оно не «отошло» полярному делу.
С изумлением наблюдаю, как увлекшись детскими воспоминаниями, питерская интеллигенция борется за право хранить чучело белого медведя в реквизированном — еще один эвфемизм — разбойнически отнятом у верующих храмовом здании. До того увлеклись, что с умилением трясут фотками «настоящего полярника» Папанина — крымского палача, чью биографию они с таким же экстазом разоблачают, когда речь заходит на другую тему.
То есть и Папанин, и чучело,- все хорошо, лишь бы не досталось Церкви. А тут еще пингвины подвернулись. То есть глупый пингвин хорош, если его разместили в храме, а если он попался на пути Патриарха — это уже перебор, деньги, потраченные на фотку с пингвином, нужно было отдать голодающим Поволжья. И пусть там еще никто не голодает, главное, чтобы не Церкви.
Гордо реют наши буревестники.
Конфликт из-за здания Никольской единоверческой церкви, в стенах которого располагается музей Арктики и Антарктики продолжается с 1997 года. В очередной раз скандал разгорелся в 2014 году, когда Росимущество отказалось передавать здание в долгосрочную аренду Русской Православной церкви.Росгидромет тогда поддержал РПЦ.
Директору музея Виктору Боярскому предлагали перевести музей в здание на 23-й линии Васильевского острова, однако тот наотрез отказался покидать помещение. Противостояние длилось два года, а в начале 2016 года Росгидромет принял решение не продлевать с Боярским контракт, и 31 января тот был официально снят с должности, но остался работать в музее как заместитель директора по связям с общественностью.
Вопрос о выселении Музея был снят с повестки дня 16 февраля, после того, как Федеральное агентство по управлению государственным имуществом отклонило заявку РПЦ на владение занимаемым музеем зданием.
Единоверческая церковь Святителя Николая Чудотворца находится в Санкт-Петербурге на улице Марата. Храм был заложен в 1820 году, но из-за недостатка средств строительство длилось 18 лет. Автор проекта – известный архитектор позднего ампира А. И. Мельников.
В 1910 году церковь была превращена в единоверческий собор, поскольку перед революцией в Петрограде насчитывалось несколько тысяч единоверцев, то есть старообрядцев, которые при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, старопечатные книги) признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата. Настоятелем церкви в это время был протоиерей Симеон Шлеев, а старостой профессор Алексей Ухтомский.
Храм был закрыт 31 мая 1931 года «ввиду обнаружения ОГПУ замурованных в стенах ценностей». После этого приход церкви был в полном составе отправлен в ГУЛАГ, и в Ленинграде не осталось храмов этого направления (остальные были снесены).
В 1934 году в здании бывшей церкви после реконструкции разместили Музей Арктики, который после начала интенсивного освоения Антарктиды был переименован в 1958 году в Музей Арктики и Антарктики. Православные единоверцы, лишённые церкви, собирались на тайные богослужения по частным квартирам.
В 1992 году начались переговоры по возвращению Никольской единоверческой церкви верующим. В 1992 году общине была возвращена южная часовня (во второй часовне размещена трансформаторная будка). Переговоры о возвращении всего здания Церкви до сих пор не принесли результата .
Читайте также:
Музей Арктики и единоверческий храм — что происходит?