Существует ли бизнес только ради прибыли? Благотворительная работа или накопление капитала? Социальная ответственность компаний – скучная строка в международных требованиях и стандартах? Из чего складывается репутация компании и важная ли она для клиентов? Вообще – дело ли бизнеса – делать жизнь вокруг лучше – ведь для этого есть налоги и государство?

В Москве прошел форум «Бизнес-репутация», посвященный корпоративной социальной ответственности компаний в России – традициям, практике и перспективам. По приглашению организаторов – рейтингового агентства «Репутация» и фонда «Единое общество» представители органов власти и крупных российских компаний включились в непростую дискуссию о социальной корпоративной ответственности.

Центральными темами возникшей на конференции полемики стали  дискуссия о том, что такое социальная ответственность компаний, а во-вторых – тема двойных стандартов бизнеса, того, возможно ли, разрушая одну область жизни общества, участвовать в строительстве другого сегмента.

Директор департамента стратегического управления и бюджетирования Министерства экономического развития РФ Артем Шадрин рассказал о том, как министерство поддерживает деятельность НКО. Выделяемые ресурсным центрам субсидии позволяют не только развивать новые проекта, но и формировать партнерские программы – переносить опыт одного региона в другие. Так, программа Северстали «Дорога к дому» много лет успешно обеспечивает усыновление и поиск семей детям-сиротам – закрываются целые детские дома! Из одного региона эта программа была перенесена в другие. Кстати, про Северсталь и их опыт по «закрытию» детских домов говорили на конференции не один раз.

Директор департамента стратегического управления и бюджетирования Министерства экономического развития РФ Артем Шадрин

Директор департамента стратегического управления и бюджетирования Министерства экономического развития РФ Артем Шадрин

 

Также Шадрин рассказал о подготовленном проекте законодательных поправок по расширению льгот на пожертвования юридических лиц. Проект находится на непростой стадии обсуждения, но его воплощение в жизнь – возможность хотя бы отчасти приблизить российские условия поддержки некоммерческих проектов к мировым.

Руководитель отдела аналитического консультирования в России и СНГ Nielsen Алексей Демин представил результаты масштабного интернет-исследования предпочтений потребителя в связи с социальной ответственностью компаний. Выяснилось, что среди потребителей, интересующихся социальной ответственностью компаний, мужчин больше, чем женщин – 56% к 44%.

Руководитель отдела аналитического консультирования в России и СНГ Nielsen Алексей Демин

Руководитель отдела аналитического консультирования в России и СНГ Nielsen Алексей Демин

 

46 % потребителей готовы тратить на приобретение товаров больше, если компания социально ответственна. 60 % социально ответственных потребителей — младше 40 лет. Оказывается, на выбор той или иной компании влияет не только качество и цена товара, но и то, какой вклад компания вносит в окружающий мир.

Елена Тополева — директор Агентства социальной информации отметила, что компании, которые пока не осознали связь между КСО и репутацией, рискуют стать аутсайдерами на рынке. Крупные инвесторы хотят иметь дело только с прозрачными, ответственными компаниями, чтобы минимизировать предпринимательские риски, декларации переходят в практические шаги, инвестиционная политика все более увязывается с ответственностью компаний.

Елена Тополева - директор Агентства социальной информации

Елена Тополева — директор Агентства социальной информации

 

Сегодня во многих странах, выбирая место работы, выпускники MBA готовы получать меньше, работая в социально ответственных компаниях – чем выше уровень образования, тем более важна социальная ответственность бизнеса, чтобы работать в социально-ответственной компании. Чем более сотрудники образованные, тем более важен для них фактор социальной ответственности компании, а социально ответственный работодатель, в свою очередь, снижает затраты на поиск персонала и тренинг.

Андрей Милёхин, президент Холдинга Ромир, региональный директор по Восточной Европе и странам СНГ Gallup International, дал определение имиджу компании (уникальный набор ассоциаций, мнений и чувств, существующий у потребителей и бизнес-окружения по отношению к репутационным атрибутам компании) и рассказал о том, как работают Global Reputation Index – индекс репутации и Brand DNA – какие ценности поддерживает компания, насколько ценности воспринимаются аудиторией.

Андрей Милёхин, президент Холдинга Ромир, региональный директор по Восточной Европе и странам СНГ Gallup International

Андрей Милёхин, президент Холдинга Ромир, региональный директор по Восточной Европе и странам СНГ Gallup International

 

Так, по данным РОМИРа, базовые ценности в России — семья, безопасность, надежность, честность, доброта, статус, страсть, новаторство. Ключевые характеристики рынка сотовой связи – безопасность (телефоны покупают детям и родителям, беспокоясь за них) и надежность, но сегмент безопасности у сотовых операторов практически не отрабатываются!

Проблему двойных стандартов в бизнесе поставила Инна Орлова, президент благотворительного Фонда «Ориентир». В какой мере компания несет ответственность за те изменения в обществе, которые диктует мода?

Инна Орлова, президент благотворительного Фонда «Ориентир»

Инна Орлова, президент благотворительного Фонда «Ориентир»

Насколько производители компьютерных игр в ответе за растущую агрессию подростков, производители омолаживающей косметики – в абортах, производители товаров с использованием консервантов – в онкологических заболеваниях? Орлова показала несколько рекламных роликов, в которых наиболее ярко проявляется двойной стандарт компаний. Так, компания, производящая оборудование для УЗИ беременных, сняла трогательный ролик о первом узи и первой встрече с младенцем.

Однако за кадром осталось то, что руководство компании стоит на проабортных позициях и проводит массу исследований на абортивном материале.

Доклад Орловой выявил целую область острых и болезненных вопросов, на которые ответа нет. Не только ряд присутствующих удивился, почему использование абортивного материала противоречит этике.

Виктор Калинин, руководитель программ департамента проектов и инициатив направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив, отметил, что при такой постановке вопроса предпринимателям следует отказаться от, например, табачного бизнеса.

Виктор Калинин, руководитель программ департамента проектов и инициатив направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив

Виктор Калинин, руководитель программ департамента проектов и инициатив направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив

 

Елена Феоктистова, руководитель Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности РСПП, призвала подумать о том, что часто на бизнес перекладывается решение задач, которые он не должен решать — «Если компания занимается благотворительностью, но при этом она не рентабельна, то ответственной ее назвать нельзя» — заявила она.

Елена Феоктистова, руководитель Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности РСПП

Елена Феоктистова, руководитель Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности РСПП

 

Елена Калмыкова, директор Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей рассказала о музее, о том, как меценаты до революции любили отчеты, однако главным отчетом в компании был отчет о благотворительной работе. «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли!» — говорили раньше.

Елена Калмыкова, директор Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей

Елена Калмыкова, директор Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей

После сообщения Ирины Зуевой, директора по связям с общественностью группы компаний «Новард», стало наглядно и ясно, как понятно что компания может по-настоящему менять общество — проект миниполисов Новарда с продуктовыми магазинами, детскими площадками и школой стиля для мам создает нетипичную для мегаполиса атмосферу жизни сообщества, причем сообщества, ориентированного на созидание.

Ирина Зуева, директор по связям с общественностью группы компаний «Новард»

Ирина Зуева, директор по связям с общественностью группы компаний «Новард»

 

Жители миниполисов вместе ездят в паломнические поездки, в медицинском центре миниполиса не делают абортов, формируются целые команды волонтеров. Не играть по низменным законам, диктуемым рынком очень трудно, «но трудностей мы не боимся», — отметила Зуева.

Павел Шашкин, ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси подчеркнул, что благотворительность – лишь часть социальной ответственности бизнеса, а главная ответственность состоит во встроенности в общественную жизнь. Бизнес ради бизнеса не может быть перспективным, по мнению Шашкина.

Павел Шашкин, ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси

Павел Шашкин, ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси

 

Виктор Калинин посвятил свой доклад проблеме разработки дорожных карт по улучшению предпринимательского климата, он отметил, что самый географически холодный климат может давать самый теплый предпринимательский климат и рассказал о путях и по возможностях «утепления» климата.

Организатор конференции Николай Николаев, директор Рейтингового агентства «РЕПУТАЦИЯ», руководитель Фонда «Единое Общество», рассказал о сложностях, которые возникают при внедрении норм корпоративной ответственности:

Николай Николаев, директор Рейтингового агентства «РЕПУТАЦИЯ», руководитель Фонда «Единое Общество»

Николай Николаев, директор Рейтингового агентства «РЕПУТАЦИЯ», руководитель Фонда «Единое Общество»

 

Если общество не готово жить по определенным стандартам, их исполнение будет формальным. Так, агентство Репутация мониторя объекты дорожного сервиса, установила, что по требованиям на каждой заправке положены телефон, мусорный бак и туалет, однако почти на всех точках телефон не работал, а туалет все время на уборке. Главный метод борьбы с формализмом — развивать систему оценок корпоративной социальной ответственности и выпускать рекомендации по самооценке компаний.

Галина Шатилова и Константин Седов из АНО «Больничные Клоуны» рассказали о работе больничных клоунов и вместе с участниками конференции сделали собачек из воздушных шариков – собачки в тот же день отправляется вместе с добрым клоуном в детскую больницу.

В заключительной части конференции говорили больше о медиа. Об опыте программ о благотворительности рассказала Надежда Брейман, заместитель директора радиостанции «МИР» — в течение нескольких лет часть эфирного времени радиостанция посвящает рассказу о фондах. Как отметила Брейман, сообщать об индивидуальных просьбах о помощи невозможно — нельзя рассказать об одном ребенке и не рассказать о другом. Поэтому выбрана стратегия привлекать внимание к деятельности фондов, чтобы слушатели следили за их работой самостоятельно.На вопрос — называть ли компании, которые оказывают помощь, ответ был однозначным — рассказывать, приводить в пример и максимально транслировать положительный опыт.

Завершилась конференция награждением журналистов и изданий, победивших в конкурсе публикаций о корпоративной и социальной ответственности. Среди победителей – радиостанция «Мир», газета «Ведомости», онлайн издание Content Review, журнал «Большой консалтинг» и портал «Правмир».

________________________________________

Обсуждение на конференции выявило ряд острых проблем и болевых точек. В таких вопросах, как смысл корпоративной ответственности, влияние компании на жизнь общества и проблема двойных стандартов бизнеса, необходима продолжительная и серьезная дискуссия. Она не будет простой — то, что очевидно для одних дискутантов, для других находится где-то в области слепого пятна, поэтому многие проблемы придется обсуждать с нуля, с азов. Видение этих проблем часто лежит в основе самой политики компании, и это вторая причина, по которой дискуссия не будет простой. Вместе с тем очевиден переход от отчета о благих делах компании к проблемной дискуссии, а сама полемика и постановка вопросов уже означает серьезный шаг вперед в понятийном поле корпоративной ответственности российского бизнеса.

Текст: Анна Данилова, Фото:Анатолий Данилов

 

 

 

Можно ли вести бизнес по-христиански? — опрос экспертов

Недостойная зарплата

В России стыдно быть благотворителем? (+ ВИДЕО)

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.