Благодатный огонь
МЫ ОКАЗАЛИСЬ в храме Воскресения около семи часов вечера в Страстную Пятницу. Мы — четверка русских паломников, затерявшиеся в толпе греков, арабов, сербов и румын. Впрочем, перед входом в центральную часть храма, напротив кувуклии (Часовни Гроба) ангельские голоса выводили акафист Пресвятой Богородице. Там стояли несколько сестер из Пюхтицкой обители.
Паломники — в основном пожилые гречанки — перемещались волнообразно по огромному объему романской базилики, гоняемые «охранниками храма» в красных фесках и с большими палками и израильскими полицейскими, словно так и родившимися на свет с автоматами «узи» в руках.
Около восьми часов вечера двери заперли. Предусмотрительно (но тайно) захватив из гостиницы несколько одеял, мы отправились искать место для ночлега. Холодные камни не располагали к вольготной расслабленности. Но тем не менее паломники спали везде — на Голгофе и в пещере Обретения креста, у Камня бичевания и возле места Стояния. Богородицы. Не спали они только вокруг самой Часовни Гроба.
Ни один нормальный человек, даже если бы ему и разрешили полицейские, не смог сомкнуть глаз среди шума, господствующего в этом месте в эту ночь.
Тыльная сторона кувуклии служит алтарем одной из монофизитских Церквей. Верные своему пониманию Истины, юные дохалкидонцы, ведомые одетыми в синее священнослужителями, бодрствуют до самого появления огня. А чтобы он сошел совсем уж наверняка, они от всего сердца исполняют предписание царя Давида: «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и на гуслях!» Крики и танцы (они забираются на плечи друг друга), сначала оглушающие привычных к благостному внутрихрамовому смирению русских, с какого-то момента начинают восприниматься биением огромного сердца, и когда ритм танца, где-то там, в невидимой нам глубине, затихает, мы тревожно переглядываемся: «Не случилось ли чего?».
Утром всех сгоняют с места. Охая, но не ропща, тяжелые пожилые гречанки, привычно не вступающие в диспуты с неумолимыми стражами порядка, перетекают куда-то в древний холодный полумрак, отгораживаемый металлическими, столь знакомыми по нашим футбольным матчам, бордюрами. Оказывается, нескольким католическим монахам необходимо совершить утренний молебен. Перед модернистским барельефом, изображающим нечто (какие-то вытянутые безликие обрубки, размахивающие чем-то похожим на крест) на христианскую тему, они, не обращая внимания на всех остальных, исполняют пятнадцатиминутную органную молитву.
Тысячи продрогших «схизматиков», полных надежд и гордости от осознания того, что только на их (православную) Пасху сходит огонь, терпеливо ждут. Наконец патеры чинно уходят.
Почетный глава нашей маленькой группки — случайно встреченный в Иерусалиме солидный церковный деятель Е.К. Мы вдвоем обходим храм и занимаем место с «армянской стороны», возле кувуклии. «Залезайте, залезайте на колонну!» -Е.К. забирается метра на полтора над толпой и прижимает камеру к лицу. Прямо напротив окно, через которое подается огонь. На правах мальчика-ассистента пытаюсь залезть и встать рядом. Но меня отшвыривают куда-то в сторону — толпа в который раз растекается по закоулкам, — идут армянские епископы. Их величественное движение, огромные черные капюшоны и суетящиеся вокруг служки производят впечатление. Словно воплощение понятия «власть» проходит мимо.
Кстати, везучий Е.К. так и простоял на колонне, засняв уникальнейшие кадры, недоступные неисчислимым телевизионщикам, толпившимся перед входом в кувуклию. Кроме, разумеется, кадров самого момента передачи Патриархом огня, когда его что-то отвлекло в совершенно неинтересном и незначительном углу храма.
Вернувшись на старое место -возле католиков, — мы уже с напряжением ожидания вытягиваем шеи, пытаясь рассмотреть происходящее впереди. Так как вокруг никто не говорит ни по-русски, ни по-английски, приходится ориентироваться самим. Вопли, крики и удары в «кимвалы» возле Гроба достигают апофеоза — по колышащимся хоругвям понимаем, что начинается самое-самое — Иерусалимский Патриарх Диодор готовится войти в Часовню Гроба Господня.
По древней традиции его раздевают до тонкой шелковой рубашки, обыскивая на предмет спичек и зажигалок. Потом он, с представителями других древних Церквей (армянской и сирийской), входит внутрь. Двери запечатывают восковыми печатями, полицейские становятся на стражу.
Все смолкает. Даже доведшие уже себя до хриплого рыдания радетели благодати словно где-то «по ту сторону». Их бубен стучит таинственно и глухо, как кровь в голове ожидающего великой опасности…
Лица людей вокруг напряжены до предела. Губы шепчут слова молитвы — старухи-гречанки опустили глаза и перебирают четки, пришлепывая в ритм перебору огромными губами. Ни огонька. Храм погружается во мрак.
Где-то под куполом начинают метаться вспышки. «Нет, — думается, — не может быть. Это от фотоаппаратов». Но вспышек становится все больше. В голове только одно, повторяемое быстро-быстро: «Господи! Господи!». А вдруг не сойдет? Вдруг не даст Господь Духа Своего Церкви? Ну что же, finite la comedia — нет огня, стало быть, воцарился антихрист и настают последние времена.
И все-таки холодный пот проступает на лбу. «Не лиши, не лиши нас его!» — десятки тысяч губ шепчут на разных языках одно и тоже.
И вдруг впереди (14 часов 13 минут, Страстная Суббота 1995 г. от Р.Х.) — крик. Какую-то секунду одинокий мальчишеский, он подхватывается и перерастает в многоголосый вопль (словно бы и почти плач) радости. По головам, по поднятым вверх рукам со свечами несется волна огня. Откуда? — нет времени разбирать подробности — люди вокруг рыдают, что-то кричат на одной ноте и тянут связки свечей. «Мне! Ради Христа, и мне тоже!». В считанные мгновения начинает полыхать все пространство храма. Никто не думает о пожаре — напротив, люди вокруг подносят огонь к лицу и волосам, умываются огнем! Я делаю то же самое.Так проходит вечность — пять секунд, шесть, семь… Потом словно какой-то голос ласково говорит: «Хватит, дружок!». И становится страшно держать огонь так близко к лицу…
Со слезами радости мы выходим из храма Воскресения — у всех в руках горящие свечи. Отсюда Благодатный Огонь бережно разнесется паломниками по всей Вселенской Православной Церкви, зажигая лампады в самых далеких монастырях и храмах.
НГ-Религии, 1997 г.