В праздник Благовещения мы вспоминаем, как Пресвятая Богородица приняла благую весть о том, что Ей предстоит стать Лествицей, по которой Бог сойдет на землю для всех нас. Станем же причастниками этой великой радости — ведь каждый из нас может нести благую весть о Господе, ожидая Его. И каждый может стать богородцем, приняв благую весть о Боге в свое сердце.
Так что сегодня мы празднуем не просто историческое событие, а событие экзистенциального, духовного порядка: всем нам дана благая весть, благое обещание того, что Господь может прийти в нашу жизнь, стать видимым и помочь обрести смысл и содержание. Кто такие христиане? Что такое духовная жизнь? Именно праздник Благовещения дает ясный ответ на эти вопросы. Христианин — тот, кто живет ожиданием Бога, а Благовещение — это состояние души, образ жизни, строящейся на убеждении о том, что всем нам дана благая весть, чтобы, освятившись, мы могли соединиться с Богом, Который явит Себя в нас.
Услышав приветствие архангела, Пресвятая Дева, как мы знаем из евангелия от Луки, «смутилась… и размышляла…, и сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1:29-34). Этот вопрос свидетельствует о Её мужестве — ведь она задает вопрос самому посланнику Бога! Таковым является истинное благочестие — в отличие от ложного благочестия, когда человек замалчивает свои мысли и помыслы, изображая беспрекословное подчинение. Пресвятая Дева обладала твердостью духа — встав навстречу ангелу, Она спросила его: «Как будет это?..», чтобы получить ответ: не от человека, а от Духа Святого родится Сын Божий.
Больше Дева не задавала вопросов. Почему? Потому что Божественные Тайны не подлежат рассуждению.
Так и каждому из нас, вместо умозаключений, следует в первую очередь просить Господа о благой вести — чтобы услышать Его обетование и затем жить уже ожиданием Бога.
Необходимо попросить Его открыть нам путь, который приведет нас к рождению и явлению Христа в нашей жизни. У каждого это происходит по-разному. Кто-то должен пройти через скорбь или иное испытание; кому-то посылается откровение или великая радость. В любом случае, жизнь наша — не что иное, как множество возможностей узнать и почувствовать Бога.
И следует просить Его не дать нам укорениться в нашем ложном благочестии, а укрепить нас в стремлении к личной встрече с Ним. Так что наша обязанность как христиан, во-первых, желать и ждать этой встречи, а во-вторых, делать всё возможное для её осуществления. А после того, как Бог откроет нам наш путь — предаться Его святой воле.
Ключ к подлинным взаимоотношениям с Богом — в этих потрясающих, вечных словах Пресвятой Богородицы: «Вот раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Почему? Потому что эти слова означают: «Я предаюсь воле Божией, доверяю Богу, отрекаюсь от своего «я» и не хочу ничего знать о своих чувствах, возможностях, способностях, добродетелях и грехах. Мне важно знать лишь одно: как принять обетование от Бога».
«Вот раба Господня». Пресвятая Дева являет послушание, великое послушание, являющееся настоящей тайной. Что такое — послушание? Это не самоуничижение, не самобичевание и не бессмысленное подчинение тому, кто сильнее. Послушание — от глагола «послушать», то есть слышать слово любимого Бога. И, услышав, предаться Его воле, то есть перестать слушать свои собственные слова, мысли, разум и интеллект, а всеми чувствами сосредоточиться исключительно на слове Божием, которое говорит: «Аз есмь. Я — в твоей жизни».
И тогда появляется иной опыт, иная свобода, и Господь дает мне дар слушать любого человека. Ведь духовный человек — это тот, кто может слушать каждого. В противном случае, мы замыкаемся в собственных мыслях, чувствах и справедливых, как нам кажется, убеждениях.
А что такое наша справедливость? Это ад. Да-да. Нет большего зла, чем наша справедливость, и ничто так не оскорбляет Бога, как наша добродетель и правильность. Настоящий подвижник, преданный воле Божией, открытый Христу, открыт и людям — их просьбам, нуждам, — и может удовлетворить эти нужды, то есть утешить ближнего. Так что духовный человек — это, в первую очередь, тот, кто утешает любого.
«Кто видел брата своего, тот видел Бога», — говорили святые отцы.
В лице брата нашего мы видим нашего Бога, Который ходит среди нас, стоит перед нами, несчастный и страдающий. И кем бы он ни был — необходимо научиться слышать его. Иногда он и сам не знает, что ему нужно, — зато это знаем мы, потому что, низвергнувшись в адову бездну, научились предаваться воле Божией. Тот, кто говорит: «Я раб Господень, да будет мне по слову Твоему», — может сказать это любому человеку и служить любому. И тогда, служа всем, будучи последним из всех, ты становишься царем, владыкой и бываешь прославлен. Как Господь пострадал, чтобы явилась Его слава, так и мы, умывая ноги ближнему, прославляемся. Но для того, чтобы это случилось, необходимо смирение: «Я ничего не знаю, ничего не понимаю, открой мне Твои пути, Господи, и я предамся Тебе».
Именно так поступила Пресвятая Богородица. Именно так превратилась Она в Лествицу для всего человечества: будучи всем слугой, прославляюсь; перестаю думать — и Бог мне открывается; не слушаю себя — и слышу Бога. А когда слышу Бога — слышу каждого человека.
Перевод Елизаветы Терентьевой для «Правмира»