Блиц-опрос: Какой фильм может принести пользу душе?
В последние годы стало появляться все больше фильмов, апеллирующих к церковной жизни и истории: это и фильм Павла Лунгина «Остров», и публицистический фильм архимандрита Тихона Шевкунова «Гибель империи. Византийский урок». Эти картины вызвали живой отклик не только среди православных людей, но и среди тех, кто еще ищет свою дорогу к Богу. В основном же фильмы на религиозную тематику проходят незамеченными, возможно, потому, что для среднестатистического зрителя, который не посещает храм, такие фильмы представляют собой твердую пищу.
Некоторым людям помочь задуматься над своей жизнью, трезво взглянуть на себя могут самые неожиданные кинокартины: от «Властелина колец» до «Криминального чтива».
Каким же должен быть фильм, чтобы принести пользу душе, заставить человека задуматься о Боге? Какие фильмы могут максимально помочь в деле нравственного воспитания? Каким должно быть миссионерское кино?
Эти вопросы мы не раз затрагивали в публикациях раздела нашего сайта Нравственное кино
Сегодня на эти вопросы мы попросили ответить священнослужителей и мирян, по роду своей деятельности связанных с современным кинематографом.
Иерей Дмитрий Карпенко, преподаватель Белгородской духовной семинарии, заместитель главного редактора журнала «Новый Ковчег».
Прежде всего, важно, чтобы кино, говоря простым языком, было хорошим. Неважно кто страна производитель — США, Испания, Индия, Россия либо Гонконг — важно, чтобы режиссер и прочие создатели фильма обладали необходимой харизмой для того, чтобы посредством экранного искусства делиться со зрителями своими чувствами, эмоциями, мыслями. Как такового «христианского» кино практически не существует, есть фильмы христианских режиссеров, в которых могут играть актеры с христианским мировоззрением. А может и вовсе, что создатели картины еще совсем не определились с своем отношении к религии, но это не означает, что их фильмы не могут нас чему-то научить.
Если говорить кратко и по сути, то я бы советовал смотреть в первую очередь «Форреста Гампа» Роберта Земекиса с Томом Хэнксом в главной роли. Это удивительный фильм о жизни американского «Иванушки-дурачка», который свято хранит любовь и верность самому дорогому для него человеку. Кино очень искреннее, простое и не смотря на значительную его продолжительность (где-то около 3-х часов) смотрится на одном дыхании. Эта простая человеческая история учит нас элементарным христианским качествам, которые многие из нас стали забывать.
К сожалению, но я слабо представляю, что такое «миссионерское» кино. Если имеется ввиду фильмы типа «Острова», то очень не хотелось бы, чтобы появлялись фильмы-клоны, дублирующие одну и ту же тему. В кино очень важно, когда мы чувствуем эмоциональную связь с авторами фильма, когда мы понимаем, что актеры (не смотря на то, что они играют) не врут, когда есть естественность и профессионализм. Всегда очень важно чувствовать, что ты смотришь настоящее. А уж как будет именоваться это кино: «миссионерским», «христианским», «православным» — не главное, а главное — чтобы каждый зритель смог почувствовать энергетику авторов, и после просмотра фильма появлялось бы желание заново переосмысливать всегда живые истины христианства.
Если говорить о том, чтобы я посоветовал посмотреть тем людям, которые ищут христианского месседжа в кино, то это, несомненно «Страсти Христовы» М. Гибсона, дилогия А. Звягинцева «Возвращение» и «Изгнание», фильмы Андрея Тарковского, «Форрест Гамп» Роберта Земекиса, «Зеленая миля» Ф. Дарабонта, «Хроники Нарнии», конечно «Остров» П.Лунгина.
Как выясняется, очень мощным миссионерским эффектом обладает трилогия «Матрица» братьев Вачовских, и «Властелин колец» (которых, к сожалению, не смотрел, но люди советуют).
Есть, конечно, еще фильмы на «любителя», которые для массового зрителя не всегда подходят, но, тем не менее, очень часто они могут нас направлять на правильные мысли, хотя сами внешне могут казаться совсем не такими «правильными». Говорить о реальном миссионерском эффекте этих фильмов можно только для определенного круга людей, поэтому данное кино обычно так и называют «кино не для всех». Здесь мы имеем в виду фильмы Квентина Тарантино, братьев Коэнов, Ларса фон Триера, Чхан Ук-Пака, Эмира Кустурицы, Алексея Балабанова. Заставлять смотреть фильмы этих режиссеров я бы не стал, но в любом случае необходимо отметить, что говорить всерьез о таком явлении как «искусство кино» без этих авторов невозможно.
Валерия Ефанова, кинокритик, публицист
Очень сложный вопрос, зависящий от того, кто является миссионером и к какой аудитории он обращается. Универсального рецепта нет. Одним будут полезны фильмы и передачи, просто иллюстрирующие Священную Историю или Катехизис (как снятый режиссером Евгением Крыловым цикл «Вера святых» по Катехизису святителя Николая Сербского). Молодежной аудитории, тем, кто еще очень далек от Церкви, может быть ближе кино, которое переворачивает представление о мире, заставляет открыть глаза, задуматься. Таковы фильмы «Мы из будущего», «Остров».
Отечественный кинематограф богат замечательными, серьезными, нравственными картинами, которые сейчас смотрятся не только не утратившими своей силы, но и обретшими новое измерение, новую глубину. Увы, хотя большая их часть и доступна на различных цифровых носителях, став уделом киноманов, эти фильмы утрачивают влияние на массовую культуру, заинтересованную в постоянном потреблении только будоражащих воображение новинок.
Я считаю, что особого внимания зрителя, кроме упомянутых выше двух фильмов, которые, наверное, смотрели уже все, заслуживает также картина Алексея Попогребского «Простые вещи» — о том, как простому врачу, попавшему в сложную житейскую ситуацию, приходится принимать правильное решение, от которого зависит не только его судьба, но и судьба его семьи, его ребенка.
Призером прошлогоднего московского кинофестиваля стала картина режиссера Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными». Это удивительно красивое лирическое полотно о судьбе женщины, которая, чтобы стать самой собой, должна научиться любить и прощать. Жаль только, что присутствие в фильме некоторых откровенных сцен не позволяет рекомендовать эту картину для семейного просмотра.
Необычайной силой обладает мало кем вспоминаемый фильм Лидии Бобровой «Бабуся». В центре повествования — судьба бабушки, воспитавшей детей, вырастившей внуков, которые теперь перебрасывают ее, как ненужную вещь, друг от друга, потому что в их жизни для нее просто нет места. Равнодушным к этой картине остаться просто невозможно.
На мой взгляд, миссионерское кино должно быть интересным. Не догматическим. Оставляющим свободу выбора, свободу мысли. Это должны быть фильмы, ставящие общезначимые проблемы, фильмы с четко выраженным нравственным стержнем.
Евгений Крылов, режиссер
На эти вопросы трудно ответить кратко. Проще сказать, какими миссионерские фильмы быть НЕ должны: занудными, скучными, морализаторскими, лицемерными, елейными, эстетически беспомощными.
Я считаю, что полезным может оказаться практически любой фильм — важен миссионерский комментарий к нему.
Фильмы прямо миссионерские и катехизаторские публика воспринимает с трудом, это для нее твердая пища.
Если говорить о документальном кино, то этих фильмов очень много, но никто не знает о них, потому что нет механизма проката. Что помню я — «Попы», «Земное и небесное».
Игровое кино. Например, «Сын» (бельгийская картина, реж. братья Дарденн), «Завет» Кустурицы, фильмы Тарковского (особенно «Сталкер» — помню, как я показывал его студентам Белгородской миссионерской семинарии, я вел там спецкурс об использовании экранных искусств в целях миссионерской работы).
Диакон Александр Волков, сотрудник Пресс-службы Московской Патриархии, выпускник филологического факультета МГУ
Прежде всего, нужно отметить, что, на мой взгляд, кинематограф может использоваться в миссионерских целях с одной стороны, достаточно острожно, а с другой — достаточно широко. Почему? Потому что, с одной стороны, фильмом человека ко Христу не приведешь, (равно как и книгой и театральной постановкой, пока не будет стремления самого человека) а вот оттолкнуть от Церкви можно запросто. Здесь в первую очередь должен стоять принцип качества — мы можем говорить только и исключительно о настоящем качественном «большом» кино, никакие православные любительские поделки в принципе не могут быть приняты к рассмотрению, именно они и могут оттолкнуть человека, а вот хорошее в принципе кино, то, которое интересно смотреть и без какой-то миссионерской подоплеки, его и стоит отбирать и над ним стоит думать. Что же касается широты выбора, то здесь нужно учитывать, что кино — не догмат Церкви, не какая-то святыня, кино — вид искусства и именно так, в первую очередь, его и нужно воспринимать, а совсем не как инструмент для миссии, а, следовательно, и бояться показать что-то не «то» не стоит.
Так что выводом может стать одно — хорошее, настоящее, непошлое, а при этом еще и находящееся в рамках нужной гуманитарной традиции кино всегда можно использовать в своих целях. Но никогда нельзя забывать о важном принципе субъективности — то, что нравится мне, далеко не всегда может понравится другому человеку. Пронзительная лирика Бродского кому-то покажется тошнотворной и ничего с этим не поделаешь. Так же и в кино — мне нравится фильм «Крестный отец», но я не уверен в том, что те смыслы, которые нахожу в нем лично я, отзовутся в душе другого человека, что он не посчитает его просто родоначальником гангстерского кино. Кому-то покажется, что «Форест Гамп» — христианский фильм, более чем какой иной за историю Голливуда, а по мне — мелковато.
Вот есть такой фильм «Путь длинной в тысячу миль» — китайско-японско-американская картина, на основе которой я бы построил разговор о ценности поступков, о любви истинной и ложной. Один из лучших, если не лучший по художественному и литературному наполнению фильм «Криминальное чтиво» может послужить основой для обсуждения человеческих поступков и ответственности за них, решимости изменить свою жизнь. Но для этого нужно немного отойти от штампов, посмотреть фильм глазами зрителя, а не глазами профессионального миссионера. «Запах женщины» — еще один шедевр, после просмотра которого можно говорить о самых разных вещах — и о любви и о ценности этой жизни, и о долге, и о семейных отношениях, и о многом другом, но, опять же, сам по себе фильм гениален и глубок, здесь не нужно ничего выкапывать и придумывать — все на экране. И таких фильмов очень много, я перечислил только американское кино, но ведь есть и европейское (хотя бы «На западном фронте без перемен» по Ремарку или «Гром небесный» с Жаном Габеном) и отечественное. Вот, кстати, если говорить о беспроигрышных для миссионера картинах, то это могут быть многие советские фильмы на военную тему: «А зори здесь тихие», «Холодное лето 53-го», «Летят журавли» и множество других. А вот современный отечественный кинематограф, на мой взгляд, либо идиотский и мелкий, либо «кино не для всех» вроде фильмов «Возвращение» и «Изгнание» Звягинцева.
Есть и такие фильмы, которые несут определенно антихристианскую направленность, злой умысел — это и «Матрица» и «Небо на Берлином» Вандерса (хотя сам фильм вполне хорош) и «Основной инстинкт», но поскольку по силе воздействия эти картины очень сильны, то и их стоит иметь в виду в качестве антипримеров.
Есть фильмы, совершенно конкретно напоминающие о том, что часто забывается — о смерти — это и «Иные» с Белуччи и «Семь» Дэвида Финчера с Брэдом Питтом.
Понятие миссионерского кино неправильно по сути на мой взгляд: есть кино хорошее и кино плохое. Всегда нужно понимать, что и кому показывать. Вот, например, если я захочу со своими нецерковными друзьями посмотреть какой-то фильм, чтобы потом попытаться о чем-то заговорить, то я бы посмотрел вместе с ними фильм «Человек дождя» или «Гром небесный» или «Пролетая над гнездом кукушки» (хотя последний фильм совсем не безусловный), просто потому, что знаю, что у них есть какой-то определенный культурный бэкграунд. А вот если показывать что-то в сельском ДК, то это должен быть совсем другой фильм, может быть «Остров» (при этом фильм совсем не для простаков), может быть «Достучаться до небес», а может быть «Леон».
Главный критерий — фильм должен быть хорошим сам по себе, безотносительно цели его просмотра. Знаю одну игуменью, которая своим сестрам показывала «Запах женщины», казалось бы странно, все же не монашеский фильм, но ведь это как подать, как построить обсуждение. Но главное — это помнить, что кинематограф — искусство, а не альтернатива книге Осипова или Катехизису.
Иерей Дмитрий Ершов, священник храма Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее:
Необязательно, чтобы фильм был с конкретным каким-то христианским или миссионерским посылом, посредственно о Христе или о христианстве. Если фильм в принципе взывает к совести человека и заставляет человека задуматься о нравственности, об общечеловеческих ценностях, то он уже сам по себе приводит человека к Богу, независимо от того, где этот фильм снят, и православный ли режиссер его снял. Если человек делает фильм по совести и взывающий к совести, то фильм уже сам по себе несет положительный заряд.
Из того, что я посмотрел в последнее время, могу назвать фильм, который называется «Опустевший город». Я не говорю, что это лучший фильм, но даже он несет христианскую мысль. Фильм американский, но можно посмотреть хотя бы его. Фильм заставляет задуматься о месте человека в этой жизни, об отношениях человека с окружающими его людьми: либо человек уходит в одиночество, либо налаживает контакт с людьми и начинает жить по-другому — не только для себя, но и начинает видеть вокруг себя людей с их скорбями, с их радостями — хотя бы самых близких: жену, детей. Фильм рассказывает о жизни успешного врача, у которого на первый взгляд есть все: своя клиника, семья, дети. Он встречает своего друга, потерявшего во время терактов 11 сентября жену и детей, отчаявшегося и потерявшего смысл в жизни. Главный герой пытается вытянуть друга из этого отчаяния и незаметно для себя меняется сам, начинает видеть своих близких людей, заново выстраивает свои отношения с ними. Даже этот фильм может принести пользу человека, заставить его посмотреть на свою жизнь иначе, увидеть и подумать о ком-то кроме себя.