Любимое имя

День преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца – большой церковный праздник. Игумен Земли Русской покидает свое земное Отечество, чтобы стать гражданином Небесного Иерусалима, скорым помощником, исполняющим всякое прошение верующих к пользе, ибо, предстоя у Престола Света, он зрит в нем, как в зерцале, нужды и прошения всех, призывающих его святое имя. День преподобного Сергия рассыпается по календарю искрами множества малых, семейных праздников – днем Ангела всех тех, кому покровительствует игумен-чудотворец.

Сергий Радонежский. М. Нестеров

Свою любовь к преподобному Сергию русский народ запечатлел духовными песнями и стихами, храмоздательством, иконописанием, паломничествами, ведь каждый шаг паломника по пути к святыне – это труд любви. Воплотилась эта признательность и благодарная надежда и в том, что родители, крестя своих детей, нарекали их святым и любимым именем – монашеским именем преподобного, под которым он стал известен всему православному миру – Сергий.

Это одно из самых популярных русских имен, и каждый из знаменитых Сергеев добавляет ему новую славу – столько среди наших талантливых соотечественников, носящих его, поэтов, музыкантов, изобретателей, ученых, военных, богословов и мастеров множества других важных и почетных профессий.

Задумав поначалу составить краткий обзор вклада самых известных Сергеев в отечественную историю и культуру, автор настоящей статьи очень скоро встал перед сложностью выбора: кого упомянуть и по какой причине? Кого «оставить за бортом» текста? Имеет ли смысл перечислять всех выдающихся людей в одном контексте лишь потому, что они – тезки? Выход один – не пытаться решить глобальную задачу – воспеть Сергиево имя во всей его многогранности, а предложить читателям историю, сложенную из нескольких фрагментов, которые это имя соединит, как соединяет совершенно разных людей духовное родство.

Тезки

Сергей ЕсенинО ком из знаменитых людей достоверно известно то, что их небесным покровителем был преподобный Сергий Радонежский?

В честь преподобного Сергия нарекла своего сына мать Сергея Есенина. Размышляла ли об этом совпадении Великая княгиня Елисавета Феодоровна, когда принимала тезку своего покойного мужа в Марфо-Мариинской обители в 1916 году?

Хотя Есенина нельзя с легкостью подогнать под удобный шаблон нравоучительного «православного поэта», его творчество – неотъемлемая часть русской духовной культуры, пронизанной как богоборчеством, так и богоискательством. Наивно, после десятилетий атеизма на краткое время почувствовав под ногами устойчивую церковную почву, браться судить эту культуру с позиций нашей сегодняшней воцерковленности. Нам самим еще много раз придется задавать себе много неудобных вопросов, падать и подниматься, терять и обретать веру, надежду и любовь. На этом пути Великая княгиня, с вниманием выслушавшая поэта,  пусть будет нам путеводным светочем и примером.

В честь преподобного нарекли и Сергея Аксакова. Еще до рождения Сергея Тимофеевича, его дедушка, Степан Михайлович, мечтая иметь первенца-внука, советовал своей молодой невестке молиться преподобному Сергию о даровании сына и тогда же дал обет назвать новорожденного Сергием.

С.Т. Аксаков, автор «Аленького цветочка», «Детских годов Багрова-внука» и «Семейной хроники», лучшие свои произведения написал в подмосковном Абрамцеве – имении, которое он приобрел, чтобы жить ближе к Троице-Сергиевой Лавре, ставшей колыбелью монашеской жизни для Московской Руси.

Отец Сергий

В святцах Русской Православной Церкви упомянуто 77 имен святых Сергиев, большая часть из них  – новомученики и исповедники ХХ века. Совершенно очевидно, что многие из них при жизни праздновали свои именины в день памяти преподобного Сергия.  Вообще имя «Сергий» очень распространено в среде духовенства в силу все той же причины – глубокого почитания преподобного Сергия, чей подвиг особенно был близок людям духовного звания.

В связи с этим далеко не случайным выглядит выбор Львом Николаевичем Толстым нарицательного имени для персонажа, историей которого писатель словно бы бросил вызов всей агиографической традиции, всему монашеству. «Отец Сергий» — нарочитое не-житие.  Если следовать внешней канве, герой повести Толстого, как и подлинные монахи, проходит путь духовной борьбы и искушений, поддавшись гордыне, переживает глубокое нравственное падение, но, в конце концов, возвращается к вере, начинает «чувствовать» Бога. Все как в житии, но в этом житии внутренняя суть христианской жизни настолько переосмыслена, переломлена авторским видением, что не может не вызывать внутреннего сопротивления и множества вопросов у верующего человека. Для героя повести спасение в монастыре, затворе, пустыне, в аскетической дисциплине невозможно – напротив, весь строй церковной жизни приводит его к падению, и спасение он начинает искать не в храме – он ищет его в народе, став простым странником.

Не входя глубоко в анализ текста этого произведения, адресую заинтересованного читателя к статье святителя Иоанна (Шаховского) «Духовная ложь «Отца Сергия». В контексте же настоящего разговора важен тот факт, что подбирая имя для своего персонажа, Л.Н. Толстой останавливается на имени «Сергий», на имени игумена Русской Земли, олицетворяющего все русское монашество. Писатель создал литературный образ, заживший своей жизнью, дав ему имя, которое стало нарицательным, причем именно на том поле, на котором трудился преподобный Сергий. К счастью, и чтение толстовского «Отца Сергия» может быть полезным верующему человеку. Например, на примере этого текста отчетливо видно, в каком ошибочном свете видит христианскую жизнь светский человек.

В советские годы судьба повести и ее экранизаций складывалась по-разному: их художественные достоинства то вызывали восхищение публики, то суровую отповедь по поводу того, что речь вообще зашла о таком «пережитке прошлого», как путь к Богу

Однако «пережиток» пережил своих гонителей. Одним из первых русских святых, вернувшихся к вспоминающему свое духовное прошлое народу в конце 80-х годов, стал именно преподобный Сергий. По молитвам русских святых и преподобного Сергия, без сомнений, и стало возможным возрождение веры и Церкви в России.

Патриархи

Патриарх Алексий IПеренесемся вновь мысленно в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, которая, как и в прежние времена, беспрепятственно принимает множество богомольцев и паломников. Здесь, в крипте под Успенским собором покоится прах двух русских Патриархов – Алексия I († 1970) и Пимена († 1990).

Совпадение ли – что Патриархи, на долю которых выпали новые гонения «хрущевской оттепели» и последующие годы агонии советской идеологии, Патриархи, обретшие упокоение в Свято-Троицкой обители, до принятия иночества носили одно имя – Сергий и были наречены именно в честь преподобного Сергия Радонежского?

Личную глубокую связь с преподобным Сергием Святейший Патриарх Алексий I ощущал на всем пути своего служения Церкви. В самом начале его Патриаршества, в 1946 году Церкви была возвращена  Троице-Сергиева Лавра, что он воспринял как особый благодатный знак.

Здесь, в стенах Московской Духовной академии протекли годы его учебы, здесь в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры Сергий Симанский был пострижен в монахи и наречен Алексием в честь святителя Алексия, митрополита Московского и позже рукоположен во иеродиакона.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен в миру также носил имя Сергий, ибо при рождении был наречен в честь игумена Радонежского. Именно определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 26 декабря 1978 года была учреждена одна из самых почетных наград Русской Православной Церкви – Орден преподобного Сергия Радонежского, которым «награждаются иерархи и клирики Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей, а также представители инославных Церквей за церковные и миротворческие заслуги, государственные и общественные деятели за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами».

Патриарх ПименПо благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 10 июля 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского — 6/19 июля.

Именно в годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Пимена и при его активной поддержке в год празднования Тысячелетия Крещения Руси, в день Святой Троицы 29 мая 1988 года в подмосковном селе Городок, который впоследствии был переименован в Радонеж, несмотря на активное противление властей, был открыт памятник преподобному Сергию Радонежскому работы скульптора В.М.Клыкова.

Великий князь

Завершить этот небольшой очерк хочется рассказом о Сергее, чье имя особо дорого сердцу автора. Речь о Великом князе Сергее Александровиче Романове, супруге преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, дяде Императора-стастотерпца Николая Александровича, человеке больших дарований, высокой духовной жизни и трагической судьбы, особыми узами связанном с преподобным Сергием Радонежским.

Удивительно то, что порфирородный сын Императора получил имя Сергия, поскольку в роду царствующей фамилии этого имени доселе не встречалось. В архипастырском слове, произнесенном в Троице-Сергиевой Лавре по случаю наречения Великого князя Сергия Александровича святитель Филарет, митрополит Московский раскрыл предысторию такого решения.

После коронования и помазания на царство Император Александр II с Императрицей Марией Александровной посетили Свято-Троицкую Лавру и, во время ночной молитвы у раки с честными мощами преподобного, не сговариваясь дали обет в том, что если Господь дарует им сына, то в благодарность угоднику Божию они нарекут младенца Сергием. О своем решении они сообщили друг другу только тогда, когда вышли из храма.

Мы уже отмечали, и можем привести еще немало примеров того, как родители давали обет назвать вымоленного сына Сергием, и получали по своей вере просимое.

Совершив благодарственный молебен у раки преподобного, митрополит Филарет направил в Петербург для новорожденного икону с частицей мощей святого.  Сразу после рождения сына императора по благочестивому обычаю иконописцам был заказан образ Небесного покровителя Великого князя, в серебряном вызолоченном окладе. Этот образ Великий князь Сергий Александрович хранил всю жизнь. После его трагической смерти вместе с другими принадлежащими ему иконами и реликвиями этот образ был перенесен в храм-усыпальницу в Чудовом монастыре.

В 1865 году для укрепления здоровья маленькому Великому князю пришлось провести в отрыве от семьи несколько месяцев в Москве. Мальчику было всего восемь лет, но уже тогда в нем крепли задатки высокой нравственной жизни, давшие свой обильный плод в зрелые годы, а также любовь к древней столице. У Великого князя Сергия был замечательный воспитатель – Дмитрий Сергеевич Арсеньев. Суть своего педагогического метода он сформулировал так: «Я был убежден, что надо прежде всего вкоренить сознание бессмертия своей души, веру в Бога и твердые христианские правила; что необходимы: привычка испытать все свои поступки, усердная и внимательная молитва, жизнь в присутствии Божием и постепенно укоренение убеждения, что жизнь земная есть великая и серьезная обязанность, ведущая нас к вечности, и за которую мы подлежим серьезной ответственности; все это я считал необходимым внушить, как основу воспитания и основу жизни».

В дни пребывания в Москве, Великого князя принял митрополит Филарет, который на прощание благословил мальчика крестом с мощами преподобного Сергия, наказав: «Надевайте крест, когда будете ходить в церковь, молиться Богу или пойдете к родителям, а когда будете играть, то снимайте». Этот крест Великий князь надевал в день Причастия до конца своей жизни, завещав его младшем брату Великому князю Павлу Александровичу.

Достоверно известно, что Великий князь неоднократно посещал Троице-Сергиву Лавру и молился у мощей преподобного.

Великий князь Сергий Александрович – это великий пример благочестия в миру, достойного служения народу и Отчизне, человек, следовавшей тому идеалу, к которому призывал и преподобный Сергий Радонежский.

Через некоторое время после гибели мужа, Великая княгиня основывает Марфо-Мариинскую обитель милосердия, духовником которой становится отец Митрофан (Сребрянский).  После смерти Великой матушки, по благословению святого Патриарха Тихона отец Митрофан примет монашеский постриг с именем Сергий – в честь преподобного Сергия Радонежского (супруга отца Митрофана станет монахиней Елисаветой). Именно под этим именем после своей кончины он войдет в сонм новомучеников и исповедников российских – преподобноисповедник архимандрит Сергий.

Так ткется полотно истории. Так линия духовного родства, связующая между собой святителей и святых, протягивается и к нам, если только мы от всей души верим в свою им сопричастность.

Читайте также:

Преподобный Сергий Радонежский. Все учение – жизнь

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.