В неделю 2-ю по Пятидесятнице – Мф 4:18–23 (зач. 9):
В те дни Иисус, проходя близ моря Галилейского, увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
В прошлое воскресенье мы совершали празднование всем святым, от века Богу угодившим. А сегодня мы слышим евангельское чтение о тех, с кого начинается история Нового Завета, история христианской святости, – об апостолах.
Значение слова «апостол» нередко воспринимается как «ученик Христа». Т. е. Учитель учит, а ученику отведена лишь пассивная роль – слушать, внимать. Между тем в переводе с греческого «апостол» означает «посланник», «посланец». И тогда возникает уже несколько иная картина: посланник, с одной стороны, обладает большой степенью самостоятельности в действиях и в решениях; с другой стороны, вся его жизнь должна быть сосредоточена на этом служении. Это учеником можно быть по субботам или воскресеньям, а остальное время по-прежнему ловить рыбу или продавать компьютеры. Но если ты посланник – то ты уже принадлежишь не себе, но тому, кто тебя послал.
Андрей и Петр, Иоанн и Иаков уже были к этому времени учениками (о первой встрече Кифы и его брата с Иисусом рассказывает нам в своем Евангелии их сотоварищ – см. Ин 1:35–42). Но теперь, несколько месяцев спустя, Иисус меняет характер их взаимоотношений: Он требует следовать за Ним.
Но какие перспективы открываются перед двумя парами братьев? Сейчас они рыбаки – это позволяет им добывать себе пропитание. А Иисус обещает сделать их ловцами людей (в греческом тексте в обоих случаях – и для «рыболова», и для «ловца» – стоит одно и то же слово). Но не будут же они есть людей, в самом деле? Таким образом, они остаются без куска хлеба. Так что же они получат взамен? И главное: зачем всё это?
Неизвестно, задавались ли ученики такими вопросами. Но решение, как мы знаем, они приняли быстро: оставили свои сети (а Иоанн и Иаков, как сказано, – также и своего отца) и последовали за Иисусом.
Что же было в Иисусе – с виду обычном человеке, плотнике из провинции – что же было в Нем такого, что слово Его всегда было «со властью» (Лк 4:32)? Да, мы знаем, что Иисус – Бог и человек, мы прочли это в книгах. Но вот перед галилейскими рыбаками – человек, одетый отнюдь не в роскошные одежды, не низводящий с неба огонь, никак внешним образом не проявляющий свою власть и величие. Что в Нем было такого?
В Нем было то, что называют «отблеском вечности». Ученики слушали Его или просто смотрели на Него – и им постепенно всё становилось ясно. Нет, у них, конечно, было очень много вопросов, и они их задавали до самого конца – и иногда это получалось довольно неуклюже. Но общее направление движения уже тогда им было понятно: нужно идти за этим Человеком. Там, где Он, – там любовь, красота и истина.
Но вот прошло две тысячи лет. Мы христиане, т. е. тоже ученики Христа. Но Учителя больше нет с нами – Его нет здесь, на земле. Разумеется, мы знаем, что сама Церковь – это Тело Христово, и мы вкушаем Тело Сына Божьего в таинстве евхаристии; мы верим, что Спаситель неотлучно пребывает в Своей Церкви. Но, положа руку на сердце, признаем: это ведь далеко не то же самое, что видеть Иисуса, разговаривать с Ним, плыть вместе с Ним на лодке по озеру, разделять с Ним трапезу, ночевать под одной крышей… Короче говоря, нам нужна вера – а с этим бывает легко только в период неофитства.
Но вот если бы был рядом с нами человек, на лице которого мы увидели бы тот самый отблеск вечности… Таким человеком был, несомненно, митрополит Антоний Сурожский, столетие со дня рождения которого мы празднуем в эти дни. Таким человеком был священник Алексий Мечёв – сегодня день его памяти. Таким человеком был иеромонах Серафим (Мошнин) – мы знаем его как преподобного Серафима Саровского. Но обо всех них приходится говорить в прошедшем времени. Как же быть нам, как верить, чем вдохновляться, если нет среди нас таких людей, если не окружают нас святые?
Кажется, выход всё же есть. Да, мы и наши близкие не достигли еще высот духа – но все мы (верующие и неверующие, христиане и атеисты) сотворены по образу и подобию Божию. И при всей нашей греховности, которая, как короста, покрывает нашу душу и сковывает дух, этот образ и это подобие иногда неожиданно просвечивают в человеке – в его слове, жесте, улыбке или же молчаливо совершаемом деле. И тут важно не пропустить этот миг – потому что в такие моменты человек становится проводником Божественного света. Он, иногда сам того не сознавая, превращается для нас в маяк, указывающий путь в нашем повседневном плавании, подсказывающий, как обойти подводные рифы уныния, отчаяния и цинизма, столкновение с которыми грозит катастрофой.
Говорят, человек человеку волк. Но для христианина понимание жизни, понимание взаимоотношений с людьми должно быть иным: человек человеку – Христос. Иисус вознесся на небо, но Он оставил нам нас. В Новом Завете представлено чрезвычайно высокое учение о человеке. Апостол Павел пишет коринфянам (1 Кор 6:19), что их (а значит, и наши) тела – храм Духа Святого. Христос в притче о Страшном суде (Мф 25:31–46) приравнивает Себя к «малым сим». Он подчеркивает особый смысл и силу совместной молитвы (Мф 18:20). Он, наконец, ставит любовь к ближнему важнейшей заповедью после заповеди о любви к Богу – или, точнее, наряду с заповедью о любви к Богу (Мф 22:39, Мк 12:31).
А раз так – то постараемся относиться к окружающим нас людям не как к докучливой толпе, но как к тем, в ком мы можем увидеть самого Христа, кто может стать для нас источником вдохновения и утешения. И будем помнить, что и сами мы тоже призваны светить, чтобы люди, видя наши добрые дела, прославили Отца, Который на небесах (Мф 5:16). И – как знать? – может быть, кто-то из них увидит, услышит благодаря нам призыв Христов, оставит всё и последует за Ним.