Бог позвал нас cебе в друзья
Обладатель многочисленных ученых регалийи степеней — магистр богословия, доцент Московской духовной академии, профессор Православного Свято -Тихоновского богословского института — отец Сергий известен православным москвичам прежде всего как опытный духовник, серьезный пастырь. И еще как яркий, увлекательный проповедник Слова Христова. Среди предков отца Сергия, происходящего из старинного священнического рода — новомученики, причисленные Русской Православной Церковью к лику святых. Отец Сергий — настоятель древнего, замечательной красоты храма Живоначальной Троицы , расположенного в Троицком — Голенищеве, неподалеку от известной киностудии «Мосфильм».
ПЕРВЫЕ ШАГИ В ВЕРЕ: «НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! »
— У моих знакомых накопилось довольно много житейских вопросов о Православии, о самых первых шагах в Церкви. Понятно, что вопросы еще очень простые и могут показаться даже «детскими». Кроме того, эти вопросы не последовательные, не систематичные и на самые разные темы, иногда неожиданные. И, тем не менее, батюшка, за любым из этих вопросов может стоять судьба, проблема, живой человек, который с нетерпением ждет вашего ответа. Каждый из этих людей хотел бы услышать весомое и духовно значимое слово православного священника по поводу своих вопрошаний.
Вот первый вопрос. Сегодня выходит много книг о Православии, о святых, о том, в чем же заключается Православное вероучение. И все же большинство из них никак не отвечают на первейший вопрос: а зачем человеку вообще принимать Православие? Так зачем же?
— Без Бога человек жить не может. При всем благополучии, при всех успехах, при том, что у него все получается хорошо, душа неизбежно будет тосковать. Это описано и в мировой литературе: например, у Джека Лондона — те, кто читал его роман «Мартин Иден», об этом помнят.
Не может человек без Бога.
Душа просит бессмертного, ищет Того, Кто ее сотворил. И от этого никуда не уйдешь. Любые хобби, любые увлечения это некая подмена того, чего на самом деле жаждет душа. Некоторые люди, уже достигнув больших высот в своей карьере, или начинают пить, или становятся наркоманами. Отчего? Оттого, что душа тоскует, чего-то ищет.
Ты построил дом, все благополучно, а нет спокойствия души. И вот тогда человек начинает искать чего-то, что смогло бы удовлетворить его душу. Но вот он вдруг слышит: в православном храме в колокол ударили — значит, в церкви кто-то молится, пойду посмотрю. Хорошо, если он почувствует, что здесь — именно то, что ему необходимо.
Если мы, православные, говорим о преимуществе нашей веры перед всеми другими, говорим о преимуществе Русской Пра- вославной Церкви, то это не значит, что мы тянем на себя одеяло, что мы утверждаем: русские — самые лучшие, а все остальные плохие. Православная вера — для всех людей: для греков, для турок, для немцев, для всех, потому что эта вера имеет непрерывную связь с апостолами и с Самим Господом Иисусом Христом, Который пришел на землю спасти всех людей. То, что человек русский, грек, или происходит из какого-нибудь устья реки Ама зонки — не имеет никакого значения. Сейчас и в Африке среди негров очень много православных людей. И даже Африка со временем может стать совершенно православным континентом, а вот русские могут здесь оказаться уже не впереди, а позади всех.
Православная вера — это та вера, которая не повредилась от самых апостольских времен. Ее мы и храним в нашей Церкви. Когда человек придет к вере, он это сам поймет.
И пусть представители других религий и церквей говорят, что у нас все устроено совершенно неправильно. Но ведь есть же совершенно объективные вещи, подтверждающие нашу правоту: история всего мира, история цивилизации; и есть принципы, которые с древнейших, с апостольских времен заложены в Церкви и действуют в ней до сего дня: это как бы «тестирование» на ее истинность. И раз эти принципы неизменно соблюдаются в нашей Церкви, то мы твердо знаем, что храним православную веру.
— Человек заглядывает в храм, стремится к вере. И тут он оказывается в тупике: он не знает, как себя здесь должным образом вести, как разговаривать со священником, как исполнять правила церковной жизни. Что можно посоветовать таким людям?
— Простой и даже самый простейший ответ: не стесняйтесь. Не стройте из себя в церкви человека, который что-то знает или понимает.
Вот древний, еще дохристианский, замечательно выражен ный принцип: «познай самого себя» . Это требование во все времена относилось ко всем людям. А познать самого себя, скорее всего, означает: нужно увидеть, что ты совсем не такой значимый человек, как тебе казалось поначалу. Ну, так и не стесняйся! .
Зашел в храм, не знаешь, как тебе повернуться — не стесняйся. Бабка на тебя наскочила, говорит: «Ты неправильно стоишь! » , а ты отвечай: «Бабушка, прости, а я не знаю» . И все. «А почему ты не знаешь?» — «А я ни разу в храм не заходил. Вот я постою здесь и узнаю» . И никаких вопросов у нее больше не возникает.
И вот если так к этому подойти — для человека это уже большой подвиг. Он сознательно приходит в то место, где он ничего не знает и не понимает. Если этот подвиг совершить, переступить внутри себя через этот порог — все вопросы исчезнут. Встал боком к иконе — потом станешь правильно. Не умеешь креститься — потом научишься. Здесь дело в тебе самом, а не в церкви, и не в том, как к тебе в ней отнесутся.
Нужно отметить, что некоторые бабушки, имея комсомольское прошлое, могут совсем неправильно учить тому, как нужно себя вести в храме. Они и нападают на людей, разговаривают с людьми не так, как это принято в церкви. Мы, батюшки, с ними боремся и их учим. Поэтому нужно спокойно стоять на службе, не стесняясь этих нападок. Если устал стоять, если спина заболеламожно сесть где-нибудь на скамеечке в конце храма. Нужно подождать до конца службы, потом поговорить с батюшкой.
Нужно вести себя проще — и тогда все получится.
— Приходя в Церковь, новообращенные христиане надеются найти здесь идеальные отношения между людьми, хотят чувствовать себя уютно и спокойно, оставив за дверью мирские страсти и невзгоды, ищут внимания к себе священника, но иногда, напротив, могут натолкнуться на равнодушие и даже, увы, на грубость. Происходит это, конечно же, слава Богу, не всегда. Но все же случается. Вот вы, отец Сергий, уже упомянули наших православных бабушек. Почему вообще это происходит в святой Православной Церкви?
— Происходит это потому, что в храме собираются вовсе не святые, не люди, которые все уже достигли святости, а наоборот — грешники, которые каются, просят у Бога прощения своих грехов и постепенно, медленно восходят с одной ступени на другую. Далеко, далеко еще всем нам до совершенства. . .
Но во всем этом нет ничего страшного. В церкви находятся именно спасающиеся грешники, а не праведники. И поэтому, если вы услышали неприятное слово, нужно собрать свои силы и сдержаться, не отвечать резко. Если на тебя, например, напала комсомольской молодости старушка и отчитала тебя как перед пионерским собранием, нужно помнить, что она точно так же сражается со своими грехами, характером и привычками, как и вы сами. Надо смириться и про себя сказать: «Господи, я все это понимаю» и не обижаться.
В Церкви тебе комфортные условия сразу никто не даст. Больше того, в монастырях даже наоборот, создают некомфортные условия — для воспитания в душе смирения. Это бывает очень полезно, хотя и трудно. И это нелегко перенести даже людям, которые уже не первый год в Церкви. Поэтому такие обстоятельства нужно воспринимать как некое «делание» , то есть подвиг. . .
— А если человек хочет на исповеди назвать какие-то грехи, но не успевает, потому что священник говорит «скорей, скорей, я тороплюсь, мне служить надо» ?
— Если у батюшки нет для вас времени — это самая трудная и самая печальная вещь. Я сам это испытал. Еду к своему батюшке в далекий монастырь, приезжаю, у меня на душе столько вопросов, столько мыслей, столько грехов. Я подбегаю к нему, прошу: «Батюшка, поговорите со мной. . .» . А он раз, два. . . три предложения сказал и говорит: «Уйди отсюда, все, в следующий раз приедешь — будем говорить, а сейчас у меня времени нет» .
Я обижался, несколько лет обижался. И вот однажды, когда приехал к нему с особыми вопросами и он увидал какое у меня лицо (а это было очень тяжелое для меня испытание — в своем же храме), он бросил всех и говорил со мной два с половиной часа.
Так что, если вы подошли к батюшке, а он говорит: «Подожди, мне сейчас некогда» , значит у вас почти все благополучно. То есть вы делаете свое Спасение, делаете как положено и вам сейчас можно спасательный круг не бросать. А если вам плохо — будьте уверены, батюшка сразу заметит. Он скажет «стоп» , все отойдут в сторону, и он будет говорить с вами столько, сколько хотите: день, два или три. Он будет беседовать с вами, чтобы облегчить ваше духовное состояние.
Поэтому не расстраивайтесь, что вам уделили мало внимания: это значит, что есть другие, которым обязательно нужно оказывать «скорую помощь» , «делать искусственное дыхание» , «переливание крови» и все остальное. А вы — еще вполне нормальный, держитесь на ногах. Вы вполне православный человек, и, значит, вам еще можно подождать. Здесь тоже необходимо понять Церковь изнутри и не скорбеть. Может быть, даже лучше, что с вами сейчас долго не говорят, потому что у вас пока все нормально.
Если батюшка говорит «скорей, скорей. . .» , а вам просто необходимо с ним побеседовать, тогда нужно сказать: «Батюшка, пожалуйста, примите меня вне богослужебного времени» . Скажи- те: «Вот я приду, допустим, днем, или, наоборот, вечером, когда службы нет, — мне бы очень хотелось с вами поговорить» . И батюшка не откажет. Даже если он перегружен и у него много обязанностей — он найдет время, когда вам к нему приехать, обязательно с пониманием ответит на ваш серьезный вопрос и уделит вам столько времени, сколько вы потребуете.
В некоторых храмах, не во всех, есть такие специальные дни, когда батюшка с трех часов и до часу ночи исповедует. К нему приходят люди и говорят с ним столько, сколько хотят: полчаса, час. И никто никого не торопит. И даже в час ночи, когда батюшка прыгает в последний троллейбус, люди его ждут на остановке, потому что им тоже хочется с ним поговорить. Дай Бог, чтобы это бывало почаще, хотя это очень трудно для батюшки. Очень тяжело. Но православным людям это приносит пользу.
Повторяю: если кто-нибудь попросит священника о дополнительной встрече, то он обязательно уделит вам время. И тогда уже не будет никаких препятствий. Только нужно преодолеть себя, свою гордость, подойти к нему снова и сказать: «Батюшка, я хочу подробно поговорить, пусть и не сейчас» . И все будет в порядке.
— Почему для человека так важно найти духовника, священника, у которого постоянно исповедуешься, советуешься с ним?
— Я много лет езжу в метро через станцию «Таганская» . И там, в стеклянном «стакане» сидит один дядечка — иногда в фуражке, иногда без фуражки — дежурный. Я каждый раз иду мимо него, одетый в подрясник, а он сидит в своем «стакане» . И вот за три года мы с ним, только кивая друг другу головой, настолько внутренне сблизились, что когда я две недели ездил по другому маршруту, и, наконец, снова поехал через эту станцию, он меня увидел, выскочил из своего «стакана» и спрашивает: «Батюшка, где вы пропадали?» А ведь по сути мы с ним ни разу друг другу и слова не сказали, но подружились одними взглядами.
Так вот, если вы хотите, чтобы батюшка вас понимал, а не знакомился с вами заново каждый раз, найдите такого священника, к которому вы будете ходить все время. При этом, может быть, много с ним разговаривать и не надо — вот как с тем дядечкой в «стакане» — но ведь он вас все время видит и вы его видите. У вас на душе плохо — а батюшка уже чувствует. У вас в семье проблемы — а батюшка вас заметил в храме и сразу вспомнил все эти ваши проблемы. Батюшка на вас посмотрел и припомнил, что вы ему говорили месяц назад, полгода назад. И при этом он к вам всякий раз подходит как ваш знакомый, как некий друг. Причем, друг, который ни в коем случае над вами не превозносится, вас не поучает, не унижает. Наоборот, он все с любовью понимает.
И тогда вы экономите массу времени. Подошли, вздохнули и говорите: «Батюшка, ничего не вышло. Вот вы советовали мне сделать то-то, а я, грешен, не сделал» . Он, конечно, пожурит, но ведь и помолится тут же: «Господи прости, помоги» . И у вас на душе становится спокойнее, и батюшка не тратит много времени, и вы сами.
И постепенно, от года к году — как с тем дежурным по станции в «стакане» — возникает полное взаимопонимание с батюшкой. И благодаря этому вы будете делать большие успехи и серьезные шаги в познании того, Кто Такой Бог, как Он к людям относится, и что вы должны ради Него совершить.
ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ: «БОГ НЕ ФОРМАЛИСТ»
— Нужно ли православным христианам настойчиво подчеркивать свое православие в кругу неверующих друзей, знакомых? Нужно ли им активно проповедовать Православие, самим заводя о нем речь? Нужно ли, не смущаясь, показывать свою веру окружающим: например, едешь в автобусе мимо церкви — должен ли ты на глазах у всех перекреститься?
— В Евангелии написано о том, что нельзя выставлять себя свои подвиги напоказ. Пусть твои добрые дела будут совершены в тайне. И тогда Бог, увидев все это тайное, воздаст тебе явно. Это очень ответственный принцип. Нужно к этому так и относиться. А зачем афишировать, зачем самому кричать об этом на дорогах? Никто тебя об этом не просил. А вот если тебя кто-то попросил, тогда ты имеешь долг говорить об этом.
Баптисты считают по-другому: нужно всем ходить, проповедовать, кричать. Мы же, православные христиане, считаем иначе и опираемся на Священное Писание, на Евангелие — ведь Сам Господь об этом так сказал.
А вот если кто-нибудь спросит тебя в упор: «Ты верующий, православный?» — как бы «между прочим» , в разговоре, в транспорте — то тут наступает очень важный момент. Если ты умолчишь, или устыдишься, или ухмыльнешься, или скажешь «нет», то это незаметное легкое слово, которое просто выскочило без мысли изо рта, будет иметь невероятные последствия! Такой отказ полностью отсекает человека от Бога, от Церкви, от присутствующей в Церкви Божественной силы — так называемой «благодати». И человек остается совершенно вне Бога. Вот этого допускать ни в коем случае нельзя. Нужно твердо сказать: «Да, я верующий. А вы разве нет?». Или: «А как же — естественно, да». Вот эта твердость должна всегда присутствовать в человеке.
Мы замечаем, что в наше время очень высокопоставленные люди, занимающие самые высокие должности, не стесняясь, подходят к раке мощей, например, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, целуют их. А кому какое дело? Он имеет полное право. Не нужно этого бояться. Это наследие прошлых лет — пугаться, стесняться исповедать себя православным христианином.
Точно так же надо поступать, когда ты видишь крест и храм. Если ты проезжаешь мимо закрытой, не действующей церкви, лишь памятника архитектуры — может быть, тебе и не обязательно креститься. Но если это живой храм Божий, если он действующий, если в нем есть святыни — нельзя его просто миновать, пропустить. И в старину русские люди всегда крестились на храмы, на любое другое святое место, на стоящий на дороге крест. И это никогда не считалось каким-то «вызовом» обществу. Это просто естественное проявление твоих чувств, когда ты веруешь в Бога знаешь, что на земле есть Церковь, которая хранит полноту Божественной благодати. Перекрестился поклонился. Можно не кланяться, а просто перекреститься.
Если уж очень стесняешься, и не дорос до того, чтобы перекреститься, то, глядя на этот храм, скажи про себя: «Господи, прости меня; Господи, помилуй меня грешного» . Но все-таки лучше спокойно, не спеша, перекреститься.
— Почему Церковь учит, что спасутся только православные христиане? Получается, какой-нибудь индонезийский старик, на чьем острове нет никакой христианской миссии, но который всем всегда помогал и прожил поистине христианскую жизнь, не спасется?
— Я бы не сказал, что Церковь так ответственно и уверенно учит, что не спасется никто, кроме православных. Вопрос так не стоит. Ученики спрашивали Господа Иисуса Христа: а много ли спасающихся? А Господь им не ответил, Он ушел от прямого ответа. Принципиально ушел. Он только призывал их самих подвизаться, творить подвиги, чтобы тесным путем войти в Небесное Царство.
В Священном Писании есть такие слова: вы «увидите. . . себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, возлягут в Царствии Божием» (Евангелие от Луки 13: 28, 29).
Ученые богословы долго обо всем этом думали, и многие из них считают, что Царство Христово, Царство Небесное устроено как бы отдельными «концентрическими кругами» — ближе к Богу или дальше от Него. И если человек хочет быть с Богом, как можно ближе к Нему — то вот вам Православная вера. Бог называет нас Своими друзьями, Он отдает Себя во всей полноте общения православным людям. А есть люди, которые просто творят добро. Они будут судиться по таким законам, которые приняты у них.
Может быть, даже коммунисты будут судиться по «Моральному кодексу строителя коммунизма» , кто о таком еще помнит. На суде им откроют такую-то страничку, а там написано: надо поступать так и так. Раз он коммунист, то значит и должен так поступать? Ведь Бог у него не спросит, постился ли он или молился, а спросит: «Как ты себя вел в соответствии с твоей коммунистической «верой?» . Здесь я, конечно, преувеличиваю, но, тем не менее, вспомним, что и у язычников есть свои верования, и Бог по этим верованиям с них и спросит.
Но нас-то Он позвал Себе в друзья! «Я назвал вас друзьями», — сказал Господь (Евангелие от Иоанна 15: 15). Ближе друзей у Бога никого нет. И если ты хочешь быть другом Бога — вот тебе истинная Православная вера.
И здесь в моих словах нет никаких противоречий с христианским вероучением. Ведь слишком простой ответ — сказать, что спасутся только те, а не эти. Здесь все гораздо сложнее. Но быть другом Божиим — тут уж извините меня… Для этого нужно пребывать в Православии, и тогда ты будешь вместе со Христом, как Его ученики и апостолы.
— А спасутся ли те люди, которые жили до пришествия в мир Христа? Ведь их были многие миллионы…
— Большинство древних людей спасется.
В Церкви есть учение о том, что душа Христа, после того как Его распяли, сошла во ад, и Господь разрушил весь этот ад, где пребывали души всех живших до Христа людей. И Он всем им сказал: кто любит Истину, кто желает быть с Богом, со Мной — идите, Я всех вас выведу.
Но я уверен — больше, чем на сто процентов! — что нашлись и такие люди, которые сказали: нет, а мы не хотим с Тобой идти. Да, нам здесь плохо, но за Тобой мы не пойдем, и все. Наверняка нашлись какие-нибудь египетские черные маги, другие волшебники — и они остались. Бог насильно никогда никого не спасает.
Но те, кто пошел с Богом, те, кто стремился к Нему, кто интуитивно Его искал, желал полноты общения с Богом, все они наверняка увидели в Господе Иисусе Христе Сына Божия, пришедшего на землю Бога. Они пошли за Христом, и таких людей было большинство.
— Можно ли молиться за некрещеных родственников, друзей — живых или умерших — и как? Ведь в семьях часто бывает и так: отец у тебя некрещеный, креститься не хочет, но очень хороший человек. Как за него помолиться: в храме, дома? А можно ли, к примеру, молиться за некрещеного умершего друга, который был тебе очень дорог, или за некрещеного умершего дядю?
— За некрещеных можно молиться, но только дома — перед иконами. Можно зажечь перед иконой свечу и просить за них у Бога. В Церкви тоже можно подойти к канунному столику, то есть к тому месту, где бывает заупокойная молитва, поставить свечу и это имя прошептать, тихонько произнести вслух. Но в записке, которая приносится во время службы в алтарь, это имя писать нельзя. Почему? Может быть, если очень хочется — то можно? Конечно же, Бог никогда не был формалистом и бюрократом. Ему и записка эта, по большому счету, не нужна. Но зачем мы сами будем делать то, что противоречит Православной вере? По православному учению Бог принимает только свободную веру. Тот умерший человек не крестился, не хотел. И теперь, после его смерти, Богу нужно уважать свободную волю этого человека.
Если умерший не покрестился, то у него возникают свои, особые, иные чем в Церкви, отношения с Богом. И если вы даже нальете ему на могилку святой воды и будете подавать за него записки, это ему ничего не даст. В храме вам даже скажут: ведь вы нарушаете церковные обычаи, зачем же это делать?
Это правило охраняет человеческую свободу.
Да, скорбно, что умерший не имеет церковного поминовения — общецерковной молитвы за него. Ведь когда в алтарь подаются записки, то возносятся молитвы за всех христиан. А за него — нет. Но здесь — отдельный суд Самого Бога в отношении этого человека и отдельные личные отношения Бога и этого некрещеного человека. И вы тут ничего не можете сделать.
А попросить Бога лично от себя — и дома, и в храме (только не во время богослужения) — вы имеете полное право.
— А если некрещеным умер ребенок? Тут ведь не было его выбора, отказа креститься. Вот он мертв, и родители хотят его помянуть в храме. Могут ли они это сделать?
— Они могут это сделать точно так же: прошептав его имя и поставив перед иконой свечку. Но подавать поминальную записку на Литургии они не могут, потому что в данном случае, даже если его родители верующие, сам он все равно не имел крещения.
Такие родители могут сказать: какой жестокий Бог. Зачем так поступают православные люди? Почему они такие черствые? Почему они нас так мучают? Ну, не успели покрестить… Как же нам теперь быть?
Тут нужно сразу вспомнить о том, что если уж вы любите своего ребенка, то неужели его не любит Бог? Что, у вас любви больше, чем у Бога? Неужели Бог не найдет какой -то другой способ привести к Себе вашего ребенка и быть с ним? Неужели Он не сможет это осуществить помимо вашей просьбы, которая, при всей вашей любви к умершему младенцу, является ничтожно малой по сравнению с Богом и Его любовью? Поэтому успокойтесь. Господь найдет способ сделать все возможное для вашего ребенка, чтобы он был близок к Нему.
Именно поэтому мы должны твердо соблюдать церковные правила и не думать, что сердце у нас любвеобильней, чем у Бога. Ведь, соблюдая правила, мы сделаем даже больше добра нашему некрещеному ребенку, чем, нарушив правила, ввергнем и себя, и его в непослушание и в преступление церковных обычаев.
СПАСИТЕЛЬНАЯ КОРОБОЧКА
— Почему православный челове отдает в Церковь десятину, и что такое десятина? Это, еще ветхозаветное, понятие не для всех ясно. Должен ли человек, получающий немалые доходы, например, предприниматель, отдавать в Церковь не меньше десяти процентов своих денег? А если, скажем, президент какой-нибудь фирмы отдает в Церковь всего сто долларов в месяц — значит , он скупой? Или он должен отдавать точно десять процентов, да еще, как это водится, включая НДС? . .
— Такие требования были еще в Ветхом Завете… Да и князь Владимир после крещения Руси отдавал десятину. Не знаю, отдавали ли десятину другие князья: возможно, было и это. Если это есть и сегодня, если человек хочет это правило исполнять — он совершает большой подвиг.
Евангельская вдова пожертвовала на храм две лепты — две мелкие монетки. Но ведь, как сказал Господь, она больше всех положила. Она пожертвовала всем своим пропитанием, она больше ничего не получала. Ведь здесь неважно, большие или маленькие деньги ты получаешь. Ну, кто же из нас и наших современников может решиться на такой подвиг? Да никто.
Могу сказать о своем личном опыте. Я десятину никогда отдавать не мог — это так много. Я отдавал пять процентов. Потом перешел на два с половиной процента. Я тогда закончил Духовную Академию, служил диаконом — откуда же такие деньги я возьму, десять процентов — я просто не проживу. Но какой-то процент я установил для себя как правило и его выполняю.
Сегодня Церковь очень сильно нуждается. Она не имеет ни своей земли, способной приносить доход, ни сдававшихся прежде, до революции, в аренду паломникам монастырских домов. На что она существует? Да ни на что.
Если есть такая возможность — соблюди десятину. Если нет — дай меньше, но не забывай про это совсем. Соблюдай хотя бы небольшой процент, но твердо, решительно и определенно. Это будет хорошо и для тебя, и для Церкви.
Во всяком случае, старые русские купцы, предприниматели твердо знали: если Богу не отдашь, то плохо будет и с твоим делом.
— Предприниматели, как правило, люди состоятельные. И их, естественно, беспокоит вопрос: а как сохранить в целости свой капитал и свое имущество, как достичь безопасности не только от капризов бирж и фондовых рынков, но и от злоумышленников. Не могли бы вы, отец Сергий, дать им какие-нибудь уховные советы на этот счет?
— Дам только один добрый совет тем, кто хочет уберечь свой дом от воров. Об этом способе мне рассказала мама. Мне тогда уже было много лет, но до этого ни мама, ни папа об этом со мной не говорили.
Есть одно охранное устройство, не требующее никаких капиталовложений: сигнализации, охраны и так далее. У нас в доме лежала маленькая коробочка. На ней было написано: «Взаймы Богу» . Я однажды спросил: «Мама, а что это такое у тебя здесь лежит?» Она говорит: «Коробочка». Я спрашиваю: «А зачем она нужна?» Мама удивилась: «А ты что, не знаешь?» Я отвечаю: «Конечно, не знаю». — «Так об этом же говорит святой Иоанн Златоуст».
Если ты хочешь, чтобы к тебе не залез вор, заведи у себя в доме такую коробочку и положи туда деньги. И вот ты какой-то процент отчисляй в эту коробочку. Причем совсем небольшой процент — не десятину и не пять процентов, а меньше. Отчисляй туда, клади, а в конце месяца раздавай эти деньги нищим и клади новые. И никто никогда в твой дом не залезет!
Мама мне обо всем этом рассказала и говорит: «Вот сколько мы живем с папой — к нам в дом никто не залезал». Я тогда подумал: «Вот это да! »
При этом папа с мамой были настолько малоимущими, что, положив денежку в эту коробочку, они оттуда же и брали — до следующей получки, чтобы потом снова положить туда новые деньги. Так что уже они брали у Бога взаймы. И вот, все эти деньги ими раздавались нищим, многодетным, страждущим, болящим, погорельцам — людям, которым нужно было помочь. И действительно, за все то время, что мы жили с папой и с мамой, ни один вор к нам не залез.
Как-то у меня в доме лежала такая коробочка, а денег в ней не было — так уж получилось на какое-то краткое время. И вот вор стал взламывать нашу дверь, взломал почти до конца, но коробочка в последний момент все-таки сработала, и он не залез в нашу квартиру. Он увидел очень красивый замок на соседской двери и решил, что лучше будет взломать ее. Там жили совершенно неимущие люди. Вор у них ничего не нашел, абсолютно ничего, а потом его спугнули, и он убежал.
Это правило — еще от Иоанна Златоуста, с четвертого века — действует в течение тысячи шестисот лет подряд. Причем никаких тебе технических устройств, проводов — ничего. Кто хочет проверить — пожалуйста. В нашей семье этот способ действует уже на протяжении пятидесяти лет.
— Большое вам спасибо, отец Сергий, за интересные, поучительные и яркие ответы. Надеюсь, что и в дальнейшем вы найдете время и силы разрешить те вопросы, что возникают у читателей нашего журнала — представителей русского предпринимательства, все более и более серьезно прислушивающихся ныне к голосу Православной Церкви.
_________________________
Источник: «Русский Предприниматель» №1/2002 г.