Когда мы читаем в социальных сетях агрессивные призывы прийти на защиту святынь, либо на стояние в поддержку строительства нового храма, сформулированные в тональности манихейского бреда – сразу поясню, что этот термин используется в психиатрии для обозначения душевного расстройства, при котором черно-белый мир погружается в состояние перманентной войны, а душевноболящий, соответственно, предводительствует воинством белых, – так вот, когда кто-то гиперактивный манит и зовет нас подставить плечо друзьям и ногу оппонентам, надо сказать себе «стоп».
Не будем забывать, что мы иного Духа. Что наше свидетельство должно быть твердым, но мирным, в какой бы форме оно не осуществлялось
И потому, что склоки и свары – это само по себе нехорошо, а особенно нехорошо, коль скоро они спровоцированы христианами, коим Господь заповедовал быть миротворцами.
И потому, что это добавит грязных пятен на исторические ризы нашей Церкви, истовые приверженцы которой, столь же нетрезвые и рьяные как и иные нынешние призыватели к активизму, растерзали женщину-философа Ипатию и натворили еще много других постыдных дел.
И потому, что, по точному слову Алексея Степановича Хомякова, «Бог не требует ни крови, ни гонений за веру: мечом не доказывают истины. Бог слова покоряет словом. Гроб Господень не яблоко распри; он – достояние всего человечества».
Это слова из его программной книги «Церковь одна» (Соч. в 2-х тт. М., 1994. Т. 1, с. 455). И они касаются не только Иерусалима земного, но и всех христиан, что отстаивают свои права и интересы.
Не спорю, и права у нас есть, и интересы бывают, но если нет любви, то все эти интересные права обращаются в хлам. А борьба за них – в одно сплошное душераздирающее недоразумение.
По мысли Хомякова, если мы не перестанем чуть что вставать в позу оскорбленного фарисея, реальность отрикошетит – и болезненно:
«Когда Церковь вмешивается в толки о булках и устрицах и начинает выставлять напоказ большую или меньшую свою способность разрешать этого рода вопросы, думая этим засвидетельствовать присутствие Духа Божьего в своем лоне, она теряет всякое право на доверие людей» (Несколько слов православного христианина о западных исповеданиях. По поводу брошюры г. Лоранси// Соч. в 2-х тт. М., 1994. Т. 2, с. 66).
А как надо?
А по апостолу Павлу: «Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1 Кор 6:7). Апостол призывает здесь христиан не иметь тяжбы между собою и уступать друг другу, не доводя дело до суда, а тем более суда у язычников. Но ведь тяжба остается тяжбой и в том случае, если она приключилась и между христианами, с одной стороны, и нехристианами, с другой.
Это обидно, не круто, непросто, но, да, лучше для нас – оставаться обиженными. Именно потому, что тогда у нас появляется надежда исполнить закон Христов, простить врагов и найти некровопролитное решение, сколь бы серьезным не был конфликт.
В заключение отмечу, что именно об этом всем нам и напоминает наш Патриарх.
Ну а если для кого-то, скажем, для наших оппонентов – и Патриарх не указ, прислушаемся к Карлсону: «Спокойствие, только спокойствие!».
Впрочем, на фрекен Бок даже этот призыв действовал как красная тряпка на быка. Но мы же с вами не фрекен Бок.
Читайте также:
- Лосиноостровский “майдан”
- Настоятель храма в Осташковском проезде: Надеемся, что призыв Патриарха будет услышан
- Патриарх Кирилл призвал защитников и противников строительства храма в Осташковском проезде Москвы дождаться суда