Богатство смыслов в иконографии
Что меня всегда удивляло в церковной жизни, — это то, что в ней, в принципе, нет пустоцветов. Нет «пустоцветных слов», нет бессмысленных движений и ничего не значащих ритуалов. Каждое слово, каждое движение священника наполнено смыслом. Всякий момент Всенощного бдения и Литургии имеет символическое значение, совершается как бы на нескольких разных уровнях.
Например, на литии благословляется пять хлебов. Почему именно пять? В воспоминание о том, как Господь насытил пятью хлебами пять тысяч пришедших к Нему.
Или каждение в начале Всенощного бдения. Священник кадит в полной тишине. Так проводится параллель с началом сотворения мира, когда земля была «невидима и неyстроена, и тма верхy бездны, и Дyх Божий ношашеся верхy воды» (Быт. 1:2). Ни словесной твари, ни человека, который мог бы воспевать Господа, еще нет на земле. Но и это не единственное толкование данного момента богослужения.
И, какое бы явление или даже отдельный предмет в Церкви мы ни взяли, везде мы найдем это множество символических смыслов. Например, икона. Мы часто молимся, глядя на образ, не обращая особого внимания на то, как он нарисован, какими деталями наполнена икона и т.д. Для нас в молитве бывает важна именно личность святого, к которому мы обращаемся. Тем не менее, если сравнить различные иконы одного и того же святого или, например, Спасителя, то можно увидеть, что, при всем различии черт лица и живописной манеры, у них очень много общего. И это общее — те выработанные церковной традицией символы и элементы, каждый из которых наполнен определенным смыслом.
К примеру, нимб Спасителя. Это единственный нимб, в круг которого вписывается крест — знак крестной смерти Господа. По этому отличительному знаку всегда можно узнать, чей это образ. Каждая из сторон креста состоит из одной широкой и одной или двух узких полос. Это грани перекладин Креста, развернутые в обратной перспективе, — одна светлая и одна или две теневых. Богомладенец Христос на иконах Божией Матери также всегда пишется с этим крестом. Так икона постоянно напоминает нам о том, что Христос — Бог распятый и воскресший. Эти Его качества настолько существенны для Церковного сознания, что оно закрепило их даже в иконописном каноне.
В крест вписывается греческое слово ὁ ὢν , что означает «Сущий». Буквы на кресте могут быть расположены в разном порядке:
и
Последовательность чтения букв при этом различна. В первом случае буквы следует читать по порядку по часовой стрелке. Во втором случае слово разбивается на две строки: сначала читается самая верхняя буква, а потом нижняя «строчка» слева направо.
Одежда Спасителя и святых тоже имеет значение. Ни Христос, ни Богородица, ни святые не предстают на иконах, в чем попало. Все детали одежды, начиная от покроя и заканчивая цветом, тщательно продуманы и освящены каноном.
Один из знаков на одежде Спасителя — это тонкая полоска на плече, идущая вдоль одежды, обычно выделяемая другим цветом. Это клав — знак посланничества Иисуса Христа. «Та дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла» (Ин. 5:36). У одного из Ангелов, символично изображающих Сына Божия на иконе Троицы, тоже пишется клав.
Ангел, символизирующий Духа Святого, также имеет клав. Но здесь клав не контрастирует с одеждой, а наоборот, близок ей по цветовой гамме. Это означает Его неявное посланничество.
и
Клав иногда можно увидеть и на одежде других посланников Божиих — апостолов и пророков.
Цвет одежды Божией Матери тоже символичен. Он достигается смешением оттенков синего и красного. Синий — цвет девства и чистоты Богородицы. Красный — цвет крови. Он означает, что Господь Иисус Христос воспринял Свои Плоть и Кровь от Пресвятой Богородицы. Красный — также цвет мученичества. Считается, что Божия Матерь воплотила в себе все степени святости, в том числе была и бескровной мученицей, видя страдания своего Сына на Кресте.
Отличительная черта иконографии Божией Матери — это три золотые звездочки, две на плечах и одна на челе. Это звездочки символизируют приснодевство Богородицы (присно — всегда): она была до рождества, в рождестве и по рождестве Дева. Эти три звездочки также символизируют Пресвятую Троицу. Иногда на месте одной из звезд изображают Богомладенца Христа как воплотившееся второе Лицо Пресвятой Троицы.
Даже отдельные светлые пятна на иконе не лишены смысла. Блики — светлые места — на лике и одеждах святых также имеют значение. Они показывают Фаворский свет, который, по учению св. Григория Паламы, пронизывает обоженного человека и природу вокруг него.
и
Богатство смыслов, заложенных в иконографических деталях, поражает. Хотелось бы, чтобы это сокровище не оставалось спрятанным под спудом. Хотелось бы, чтобы знаки, с такой целенаправленностью и кропотливостью разработанные целыми поколениями христиан, не были для современных людей загадкой. Чтобы церковные явления оживали для нас в своей многогранности. Чтобы и мы становились причастны глубине церковной мудрости и церковного сознания.