Фильм «Четвертый вид» который выходит на экраны наших кинотеатров, посвящен уже очень известной теме — контактам с инопланетянами. Инопланетяне надежно обосновались в Голливуде, да и в киностудиях по всему миру, и еще один фильм про то, как посланцы далеких планет являются мирным обывателям, можно было бы пропустить. Но в фильме есть нечто, что выделяет его из общего потока научной (и не очень научной) фантастики, эксплуатирующей тему неземных посещений.
Само название — «четвертый вид» — отсылает к культовому фильму семидесятых «Тесные контакты третьего вида», который тоже рассказывает о контактах с инопланетянами. Фильм, снятый в 1977 году, на волне интереса к «уфологии», прекрасно показывал, чем вера в инопланетян была тогда — и остается по сей день. Религией для неверующих. Карл Саган, выдающийся американский астрофизик и популяризатор науки, крайне скептически высказывался о Боге Библии; но он обрел другую веру — веру во внеземные цивилизации, поиску которых он посвятил всю свою жизнь. Участники проекта SETI , посвященного поиску внеземной жизни, были как бы ветхозаветными праведниками, ожидавшими прихода мессий-инопланетян. Советская фантастика тоже была пронизана ожиданием встречи с «братьями по разуму», а труды отечественного уфолога Владимира Ажажи, слепые копии которых можно было по большому знакомству взять почитать на ночь, вызывали ажиотаж.
Считалось, что, поскольку человечество идет путем прогресса к светлому будущему, инопланетяне, опередившие нас на этом пути, будут благи и дружелюбны, и встреча с ними будем чем-то желанным и прекрасным.
Вера в инопланетян в атеистической картине мира была чем-то вполне очевидным — если разумная жизнь есть результат непреложных законов природы, с одной стороны, и случайностей, которые обязательно случатся, если дать им достаточно времени, с другой, то инопланетян просто не может не быть. Если жизнь на земле сама собой зародилась в «первичном бульоне» из различных неорганических элементов, а потом эволюционировала до разумных существ, то это же самое должно происходить повсеместно.
Берем котелок с первичным бульоном, ставим его на слабый огонь, и — хлоп! — через пару миллиардов лет оттуда являются астрофизики, ищущие контакта с инопланетным разумом. Но в таком случае вселенная должна уже давно кишмя кишеть астрофизиками. Удивительно будет не то, что мы встретим инопланетян, а то, что мы их еще не встретили. Именно отсутствие контактов с инопланетянами выглядит странным; эта странность получила название «парадокс Ферми» в честь математика, который впервые обратил на нее внимание еще в конце 40-ых годов XX века.
Характерно, что для людей, которые интересовались существованием инопланетян (как для Карла Сагана), это было не отвлеченной научной проблемой, а предметом глубочайшего личного, экзистенциального интереса. Такой же жгучий интерес к проблеме испытывали и многие обычные люди; именно на волне этого интереса и возник фильм «Тесные контакты третьего вида».
В этом фильме инопланетяне предстают как боги — могущественные, таинственные, непостижимо влекущие; они придают жизни тех, кто поверил в них, предназначение и смысл, люди приобретают цель, к которой страстно стремятся — встретить инопланетян. Главный герой «третьего вида» бросает семью, создает себе репутацию опасного сумасшедшего, подвергает себя опасности — и наконец лицезреет своих богов, которые принимают его в свой корабль и уносят в небесные чертоги.
«Четвертый вид» как бы полемизирует с этой картиной. Инопланетяне (которые не появляются в кадре, мы узнаем их по реакции людей и по голосам ближе к концу фильма) — чудовищны и омерзительны. Они вызывают невыносимое отвращение и ужас. Один из героев фильма убивает свою семью и себя, только бы не попасться им в руки. Они убивают, похищают и калечат людей без всякого понятного смысла и цели.
Постепенно мы узнаем, что язычники поклонялись им, как богам. И что люди древних цивилизаций оставили о них записи, высеченные на барельефах. Потом открывается, что они способны вселяться в тела людей, что для самих людей часто кончается увечьями; наконец, мы слышим нечеловеческий голос пришельца, который заявляет, что он — бог, и что его воля совершится. «Но я знаю, что это не Бог — говорит героиня фильма — я никогда не испытывала такой безнадежности».
Авторы фильма не говорят прямым текстом, с кем столкнулись его персонажи. Но для человека, сколько-нибудь знакомого с христианской традицией, ясно, кто это такой — тот, кто пытается выдать себя за Бога, но не Бог.
Человек, оставивший веру в Бога, сохраняет глубочайшую потребность в вере — в чуде, тайне, в том, что придавало бы его его жизни смысл и цель. Об этом — «Тесные контакты третьего вида». Но за богами, которым поклоняются древние и современные язычники, оказывается оказывается скрыт все тот же древний змий — и об этом «четвертый вид».