«Национальная святыня», – так говорят о Боголюбской иконе Божией Матери XII века, шедевре древнерусской живописи, и искусствоведы, и музейщики, и духовенство. Сегодня она хранится в горизонтальном положении при температуре воздуха 18-19 градусов по Цельсию и влажности 49-50 процентов и находится под особым вниманием не только реставраторов, но и общественности.
Как известно, летом прошлого года специальная комиссия сотрудников Всероссийского Художественного Научно-Реставрационного Центра имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) и Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ВСМЗ) приняла решение перенести «Боголюбскую Богородицу» из Владимирского Княгининского монастыря в музейное фондовое хранилище. Оставлять икону в храме было больше невозможно.
В феврале прошлого года во время очередной проверки ее состояния специалист ВСМЗ обнаружил на ней белые пятна. Московские реставраторы темперной живописи и работники музея-заповедника провели вскрытие климатической витрины, в которой хранилась икона. В результате обследования были зафиксированы три очага плесени, отставания красочного слоя, шелушения, угрозы осыпей.
— Икону Боголюбской Богородицы везти в Москву на реставрацию оказалось невозможным, — комментирует известный Владимирский реставратор, искусствовед, генеральный директор реставрационных мастерских «Владспецреставрации», заслуженный деятель искусств РФ Александр Скворцов. — За ее состоянием сейчас осуществляется ежедневный мониторинг. Регулярно, практически раз в неделю, сюда приезжают лучшие специалисты Всероссийского Художественного Научно-Реставрационного Центра.
Боголюбская икона была одной из самых первых, переданных в 1990-х годах сотрудниками музея в ведение Владимиро-Суздальской епархии. И соглашение о передаче памятника Владимирскому Свято-Успенскому монастырю предусматривало, что принимающая сторона обеспечит его сохранность и создаст оптимальный для него температурно-влажностный режим.
— В монастыре ежедневно ведется журнал наблюдений за тем, где, когда и как надо проветривать помещение главного собора. Вплоть до того, какую форточку в какое время открывать. Ковчег, в котором находилась икона, работал автономно: если внутри него увеличивалась влажность, он эту влагу забирал; как только становилось суше, он ее отдавал. Но в самом помещении храма, в целях экономии электроэнергии, монастырь отключил специальные осушители, которые регулировали температурно-влажностный режим в помещении. Это способствовало нарушению микроклимата в витрине Боголюбской иконы, — говорит Ольга Петрова, главный хранитель фондов ВСМЗ. – Конечно, монахини монастыря очень переживают. Это чувствуется. Звонят, справляются о состоянии иконы, молятся о ее благополучии. Думаю, ситуация с Боголюбской иконой Божией Матери нас многому научит.
Среди основных причин обострения болезни святыни специалисты называют также и замену в храме, где находилась икона, без обсуждения на научно-методическом совете прежних полов на полы гранитные и, как результат, нарушение условий ее содержания.
В течение прошлого столетия «Боголюбская Богородица» проходила четыре курса лечения.
И в 1918 году, перед первой реставрацией, комиссия под Руководством И.Э. Грабаря сделала такое заключение:
«Глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем доска большею своей частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляет собой труху, сыпавшуюся от малейшего прикосновения. На доске была найдена живая личинка червя. После первого осмотра нельзя было сказать, сохранилось ли что-либо от этого памятника».
«То, что икона Боголюбской Богородицы существует, — уже само по себе чудо!» — убеждены и реставраторы, и священники.
О реставрационных ошибках не принято говорить, но нельзя не отметить: после поступления этого шедевра во Владимирский областной краеведческий музей в 1946 году реставратор Ф.А. Модоров провел укрепление красочного слоя методом заливки всей поверхности растопленным воском с добавлением парафина. А его коллегам из мастерских ВХНРЦ, где икона находилась на реставрации с 1956 по 1976 годы, потребовалось разработать специальную методику для удаления многочисленных восковых вставок, остатков загрязненного парафина и скрепления левкаса с основой.
— Методы укрепления красочного слоя иконы, которые применяли наши первые реставраторы в 20-е годы, мы сегодня не приемлем, но иных тогда не было, — говорит директор ВХНРЦ им И.Э.Грабаря Алексей Владимиров.
А вот как прокомментировал ситуацию секретарь Владимиро-Суздальской епархии и заслуженный художник России архимандрит Иннокентий (Яковлев):
— Помню, как после последней реставрации сотрудники ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря сказали: «Состояние иконы Боголюбской Божией Матери можно сравнить с состоянием тяжелого хронического больного». Первый киот, в котором она находилась, делал музей. На второй, со сверхновыми капсулами, рекомендованными учеными, собирала средства епархия. У государства денег не было. Да, положение с температурно-влажностным режимом Успенского собора Княгининского монастыря трудное. Этот храм ниже земли и поэтому вбирает постоянно в себя воду, а бутовый фундамент проводит ее внутрь. Саркофаг у иконы не был герметичным. Из помещения церкви влага проникала и внутрь витрины. Боголюбскую Богородицу надо спасать всем вместе! Мы глубоко переживаем за ее состояние.
Дерево, в отличие от холста, реагирует на климатические колебания медленно. И нынешние серьезные изменения иконы, как утверждают московские реставраторы, — накопившийся эффект.
— Одной витрины мало, нужно помещение со специальным климатом, и специальным осушителем, — поясняет Александр Скворцов.
О том, вернется ли икона когда-нибудь в стены монастыря, увидят ли ее снова паломники, туристы, гости Владимира, речи в ближайшие годы идти не может. Сначала необходимо разработать и утвердить методику реставрации, и все это процессы, требующие времени.
— Сыграло свою роль в изменении самочувствия святыни и влажное лето прошлого года. Но большое счастье, что мы вовремя это заметили, — делится главный хранитель ВСМЗ. — Хочу подчеркнуть, что сейчас начался процесс стабилизации, и, признаюсь, нам страшно об этом говорить, но мы никаких ухудшений в состоянии иконы не наблюдаем. Правда, никто Вам не сможет сказать, каковы будут сроки «лечения» этого шедевра.
Читайте также:
Боголюбская икона Богородицы: и от чумы, и от огня, и от татар…